Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ГОСТЬ НОМЕРА

Театр, минарет, самокат

Народный артист Республики Татарстан, популярный актёр театра и кино Фанис ЗИГАНШИН пригласил нас с Юлей Калининой на экскурсию по Старо-Татарской слободе. Он столько раз играл на сцене Камаловского (и вне её) персонажей, так или иначе связанных с историей, которая творилась прямо тут, на улицах слободы, что чувствует себя здесь полноправным хозяином.

Народный артист Республики Татарстан, популярный актёр театра и кино Фанис ЗИГАНШИН пригласил нас с Юлей Калининой на экскурсию по Старо-Татарской слободе. Он столько раз играл на сцене Камаловского (и вне её) персонажей, так или иначе связанных с историей, которая творилась прямо тут, на улицах слободы, что чувствует себя здесь полноправным хозяином. И немножечко — посланцем той самой эпохи. (У него и костюм соответствующий!) Впрочем, ретро-идеи владеют им не полностью — часть экскурсии проходит вполне в духе времени нынешнего: от объекта к объекту мы перемещаемся на… самокате!

Театральный роман
Прогулка закономерно начинается на площади у театра. Фанис достаёт архивные снимки. Здесь и вид на бывшую электростанцию (а вы знали, что раньше прямо здесь располагались котлы, снабжавшие энергией одни из первых казанских трамваев?), и пасторальные виды с лодочками и пароходиками на Кабане (отсюда казанцы отправлялись на загородные гулянья, о чём мы по-
дробно рассказывали в июльском номере прошлого года).
Фанис (вот что значит настоящий артист!) вдохновенно декламирует историю возведения театра. Текст монолога он составил сам, опираясь на материалы казанских краеведов:
— Нынешнее здание Камаловского театра строилось тринадцать лет, с 1972-го по 1985-й. Над проектом трудились архитекторы из конторы со сложносочинённым названием — Мастерская № 6 Московского центрального научно‑исследовательского и проектного института экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений имени Бориса Мезенцева.

Из архива журнала «Казань»
Архитекторы Горлышков, Корнеев и другие работали в команде с главным архитектором Казани. Они хотели вписать объект в среду, «посадить» его правильно и отра­зить национальный компонент в архитектуре.
Вообще, разместить здесь большое здание с площадью, которое бы стало доминантой этого места, планировалось ещё с 1930-х годов. Театр Камала с его голубым парусом зрелищно дополнил эспланаду системы озёр Кабан.
Сейчас мы этого не видим, но, думаю, ни для кого не секрет: наш театр прекрасен не только снаружи, но и внутри. В отделке зрительного зала и фойе — дорогие натуральные материалы: ценные породы дерева, бронза, латунь. Фойе украшают люстры, изготовленные по авторскому проекту, стилизованные «белокаменные» орнаментированные капители, панно, созданные моими земляками — арчанами, ковка и инкрустация по коже, что тоже отсылает к национальному ­татарскому декоративному искусству. Зона буфетов отделена от людского потока зимним садиком. Природа в интерь­ере — тоже одна из новаторских черт советского модернизма.

Памятник Шигабутдину Марджани.
Интересно, что Камаловский театр с его узнаваемым силуэтом стал образцом для театров в других городах Советского Союза. Например, в Ростове-на-Дону театр построен в виде рояля с поднятой крышкой!

Напитав нас с Юлей ценными историческими фактами, Фанис переходит к байкам. Мол, однажды, заходя в театр, услышал, как его «конкурент» (а на деле — один из тех экскурсоводов-дилетантов, коих, увы, развелось в последнее время слишком много) с упоением рассказывал туристам о том, что в подвале Камаловского есть целый транспортный парк: и депо с трамваем и рельсами, и тарантасы, и исторические автомобили! А ещё — собственный зверинец с петухами и прочей живностью, крайне необходимый для создания правдоподобной атмосферы татарской деревни. И, конечно, «главный герой» импровизированного зоопарка — ишак, на котором Ходжа Насретдин — Фанис Зиганшин выезжает на сцену в одноимённом спектакле… В одном горе-рассказчик не соврал: за кулисами, с левой стороны от сцены, действительно имеется старинное зеркало, в которое артисты вглядываются чуть ли не с первой постановки в 1906 году. Правда, скорее из практических, нежели из суеверных соображений: например, однажды Фанис, будучи в роли ишана, так истово совершал обряд омовения в одной из сцен «Голубой шали», что уронил свою накладную бороду прямо в таз с водой! Тут и пригодилось зеркало — срочно вернуть бороду на законное место!

Дом, где жил Шигабутдин Марджани. Улица Каюма Насыри.

Первая
Однажды в студенческие годы юный Фанис оказался рядом с мечетью Марджани. Пение муэдзина молодого человека заворожило, он вошёл внутрь и обомлел. Показалось, что на дворе — не лихие 90-е годы 20 века, а благословенная эпоха то ли Золотой Орды, то ли — Османской империи. Ковры, орнаменты, стеклянные витражи, диковинные узоры (сегодня, после ремонта мечети, мало что из этого сохранилось) словно на машине времени переносили в восточную сказку. 
Шли годы, Фанис и его коллеги по театру стали постоянными прихожанами и большими друзьями мечети. Здесь в священный месяц Рамадан проводят коллективные ифтары, сюда приводят уже новое поколение молодых артистов на пятничный намаз.
Конечно, не обошлось без истории места, которую наш герой рассказывает с большой любовью (и с множеством подробностей!):
— Мечеть Марджани построена в 1766–1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань. На строительство мечети 62 человека собрали около 5000 рублей. Это была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в 1552 году.
Поговаривают, что, когда дело дошло до строительства минарета, казанские градоначальники написали Екатерине II: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это русская императрица ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».
Мечеть названа по имени имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850–1889 годах. Изначально она называлась Эфенди, то есть Господская. Потом — Юнусовской, по династии купцов Юнусовых, живших в махалле неподалёку и серьёзно поддерживавших содержание мечети. Так, в 1861 году на средства купца Юнусова с северной стороны был сделан пристрой с лестницей. В 1863 году на его же средства расширили михраб с пробивкой окна.
В советское время она была единственной действующей ме­четью в Казани. В интернете можно найти документальный фильм, где прихожане во время Второй Мировой войны стоят на улице и произносят молитву (дога) за здоровье Иосифа Виссарионовича Сталина!

С ветерком по улице Каюма Насыри. На заднем плане — мечеть «Аль-Марджани».

И дом, и памятник
Тем временем мы идём дальше. Вот и дом выдающегося просветителя, богослова и историка. Он расположен на улице Каюма Насыри. Шигабутдин Марджани жил в этом доме с 1858 по 1889 годы. Дом был своеобразным центром притяжения в слободе. В 1863 году здесь был пожар. После дом восстанавливали по проекту архитектора Романова.
Несколько лет назад около озера Кабан, между театром и мечетью, был открыт памятник Марджани. Ведущим торжественной церемонии был наш сегодняшний герой.

Азимовская мечеть.

Балкон усадьбы Сабитовых.

Особенная улица
На самокате движемся к самой короткой и узкой улице Казани — Кунче, что в переводе с татарского значит «кожевенник». Её длина всего 100 м, а ширина в самом узком месте составляет 3,5 м. Улочка пешеходная, она выводит на набережную озера Кабан. Когда-то по ней спускались к озеру Кабан кожевенники — для обработки кожи в воде. А если закрыть глаза и сосредоточиться исключительно на обонянии, можно почувствовать запах натуральной кожи, той самой, из которой изготавливались знаменитые татарские ичиги…

Женское и мужское начало
Дальше — Апанаевская мечеть, вторая по старшинству после мечети Марджани. Построены почти в одно время, а выглядят 
по-разному, и это здорово!
Спрашиваю Фаниса, какая мечеть, по его мнению, самая в Казани красивая? Фанис улыбается: Азимовская! Ажурная, воздушная — точно как женщина! Расположенная же рядом с ней Бурнаевская — аллегория мужского начала. И вид имеет соответствующий. Хочется тут же взглянуть на их силуэты уже с этой призмы, но на этот раз мы идём в другую сторону.

По следам 
«Восточного клуба»

В бывшей усадьбе купцов Сабитовых (ныне здесь расположен ресторан) в 1908–1910 годах проходили заседания «Восточного клуба», желанным гостем которых был великий татарский поэт Габдулла Тукай. В 1911 году «Во-
сточный клуб» переместился в Дом Багаутдиновой-Апанаевой на нынешней улице Татарстан. Тогда, в 1911 году, там дала своё первое представление труппа «Сайяр», а сегодня находится музейный комплекс истории татарского театра «Шарык клубы». Вот она, спираль истории…

P. S. В день нашей встречи Фанис Зиганшин забыл дома мобильный телефон. Оставлю за скобками подробности, как мы с Юлей по громкой связи искали его по всему театру, как скачивали себе приложение для использования самоката, как… Да что там, каждый знает, что без гаджета сегодня жизни нет! 
— А вы знаете, когда в Казани появились первые телефонные аппараты? — напоследок спрашивает нас Фанис. — Ровно 135 лет назад, в 1888 году! И один из них был здесь, в Татарской слободе, в доме купца Сайдашева (ныне — улица Нариманова, 63). Говорят, другой аппарат был в русской части города. Кому они звонили? Наверное, друг другу! 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев