Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ГОСТЬ НОМЕРА

В сентябрьском номере журнала «Казань» Алина Ермолаева побеседовала с певицей, обладательницей нагрудного знака «За достижения в культуре» Министерства культуры РТ, дважды лауреаткой фестиваля им. Валерия Грушина — Эльмирой Галеевой

Её голос окутывает, словно тёплое мягкое одеяло или нежные и трепетные объятья любящей матери. И неважно — поёт она или просто говорит – услышав его, на душе становится легко, светло и радостно. Эльмира ГАЛЕЕВА — певица, автор песен, обладатель нагрудного знака «За достижения в культуре» Министерства культуры РТ, дважды лауреат фестиваля им. Валерия Грушина и просто красивая женщина. Как внешне, так и внутри. Её сольные концерты с успехом проходили за границей и во многих городах России, а песни и музыку можно услышать в мульт­фильмах и на телевидении. Мы встретились с Эльмирой Вилевной, и она рассказала нам, что делает её по‑настоящему счастливой. Ведь только у счастливого человека может быть такой волшебный голос.

Музыкальная семья


— Как музыка и любовь к ней пришли в Вашу жизнь?

 

— Музыка присутствовала в жизни всегда, с самого раннего детства. Мне кажется, что петь я начала раньше, чем говорить. Это моё самое естественное состояние. Я даже не замечаю, кода начинаю петь: в магазине, в транспорте, когда нервничаю или радуюсь.

— В роду были музыканты?

— Да, мне повезло родиться в очень музыкальной семье. Дедушка был артистом татарского театра, а папа служил в нашем Оперном театре, был солистом хора и с детства приучил к классике. В доме часто собирались друзья родителей, поэтому я выросла в атмосфере музыки. Папа хорошо играл на фортепиано, аккомпанировал себе, пел — это было так красиво! Он коллекционировал пластинки мировых исполнителей, и я с малых лет слушала и впитывала эту музыку. Возможно, поэтому все говорят, что моё исполнение ближе к академическому. 

Сестра Эльмиры Галеевой Зухра с родителями.

 

— Однако Вы не сразу связали свою жизнь с музыкой?

— Моя мама была против того, чтобы я тоже пошла по этому пути, специально не отдавала меня в музыкальную школу и уговорила стать инженером. Я окончила наш энергетический институт, работала по распределению на КамАЗе. Но любовь к музыке всё-таки перевесила. Когда-то, ещё во время учёбы в институте, я ходила в турклуб и там приобщилась к бардовской песне. Друзья подарили мне на день рождения гитару, которая стала своеобразным проводником на пути к созданию песен. Так получилось, что я поздно начала играть, но судьба всё равно привела меня в мир музыки, чему я очень рада, потому что чувствую себя счастливым человеком так же, как и мой папа. 

— Вы помните, как родилась ваша первая песня?

— Первую песню я написала на стихи Марины Цветаевой. Это было время, когда началась перестройка и появились книги, которых не было на полках до этого. Среди них было много прекрасной поэзии Серебряного века, которая, после Пушкина, является моей самой большой любовью. Цветаева, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Блок, Пастернак, Северянин — на стихи поэтов именно этого периода у меня написано больше всего песен. 

Грушинский фестиваль. 1990

 

— Почему Вы начали петь?

— Я чувствовала в себе некую миссию нести красивое слово со сцены, потому что когда включали телевизор и радио, то ощущали большой дефицит этого. Мне повезло, что судьба сталкивает и сводит меня с родственными душами, которые занимаются этим же. В Казани богатая история бардовской авторской песни. Меня окружали очень достойные люди. В своё время под крыло взяли Владимир Муравьёв, Валерий Боков, которые являются родоначальниками бардовской песни в нашем городе. Я считаю, что моё поколение в авторской песне тоже можно назвать своего рода Серебряным веком в этом направлении. 

Как рождаются песни


— Как происходит процесс создания песни? Вы видите стихотворение, оно Вам нравится, и Вы чувствуете, что получится песня?

— Не совсем так. На самом деле этот процесс сродни чуду. Поскольку я не профессиональный композитор, то ко мне приходит… вдохновение. Это не пустые слова — оно действительно приходит, иногда в самый неподходящий момент. Например, именно так и родилась песня «Тифлис» на стихи моего самого любимого поэта Серебряного века Осипа Мандельштама. Я стояла в очень длинной очереди в магазине, и на меня буквально обрушилась мелодия, которая и стала потом песней «Тифлис». Пока стояла, я действительно испытывала сильнейший внутренний зуд. Я ощущала, что мне просто необходимо выплеснуть то, что внутри меня, наружу. Отстояв очередь, я бегом бросилась домой, взяла гитару, вылила мелодию в пространство и успокоилась. Эта песня является одной из моих визитных карточек.
Рождаются песни по-разному. Иногда приходит мелодия, и потом я ищу стихи. Так было с песней, тоже на грузинскую тему, «Дождь в Тбилиси» на стихи Арсения Тарковского. Пришла мелодия, и я всё не понимала, почему она именно такая? Позже, на 8 Марта, друг подарил мне сборник стихов Тарковского, и первое стихотворение, которое я прочитала, было как раз «Дождь в Тбилиси». Оно идеально легло на музыку. С появлением соцсетей я стала общаться и дружить с поэтами из разных городов и стран, которые творили на русском языке. На их стихи я тоже написала много песен.
Во время создания песни я полностью погружаюсь в суть стихо­творения, происходит процесс его узнавания. Есть много прекрасной поэзии, которая не ложится на музыку, и песня не рождается. Это трудно логически определить, дать объяснение.

— Волшебство.

— Да, это действительно чудо.

— Создаёте ли песни на стихи современных казанских поэтов? Помню, на одной из наших презентаций Вы исполняли песню на стихи Олеси Балтусовой.

— Мне очень нравится книга её стихов, я уже написала на них несколько песен. У нас была идея сделать общую программу: она будет читать стихи, я — петь. Ещё у меня родились песни на стихи нашего прекрасного поэта Рустема Сабирова. У него очень глубокие, проникновенные стихи, особенно — «Мой ангел». И, надеюсь, песня получилась такая же достойная. Есть песня «Модильяни» на стихи нашего казанского поэта Виля Салаховича Мустафина. Он был моим другом, мы переписывались, когда я ещё жила в Набережных Челнах после распределения. Особенный поэт, очень любимый казанцами, который действительно писал в потоке. Также есть песня на стихи Екатерины Аничкиной из Альметьевска. Это прекрасная женщина, и её жизнь для многих служит примером. Она член Союза писателей, человек с ограниченными возможностями, но очень реализованная, активная, пишет замечательные стихи.

40 лет Клубу самодеятельной песни КГУ. Стас Аршинов, Эльмира Галеева, Юлия Зиганшина, Гузель Гимаева.

 

— Вы — дважды лауреат Грушинского фестиваля. Расскажите, какое место он занимает в Вашей жизни?

— Грушинский фестиваль — это такая вершина, любимейший фестиваль. В этом году его не было, и возникло такое ощущение, будто ты что-то потерял и не можешь найти. Для меня это прежде всего встреча с друзьями, очень полезное мероприятие для творческих людей, где ты можешь и себя реализовать и познакомиться с новыми течениями и их яркими интересными представителями. Здесь происходит настоящее взаимное обогащение. Что касается лауреатства — это небольшая веха, ничего особенного в этом нет, но для меня, конечно, это было приятно. 
Грушинский фестиваль очень дорог мне именно из-за большого количества друзей и зрителей, многие из которых приезжают из разных городов, чтобы послушать в том числе и меня. На фестивале на мои выступления приходит большое количество людей, и я это ценю. Когда идёт сильная обратная связь, это становится настоящей подпиткой. 

Красота и радость вокруг


— Что Вас вдохновляет?

— Четыре года назад я переехала в свой дом, и это для меня особый счастливый период жизни. Я выращиваю цветы, они заряжают меня и становятся своего рода источником вдохновения. Эта связь с природой стала большой радостью. На подсознательном уровне во мне живёт любовь к цветам, бабочкам, птицам, дельфинам — это очень сильное чувство. Недавно я вернулась со сплава по реке Илеть. Мы ездили вместе с моим любимым хором «Гармония» под руководством Гузель Гимаевой. Однажды плыли на байдарках и вспугнули двух огромных журавлей. Я впервые видела их так близко. Обычно, если видишь где‑то в небе журавлиный клин, то охватывают такие радость и трепет, которые невозможно логически объяснить. А здесь мы увидели их совсем рядом — огромный размах крыльев, какие-то невероятно прекрасные птицы. За последнее время это стало ярчайшим впечатлением, которое надолго оставит след в моей душе.

С оркестром La Primavera.

После концерта. Эльмира Галеева, Елена Камбуров, Елена Фролова.

 

— Вы поёте в хоре?

— Когда училась в институте, помимо того, что увлекалась бардовской песней, я ещё пять лет пела в прекрасном хоре, которым руководила Алевтина Владимировна Булдакова, профессор Казанской консерватории. Можно сказать, что хорошую певческую школу я прошла именно у неё. После окончания института мне долго снилось, что я исполняю в хоре классические произведения. С тех пор прошло много лет, и недавно произошло удивительное совпадение. В этом году отмечают 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. У меня к нему с детства необъяснимая любовь. В первом классе меня попросили вслух прочитать стихотворение Пушкина. Я стала его читать и ощутила, как побежали мурашки у меня и у всего класса — все просто перестали дышать. Я помню это ощущение волшебства, магии. У моей мамы была безграничная любовь к Пушкину, и она растила меня в атмосфере этой сума­сшедшей любви, за что я ей очень благодарна. От одного только произнесённого имени внутри уже растекается что-то такое тёплое, светлое. Его стихи завораживают. Например, говорят, что у «Лукоморья дуб зелёный» является своего рода мантрой. Оно написано в ритме основных молитв. Сравните: «Отче наш», «Бисмилляхи‑р-рахмани‑р-рахим», «Ом мани падме хум», «У лукоморья дуб зелёный». Они все созданы в одном ритме. В стихах Пушкина сокрыта огромная сила. 
Когда случаются трудные периоды в жизни, меня всегда спасает «Евгений Онегин». Услышав за кулисами одного из концертов разговор Гузель Гимаевой, что они с хором начали учить «Евгения Онегина» Чайковского, я прям встрепенулась и попросила: «Возьмите меня!» Она с радостью согласилась, и так я влилась в коллектив ради исполнения вот этого произведения, чтобы как-то прикоснуться к Гению Пушкина и Чайковского, и была так счастлива этому! Это было феерическое выступление с камерным оркестром La Primavera под руководством Рустема Абязова, с прекрасными солистами филармонического лектория и нашим хором «Гармония». Теперь я уже говорю «нашим», потому что стала частью этого коллектива.

От музыки к живописи


— Вы упомянули сплав. Предпочитаете вести активный образ жизни?

— Да, всегда вела. Люблю ходить пешком, к этому меня приучил папа. Вообще, папа сыграл большую роль в том, что я очень люблю природу. Мы с ним часто ходили в лес. Не просто ягоды-грибы собирали — оказавшись в лесу, он говорил: «Садись и слушай». Мы слушали звуки леса: пение птиц, шелест деревьев, как ветер гуляет по листьям и веткам. В те времена, когда я была меленькой, на ТВ и радио очень часто звучала классическая музыка. И папа говорил: «А вот помнишь состояние в тот день, когда мы ходили в лес? Слышишь теперь вот это в музыке?» Он научил слушать классическую музыку именно с таким подходом — со связью с космосом, с природой.

— Вам очень повезло!

— Да, семья закладывает основы, которые очень важны. А маме я благодарна за то, что она приучила меня любить и понимать живопись. У нас в семье были четыре божества, о которых говорили дома с придыханием — это Моцарт, Пушкин, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эта любовь к живописи со мной всю жизнь. Но я никогда не брала кисть в руки, считая, что это совершенно не моё. Но однажды появилось внутреннее стремление, такой внутренний зуд, когда ты не можешь этому сопротивляться. Я накупила холстов и красок и начала творить. Всем очень советую попробовать, потому что сам процесс настолько врачующий, волшебный сам по себе. 
Я очень удивилась, когда мои работы стали нравиться людям. Несколько раз выставляла их в Москве в театре Елены Камбуровой, в Волгограде. Они разошлись по многим городам. Меня это очень греет, потому что люди пишут, что в них присутствует свет моей души.
Когда-то мне очень понравилась книга «Посвящение» Элизабет Хейч о полубогах, которые стали жрецами в Египте. И одна из главных героинь как раз была полубогом, но не имела черты лица египтян. Я представила её как мою маму — черты лица мамины, но головной убор египетский, как у Нефертити. Художники говорили, что получилась очень интересная работа, с определённым внутренним состоянием. Моя мама была красивая женщина, и мне удалось передать мягкую таинственную улыбку мамы, такую же, как у Джоконды. Я не собиралась продавать эту работу, либо за очень высокую цену, для меня она была очень дорога. Но на выставке в Волгограде ко мне подошла девушка и сказала, что она хочет приобрести именно эту картину. Она объяснила: «Я пытаюсь уйти, но она меня не отпускает, возвращаюсь и возвращаюсь к ней». И я поняла, что придётся с ней расстаться, и назвала очень маленькую сумму. И у девушки с собой оказалась именно эта сумма. Это была судьба.

 

«Галеевская бацилла»


— Я знаю, что Вы «богатая» мама. Расскажите о Ваших детях.

— У меня четверо удивительных детей — два сына и две дочки. Это тоже такой подарок судьбы. Я очень дорожу нашими близкими взаимотрепетными отношениями. Это любовь и обожание с двух сторон — самое большое счастье. Мой старший сын Олег сценарист, уже много лет живёт в Москве. Когда‑то был КВНщиком, автором команды «4 татарина». Этим летом вышел на экраны его первый полнометражный фильм — комедия «Тополиный пух». Старшая дочь Аделина уже 13 лет живёт в Израиле, она местная звезда стендапа, много выступает, создаёт разные новые формы, баттлы. Она родила мне прекрасных внуков Наоми и Кевина. 
Двое младших детей живут в Питере — Никита и Любима. Никита окончил нашу школу СОлНЦе, в которой его научили думать не по стандартным шаб­лонам, а именно самостоятельно, и у него открылась любовь к математике. Сейчас он учится в магистратуре и параллельно работает в научном институте когнитивных разработок. Наверное, будет учёным, хотя, кто знает. Когда-то он посещал занятия в театральной студии Хабенского. Это было очень сильное увлечение, я видела, что у него есть талант. Дети мои смеялись, они называют это — «Галеевская бацилла побеждает». Посмотрим, как всё сложится. Младшая дочь Любима учится на программиста, но у неё настоящий талант психолога. Удивительно, ей всего 21 год, но она уже такая мудрая и очень многому меня учит. Например, смотреть на проблемы с разных сторон. Она ругает меня за то, что я так и не научилась выстраивать границы. Мы каждый день с ней созваниваемся. В отличие от остальных детей, она ещё не сепарировалась, всё ещё со мной, хоть и находится в Питере. 
Вообще, связь с детьми очень важна. Глядя на них, я понимаю, что моя жизнь имеет смысл. Я рада, что мои дети читают книги, любят искусство. Считаю, что надо закладывать эту любовь в семье, потому что искусство, творчество — то, что нас поднимает выше и делает лучше. И хорошо, что в Казани есть прекрасные музеи, происходят интересные события, и чудесно, что у вас в журнале обо всём этом можно прочитать. 

— Спасибо! На каких площадках в Казани обычно проходят Ваши выступления?

— Я дружу с Музеем Аксёнова, его директором Ириной Александровной Аксёновой, и считаю, что она — ярчайшая личность нашего города. Свои основные концерты я провожу там. Это очень родное пространство, уютный, камерный зал, где можно выстраивать связь со зрителем от сердца к сердцу. Иногда приглашаю тех, кто мне интересен, с кем хочу познакомить казанцев, и мы делаем совместные программы. Благодарна своим зрителям за интерес, за нашу взаимную любовь, за то, что они ходят на мои концерты и у меня всегда аншлаги.
Я каждый год выступаю в московском Театре музыки и поэзии. У меня сложились очень тёплые отношения с художественным руководителем театра, народной артисткой РФ, лауреатом Государственной премии РФ Еленой Антоновной Камбуровой. На юбилейном концерте в Театре музыки и поэзии она сказала: «Голос — это отдельное существо. И у каждого голоса есть свой хозяин. Это и природа, и животные, и Человек. Эльмира Галеева — хозяйка прекрасного голоса, который трудно объяснить, какой он. Когда я в первый раз его услышала, сразу пошла за этим голосом. Звучание этого голоса в нашем театре — праздник для всех нас».
Действительно, моей заслуги в этом нет, это же — данность. Как Цветаева говорила: «Счётом ложек создателю не воздашь».

Эльмира Галеева. «На закате в тумане»

 

Целительная сила веры


— Ваш голос — это Ваш дар?

— Мы все, кому дан дар, имеем ещё и долг. Я вижу, как голос действует на людей, даже помимо слов. Голос — это нечто удивительное. Однажды он от меня ушёл. Когда была на фестивале на острове Ямайка, мы отправились плавать и не заметили, как началось обратное течение, и мы не могли вернуться к берегу. Я плаваю довольно хорошо, но увидела, что один из знакомых не доплывёт. Он запаниковал, у него начали стекленеть глаза. Я положила его на руку, попросила ещё одну женщину поддержать сзади. Начались большие волны, сильное течение. Это было немного за гранью физических возможностей человека. Когда мы с огромным трудом доплыли, он был без сознания. И врачи сказали, что ещё минута — и мы бы не спасли его. У него был большой перечень заболеваний, среди которых диабет, из-за паники сильно подскочил сахар в крови, поэтому он потерял сознание, и кончиться могло всё печально. Тогда я испытала сильный стресс, что у меня вообще пропал голос. 
Я ходила к восьми разным специалистам, которые мне сказали: «Смиритесь, на этом всё». Для меня это означало остановку жизни, но внутренне я приняла ситуацию. У меня такой настрой по жизни. Не могу назвать себя религиозным, я именно верующий человек. У меня есть диалог с ангелами и диалог с Богом. Я с шести лет молилась каждый день, не пропуская ни одного дня. Поэтому села и сказала, что, если так суждено, хорошо, пусть будет так, научусь жить с этим. Приняла ситуацию, но свыше, видимо, решили, что я ещё не всё сделала на этом пути, и вернули мне голос, причём при очень интересных обстоятельствах. 
У меня была большая мечта спеть с оркестром. Однажды мы были в походе, на сплаве. С нами был Рустем Абязов с семьёй. И как-то рано утром я просто напевала про себя песню «Аллилуйя» Леонарда Коэна. Рустем Юнусович вышел из палатки и сказал: «Мы должны сделать концерт, и ты будешь петь эту песню». Мне казалось, я никогда не смогу осуществить эту мечту, и тут такой подарок судьбы. И вдруг — потеря голоса, а событие всё приближается. Постепенно он стал возвращаться, но накануне концерта я не была ещё в полном голосе, однако никому не призналась, что с трудом пою. И вот на концерте я впервые запела как прежде! Конечно, это был риск, но я Стрелец, действительно авантюристка по жизни. Я благодарна Рустему Юнусовичу за этот бесценный подарок. Это было прекрасней, чем я ожидала и могла мечтать. 
Также очень благодарна прекрасному музыканту Татьяне Ветлужских, считаю её лучшим аранжировщиком в нашем городе. Она сделала оркестровку моих песен, которые хорошо знает, очень любит и чувствует. Она — моя родственная душа.

Эльмира Галеева с детьми.

Эльмира Галеева. «Безусловная любовь»

 

— Любите давать концерты?

— Люблю ездить, во мне не угасает дух какого-то, в хорошем смысле, бродяжничества. Дети смеются, говорят: «Мамулик, когда же ты угомонишься?» Они переживают, им кажется, что мне физически уже тяжело, но на самом деле это даёт мне силы — концерты, поездки, встречи с людьми, общение. Я очень дорожу лю­бовью зрителей. С майского концерта в Москве я привезла три сумки подарков от них. Люди делают украшения для меня, керамические изделия, пишут картины, просто дарят цветы в горшочках. Я их сажаю у себя, некоторые прижились и превратились в большие кусты роз. 
Несколько дорогих для меня подарков — это рисунки детей, они пишут меня на концертах. Это же должен быть какой-то порыв! В середине лета я пела в замечательном палаточном лагере от клуба авторской песни «Перекрёсток». Они пригласили меня выступить перед подростками, а это совсем не то, что перед взрослыми людьми исполнять высокую поэзию. Однако эти полтора часа они слушали на одном дыхании, что тоже дорогого стоит. И уже после концерта я вернулась домой, а мне прислали мой портрет, написанный одной девочкой. Когда получаю подобные подарки, понимаю, что я настолько счастливая! Я благодарна Богу, что он меня ведёт, что я услышала этот зов, не стала сопротивляться, а стала ему следовать. 

— Ваше самое большое желание?

— У меня есть своя молитва — перед выступлением всегда прошу, чтобы свыше мне помогли нести их безусловную любовь, чтобы люди через мои песни почувствовали эту высокую, светлую любовь, с надеждой и светом в конце тоннеля. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев