Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ГОСТЬ НОМЕРА

В джазе только девушка

Лучший джазовый голос Казани — заслуженная артистка Республики Татарстан Лилия ЧУГУНОВА — могла бы стать бухгалтером или руководителем детского театрального кружка, но судьба твёрдо вела её к реализации собственного предназначения, подбрасывая удивительные шансы. Например, в виде сломанной печатной машинки, с которой в семнадцать лет и началась певческая карьера Чугуновой.

Фото Юлии Калининой

Лучший джазовый голос Казани — заслуженная артистка Республики Татарстан Лилия ЧУГУНОВА — могла бы стать бухгалтером или руководителем детского театрального кружка, но судьба твёрдо вела её к реализации собственного предназначения, подбрасывая удивительные шансы. Например, в виде сломанной печатной машинки, с которой в семнадцать лет и началась певческая карьера Чугуновой.

Сознательная ошибка
Вообще-то, петь Лилия начала ещё в школе: была участницей вокального ансамбля, занимала в его составе исключительно первые места, но особого внимания своему певческому таланту не уделяла — могу, мол, петь, и ладно! Мама — главный бухгалтер крупного предприятия — тоже пела, но только дома. Были музыкально одарены и папа, и сестра, но разве серьёзное это дело? Родители мечтали о том, что дочь пойдёт по стопам мамы и поступит в финансовый институт, чего юной Лиле категорически не хотелось. Но деваться было некуда: на экзамены она всё-таки явилась, и даже нашла верные ответы на все вопросы, но… специально ответила неправильно — чтобы избежать ненавистного мира цифр. Так поступление в финансовый провалилось, и девушка направилась в театральное училище. Выяснилось, что экзамены — прямо завтра, нужно спеть и станцевать (это было легко!), а ещё — выразительно продекламировать стихи и басню. Увы, выучить их за ночь как следует не удалось, и вступительные экзамены успехом не увенчались. В музыкальном училище и консерватории тоже не заладилось: там требовался оперный голос. На этом попытки получить образование в тот год закончились — и семнадцатилетняя Лиля Чугунова устроилась на работу. 

Судьбоносная поломка
В конторе КМТС на улице Кирова напротив ЦУМа обязанностью девушки стало выписывать водителям маршрутные листы. Печатали на машинках — и в один поистине прекрасный день Лилина машинка сломалась. Явился настройщик — который (бывает же такое!) оказался, к тому же, гитаристом популярной в то время группы, выступавшей на предприятиях на «корпоративах» (такого слова, конечно, тогда не знали, но само явление существовало так же, как и сейчас: мероприятия к Новому году, 23 февраля и 8 Марта во все времена требовали увеселительной программы). Пока молодой человек чинил машинку, коллеги упросили Лилю: спой, мол, продемонстрируй способности! Она и спела — любимую песню из репертуара Аллы Пугачёвой «Знаю, милый, знаю, что с тобой». Гитарист исполнение одобрил и рассказал о талантливой машинистке руководителю своей группы — Сергею Кожевникову: «Серёж, там девочка вроде ничего поёт, не хочешь послушать?» И вот уже этот Серёжа звонит в контору: «Лилечка, мы вас приглашаем!»
Лилечка тем временем невероятно волнуется — но всё-таки идёт знакомиться. В огромном зале за роялем сидит Сергей и предлагает подыграть — но Лиля решительно (или не очень?) играет сама и поёт всё ту же коронную песню. Сразу же получает предложение выступить вместе на ближайшем концерте — и эта совместная деятельность продолжается почти год. 

Знакомство с Дерингом
Приближается лето, пора опять задумываться о поступлении, и в это же время Сергей Кожевников предлагает: «Лилечка, давайте я вас покажу Дерингу?» О том, кто такой Деринг, Чугунова в тот момент имела представление весьма слабое. А уж, узнав, что у того — целый джазовый оркестр, и вовсе перепугалась. Смущал и репертуар: песни на английском языке, который в Лилиной 95-й школе не изучали. 
Ту первую прогулку от Кирова до Баумана («базой» оркестра Деринга тогда был кинотеатр «Татарстан») она помнит до сих пор — практически по шагам. И как она пыталась убежать, и как Сергей её догонял и уговаривал, и как они всё-таки дошли, и как было страшно, когда Виктор Эдуардович попросил её сразу спеть — прямо в присутствии двадцати красав­цев‑оркестрантов. Пришлось просить их выйти, и это было неловко… 

Оркестр Деринга
Виктор Эдуардович выступление девушки похвалил — и дал ей «домашнее задание»: послушать дома кассету с записями американских джазовых певиц. Поначалу музыка показалась какой-то непонятной, о чём при следующей встрече Чугунова честно Дерингу и сказала: «Виктор Эдуардович, возьмите, пожалуйста, я не могу петь джаз, это не моё, я не хочу!» Мудрый наставник торопиться с выводами не стал и дал юной певице ещё одну кассету. И снова: «Нет, Виктор Эдуардович, я серь­ёзно решила, не надо, не мучайте ни себя, ни меня, не хочу». На это Деринг ответил: «Ладно, Лилечка, вот ещё третью кассету дам вам в последний раз, если и она не понравится, тогда уж всё». Дома оказалось, что это — снова первая кассета! На этот раз записи казались уже знакомыми — и девушка не стала сопротивляться. Всё-таки выбрала песню! Выучила наизусть, спела! Виктор Эдуардович был доволен — и вскоре предложил спеть с оркестром. Прямо в момент первого исполнения у Лили сломался микрофон. Позади — двадцать музыкантов, попробуй, переори их! Вот и пришлось орать… После этого Деринг вынес вердикт: «Вот, Лилия, вы и прошли школу, теперь учите вторую песню». А потом была и третья, и все последующие… Виктор Эдуардович учил её, как разнообразить музыку, как петь скэт (вид импровизированного джазового вокализа, использующего бессмысленные слова, слоги или отдельные звуки. — Прим. ред.), что поначалу тоже казалось невозможным…
Так Лилия Чугунова на долгие годы стала солисткой джазового оркестра под управлением Виктора Деринга. Любовь к непонятному в первое время музыкальному направлению пришла очень быстро — вот что значит заботливый и терпеливый педагог! Виктор Эдуардович раскрыл перед молодой певицей красоту джаза, объяснил всё и про ритм, и про темп, и про глубинный смысл — и эта любовь осталась на всю жизнь.

Оркестр Деринга. Кинотеатр «Татарстан». Казань. 1988. Из архива Д. Деринга 

Учительница и ученики
Параллельно Чугунова всё‑та­ки поступила в институт культуры, на режиссёрское отделение, где тоже было весело: много танцевали и пели, готовили постановки. Там же познакомилась с будущим мужем — Игорем, с которым с тех пор не расстаётся, тогда же родила дочь Валерию. 
Защитив диплом, поначалу была уверена: оркестр — этап пройденный, это всё несерьёзно, пойдёт работать по специальности — режиссёром. В этот момент её распределили… в школу, где в театральном кружке собрались сплошные двоечники и хулиганы: требовалось их перевоспитывать. 
Увы, приобщению к светлому‑доброму они поддавались с трудом, и из школы Чугунова убежала довольно быстро.
Так и не рассталась с оркестром, хотя педагогическую деятельность всё-таки продолжила. На этот раз — ближе к профилю: в шестнадцатой Детской музыкальной школе (сегодня она носит имя Олега Лундстрема), где она и сегодня ведёт уроки вокала у юных исполнителей. Преподаёт и в школе пения для взрослых, причём уверена: тех, кто наделён музыкальными способностями, обучить петь можно. Всех же остальных — не стоит и пытаться, ничего путного из этого не выйдет. Впрочем, всё зависит от конечной цели: хочешь петь в караоке — споёшь! Но вот мечтать о большой сцене вряд ли стоит…

В Польше. 1989

Золотые годы
Годы работы Лилии Чугуновой в джазовом оркестре Виктора Деринга пришлись на его золотое время: оркестр гремел далеко за пределами Казани, выступлений было много, часто ездили на гастроли. В столице Татарстана выступали на всех площадках — в ДК Менжинского, оперном, камаловском театрах… Ездили в Польшу, в Турцию (там же Чугунова выступала полгода с ансамблем «Казань»), на Двадцатый кинофес­тиваль в Москве, где оркестр заслужил похвалу ведущих мировых кинозвёзд.
Очень полюбились публике сольные концерты Лилии Чугуновой. Пела и джаз, и на русском языке. Особенно нравились зрителям песни из репертуара Аллы Пугачёвой, что подтверждено первым призом на конкурсе исполнителей песен Примадонны. 
На один из своих сольных концертов Лилия не просто пригласила свою маму, которая к тому времени не только смирилась, но и одобрила выбор дочери, а и со сцены объявила о том, что мама присутствует в зале и попросила её подняться. Зрители рукоплескали, а мама смущалась — но невероятно гордилась дочерью. 

Пьер Ришар, Лилия Чугунова и Евгений Буянов (стоит) 
в ресторане «Перекрёсток джаза» 

Пытались переманить Чугунову и в другие города. Особенно настаивал мэр Екатеринбурга, обещая выделить не только отличное место работы, но и новенькую квартиру. Но бросить родной оркестр Лилия не согласилась. Сложно сказать, жалеет ли она об этом сегодня? Кто знает, как бы сложилась её карьера и дальнейшая жизнь, согласись она уехать в Екатеринбург или Москву, как сделали многие её коллеги? Не так давно был случай: в автобусе на неё пристально смотрел мужчина: вы, мол, Лилия Чугунова? А почему тогда едете на автобусе, а не на собственном авто?
Как бы то ни было, а Чугунова осталась в Казани. Ей нравилось работать в оркестре Деринга, где она была солисткой до самой смерти Маэстро в 2009 году. После оркестр забрала под своё крыло Филармония, руководителем его стал недавно ушедший из жизни Анатолий Василевский. Там Лилия Юрьевна тоже работала несколько лет — а потом ушла на вольные хлеба. Сегодня услышать её можно на концертах в казанских домах культуры, клубах, сборных концертах. И, конечно же, с нетерпением ждем её большого сольника!

Дом офицеров. Казань. 1991

«Хоры» и «Голос»
В самом начале мы говорили о роли случая в жизни Лилии Чугуновой. И случаев таких было немало. Так, несколько лет назад один из её друзей — певец Евгений Буянов — узнал о том, что в Казанском ТЮЗе состоится прослушивание для участия в «Битве хоров». Решил принять участие и позвал её пойти вместе — для поддержки. А там и её уговорил спеть, хотя на тот момент у неё были совсем другие профессиональные и личные планы. В результате друг прослушивание не прошёл, а Чугунову — взяли! Участвовать в «Битве…» ей не хотелось, и она тут же попыталась сбежать, но на выходе из театра её остановили и вернули на место…
Следом был целый месяц в Москве с проживанием в шикарной гостинице, насыщенной концертной и экскурсионной программой и даже помощью в безвозмездном решении небольших медицинских вопросов, во многом из-за которых она и не собиралась участвовать в проекте! Увы, команда Лилии «Битву» не выиграла — но впечатления остались незабываемые!
А пару лет назад коллега певицы без её ведома отправила записи её песен на шоу «Голос» — и Чугунову пригласили! Из-за пандемии тот сезон быстро свернули, но факт остаётся фактом.
Впрочем, как признаётся сама наша героиня, в любых гостях хорошо, а дома — лучше. Со всех гастролей она с огромным удовольствием возвращается домой, в Казань — и не мыслит своей жизни где-то ещё. У неё подрастает внук Ян, и кто знает, возможно, он тоже унаследует редкое семейное дарование? 

Фотогорафии из архива Лилии Чугуновой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев