Завлит и все-все-все
Выпускница филологического факультета КГУ Диляра ХУСАИНОВА дошла до третьего тура приёмных экзаменов на актёрский курс Александра Славутского — и не поступила. Спустя шесть лет, узнав из программки, что должность завлита в Качаловском, по всей видимости, вакантна, она решительно набрала номер Александра Яковлевича.
Выпускница филологического факультета КГУ Диляра ХУСАИНОВА дошла до третьего тура приёмных экзаменов на актёрский курс Александра Славутского — и не поступила. Спустя шесть лет, узнав из программки, что должность завлита в Качаловском, по всей видимости, вакантна, она решительно набрала номер Александра Яковлевича.
О том, что было дальше, а ещё о «ёлках» и первоянварских спектаклях, мы и поговорили с Дилярой Масгутовной — исполнительным директором, помощником художественного руководителя по литературной части Качаловского театра.
— Театр живёт сезонами, и новый год для вас начинается осенью. А традиционные «ёлки»?
— Это — рабочая пора. Её старт начинается в октябре-ноябре. Нужно придумать новогоднее представление…
Специальных сказок не ставим — у нашего театра достаточно большой детский репертуар. В новогодние дни играем именно эти спектакли — а предшествует им заставка-интермедия. Над ней-то и нужно хорошенько поработать! Казалось бы, традиционный сюжет: Дед Мороз, Снегурочка, препятствие, которое мешает наступлению праздника… В последние годы всё это происходит у нас с использованием театральной тематики — и, на мой взгляд, достаточно успешно. Мы не просто развлекаем — мы просвещаем зрителей, проводим эдакий театральный ликбез. То про профессии расскажем (их ведь в театре и кроме артистов немало!), то говорим: «поднимите голову: это — занавес, там — прожектор, а здесь — авансцена». Радуются не только дети, но и их родители: о многих театральных секретах они даже и не догадывались!
После утверждения сценария (художественный руководитель театра Александр Яковлевич Славутский курирует этот вопрос лично) цеха начинают готовить костюмы и реквизит. Запускается репетиционный процесс, пишется музыка, отдельно репетируют хореографы, хормейстер.
Новогоднее представление — это тоже премьера, и очень важная!
Репетиция на фестивале в Македонии.
— Вы играете спектакли и 31декабря, и 1 января…
— Да, это наша традиция. Какое-то время этого не делали, и совершенно напрасно, потому что и утренний спектакль 31 декабря, и 1 января вечерний проходят при полных залах. Давно нет такого, чтобы как в советское время люди два дня стояли у плиты, а после три дня доедали приготовленное… Сегодня хочется создать себе праздник заранее, ещё до того, как наступят двенадцать часов ночи.
— Что в этом году увидит зритель именно в эти дни?
— «Приключения Тома Сойера». Это отличный спектакль, который можно играть не только в утреннее, но и в вечернее время. Мы его очень любим, это наша последняя детская премьера. Уже который год, с момента его выпуска, последний и первый дни года мы встречаемся в театре одной и той же командой. В эти дни и на сцене всё немножечко иначе. И мы все ощущаем особую атмосферу. Встретимся уже завтра, а кажется, что расстаёмся на целую жизнь! В канун Нового года после спектакля разбегаемся кто куда, а первого января приносим из дома салаты, холодцы, угощаем друг друга, поздравляем с уже наступившим… Одним словом, мне ни разу не было грустно от того, что в эти дни нужно быть в театре.
— А артистам?
— Не замечала. Во-первых, это их работа, она априори сопряжена с тем, что в праздники приходится бывать в театре, это естественный процесс, во-вторых, в эти дни все приходят в приподнятом настроении, мы дарим друг другу какие-то милые подарочки, сувенирчики, шоколадки, всё это создаёт ощущение приближающегося или уже наступившего праздника. Так что никаких сетований на судьбу в духе: «да что ж такое-то, почему все люди как люди, а я вот здесь» нет!
— Новогодняя интермедия на театральную тематику…
— …вызывает у зрителя ощущение волшебства!
Так бывает, как мне кажется, и когда человек оказывается в театре с нашей стороны: со стороны служебного входа. Он тут же попадает в Зазеркалье, в другой мир. Идёт мимо гримёрок, видит артистов, готовящихся к спектаклю, слышит трансляцию, игру музыкантов… Кто-то переодевается, кто-то бежит с реквизитом! Это, конечно, не сумасшедший дом, но всё равно иная, ни на что не похожая жизнь! И, несмотря на то, что мы привыкли к этому, эта обстановка влияет на наше мироощущение, которое по большей части у людей, работающих в театре, не может быть безнадёжно пессимистическим.
— В преддверии Нового года у тебя начинается свой личный год. Ты родилась в декабре…
— Мне всегда нравилась дата моего рождения — седьмого декабря, мне казалось это чем-то замечательным. Сказочный месяц, через три недели Новый год, и, поскольку они стоят рядом, с детства ощущение, что праздник не заканчивается. Ты знаешь — что-то ещё обязательно будет! Не люблю только, когда в этот день нет снега. Зимний день рождения хочется встречать зимой.
Александр Славутский, Диляра Хусаинова и Михаил Галицкий на гастролях в Москве.
— Сколько лет ты работаешь в театре?
— В мае будет двадцать два года. Но история началась раньше: когда в 1995 году Александр Яковлевич набирал свой первый актёрский курс на базе РАТИ-ГИТИС, я пришла к нему поступать. Ему не хватало молодёжи, и он хотел воспитывать её прямо в театре. К тому времени я уже окончила филологический факультет КГУ и театр очень любила. Дошла до третьего тура — и не поступила! Тогда Александр Яковлевич сказал: всё равно приходи, раз такая поклонница театра. Но мне понадобилось шесть лет, чтобы решиться на это.
— Почему?
— Потому что, во-первых, я расстроилась, что меня не взяли, во-вторых, не восприняла его слова как приглашение — мне показалось, что таким образом он меня просто утешил. Потом я вышла замуж, родила сына и, когда ему исполнилось почти четыре года, решила, что хватит сидеть дома. Всё равно мечтала о театре и посещала почти все спектакли — и в какой-то момент увидела, что в программках исчез помощник по литературной части. Уточнить было негде — интернета не было, звонить в отдел кадров и спрашивать, есть ли у вас помощник по литературной части, было неловко. Поэтому я просто набрала кабинет Александра Яковлевича и наугад спросила, не нужен ли ему такой помощник? Он сказал — приходи. Это было двадцать третьего мая, а уже на следующий день я вышла на работу. До сих пор удивляюсь — как Александр Яковлевич меня взял? Тогда я этого не оценила в полной мере, и только сейчас поняла, на что он решился. В театре очень трудно работать, не зная и не понимая его. Конечно, театр я любила и знала, но знала как зритель, знала спектакли, артистов, понимала драматургию (спасибо образованию!), но с самим театральным процессом совсем не была знакома, и Александр Яковлевич, как опытный человек, не мог этого не увидеть. Счастлива, что он поверил в меня и дал мне этот шанс.
На фестивале в Пекине.
С Ильёй Славутским на театральном флешмобе.
— Какими были твои первые обязанности?
— (Смеётся). Сначала я вообще не могла их понять! Стала ходить на репетиции — в то время кто‑то из наших девушек собирался в декрет, и я как раз попала на вводные репетиции тех спектаклей, которые хорошо знала. Для меня стало волшебным шоком увидеть этот процесс изнутри. Но это был хороший шок, он меня не парализовал. Потом налаживала работу с прессой, знакомилась с журналистами, пишущими о культуре, записывала всё в специальный блокнотик — компьютер у меня появился существенно позже. Сама училась писать…
Помню, как Светлана Геннадьевна Романова привезла мне из Питера книгу легендарного завлита Большого драматического театра Дины Щварц, которая работала с Георгием Александровичем Товстоноговым. Это был идеальный пример того, каким должен быть завлит, чем он должен заниматься. Книга мне очень помогла.
Я невероятно благодарна, что в моё театральное образование было столько вложено!
— Чем же должен заниматься хороший завлит?
— Это — главный помощник руководителя в творческой, эстетической, идеологической составляющей жизни театра. Это — его опора, плечо и правая рука. Завлит помогает в репетициях, в выборе и работе с литературным материалом, в репертуарной политике, в связях с общественностью, курирует работу пиар-отдела и музея, он должен уметь написать недостающую сцену, сценарий вечера, он инициирует идеи внерепертуарных проектов, проводит творческие встречи с актёрами и многое‑многое другое. Но главное – он должен верить режиссёру. Завлит не может работать с режиссёром, если сомневается в нём.
Я согласна с Диной Шварц: обязательно должно быть схождение, и если это схождение есть, если это твой театр, тогда да, ты имеешь право здесь работать. Я работаю в своём театре.
«Приключения Тома Сойера»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев