Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Архитектурная археология

Рустэм Мухамедович ЗАБИРОВ трудится в Музее-заповеднике «Казанский Кремль» с первых лет его основания в должности главного архитектора. Он участвовал в создании мавзолея для перезахоронения казанских ханов, реставрации Северного, Во­сточного и Западного корпусов Пушечного двора, создал эскиз знаменитых ворот «День и Ночь» в арке башни Сююмбике, му­зеефицировал Ханский дворец, Ханскую мечеть, Мавзолей казанских ханов, реставрировал Губернаторский дворец и многое другое. Вместе мы совершили прогулку по Кремлю и говорили о большой работе по реставрации его знаковых объектов.

Проект оборудования алтаря Благовещенского собора для размещения Татцентроархива. Национальный архив РТ

 

Миссия — архнадзор


Работать в Музей-заповедник «Казанский Кремль» я пришёл 28 лет назад, в феврале 1996 года, по приглашению Нияза Хаджиевича Халитова, заместителя директора по науке. Наш кабинет располагался в здании бывшего юнкерского училища. Как главному архитектору, мне предстояло осуществлять архитектурный надзор. Работы было много — одновременно реставрировалось несколько объектов. Надо было следить и за правильностью работ, готовить на каждый объект колерные паспорта. Много функций было связано не только с реста­врацией, но и с охраной, поскольку охрана объектов культурного наследия является одной из главных функций музея-заповедника. На время создания музея-заповедника на территории Казанского Кремля, помимо него, как ансамбля, было пять федеральных объектов культурного наследия: Губернаторский дворец, Дворцовая церковь, башня Сююмбике, Благовещенский собор и целый комплекс «Стены и башни Казанского Кремля», в который входят 25 объектов. В 2017 году статус республиканских памятников, находящихся на территории Казанского Кремля, поменялся на федеральный, их стало 44. В связи с присоединением к музею-заповеднику территории откосов кремлёвского холма и здания бывшей пересыльной тюрьмы их стало 45.

На четвёртом ярусе башни Сююмбике.

Фото Гульнары Сагиевой

 

Культурный слой


Всплеск археологии был связан с тем, что большие реставрационные работы предполагали замену сетей, которые были в жутком состоянии. Это всё касалось земли. Культурный слой является памятником, его обязательно изучают под присмотром археологов. Если появляется что-то интересное, они вправе остановить земляные работы, заложить раскоп по полной программе и делать своё дело с той скоростью, которая им привычна, и с другим тщанием. Более 10 процентов площади Казанского Кремля было вскрыто такими раскопами. 
Полностью были обработаны территории под мечетью Кул Шариф, двор Благовещенского собора между Архиерейским домом и консисторией. Самые обширные работы шли на территории Губернаторского дворца — она наиболее древняя и интересная. Идеальное место для крепости, где человек селился непрерывно на протяжении 7000 лет, начиная с каменных стоянок. Там были найдены несколько зданий из комплекса Ханского двора. В том числе Ханский дворец, Ханская мечеть, продолжено вскрытие останков Ханского мавзолея. Но самое интересное — здание осталось под Губернаторским дворцом.

Руины Спасо-Преображенского собора и церкви Николы Ратного в процессе реставрации.

Сохранившийся подклет Спасо-Преображенского собора.

 

Спасо-Преображенский собор


Вся западная половина Казанского Кремля, где в советское время располагался военный гарнизон, до образования музея-заповедника была недоступна для археологов. На карте Казани она была «белым пятном», секретной территорией. За этот период очень сильно пострадала. В южной её части располагался Спасо-Преображенский монастырь. От его главного Спасо-Преображенского собора остался подклет XVI века. В советские годы там было овощехранилище военного гарнизона. Сверху его засыпали землёй и заасфальтировали. Асфальт растрескался, сквозь него проросли деревья. Нам сооружение досталось в практически руинированном состоянии. К счастью, сохранилась большая часть сводов. Сегодня уже сделана реставрация этой части собора. Предполагается, что там со временем расположится Музей археологии. 
Чуть дальше расположена церковь Николы Ратного. Она тоже была сильно разрушена. Сохранился только её первый этаж. Там очень интересный подклет XVI века и трапезная XVIII века. Здание построено из кирпича, изначально оно было каменным, но сильно пострадало от очередного пожара, который изъел известковую кладку. Сегодня там хранятся археологические находки, с которыми работают специалисты археологи-реставраторы. На время ремонта Института археологии Академии наук Татарстана он размещется в здании церкви. 

 

Братский корпус


Следующее здание — Братский корпус Спасо-Преображенского монастыря. В советские годы там располагалась бухгалтерия гарнизона, был пристроен КПП, который потом разобрали. По проекту архитектора Ирины Аксёновой была сделана его реставрация под XVII век с медной кровлей. Во время работы были найдены кирпичные обрамления окон. С северной стороны восстановили галерею, которая была построена в XIX веке вместо открытой деревянной. Здание фактически «обрезано», так как исторически территория монастыря была другой. С востока её окружал кирпичный забор, который уходил и упирался в Спасскую башню. Недавно там вскрыли одну из заложенных арок и обнаружили часть этого забора, который был вмонтирован с другой стороны в тело Братского корпуса. 

Братский корпус.

 

Манеж


Здание было переоборудовано военными в офицерскую столовую. Планировку его полностью изменили, поставив железобетонные колонны. Манеж стоит на геологическом разломе, который проходит через весь Кремль и уходит на другой берег Волги. По этой причине западная часть строения в советское время откололась и обрушилась. Восстановлена она была из силикатного кирпича. При реставрации зданию вернули старую конструктивную схему с единым перекрытием фермами первого этажа, что позволило сделать там выставочное пространство. Треть здания занимает Центр письменного наследия «Мирасханэ» ИЯЛИ имени Г. Ибрагимова. 

Выставочный зал «Манеж».

 

Здание 
юнкерского училища


Ещё в советские времена, ко­гда в нём располагались казармы гарнизона, здание было надстроено одним этажом. Первоначально со стороны главного проезда Шейнкмана оно было двухэтажным, со двора — трёхэтажным. Со­здавался проект восстановления его исторического облика с разборкой этажа, против чего выступил Минтимер Шарипович Шаймиев. Он выразил пожелание, чтобы разместить в отреставрированных помещениях комплекс по типу музея «Прадо», где были бы собраны всевозможные шедевры. Так возникло название галереи «Хазинэ» — в переводе «сокровищница». Сейчас в здании расположено несколько музеев — филиал ГМИИ РТ, Музей естественной истории, Мемориальный комплекс «Музей Великой Отечественной войны», Центр «Эрмитаж-Казань». 
Здание досталось заповеднику в плачевном состоянии. Прежние хозяева при выезде частично разбирали полы, сняли всё, вплоть до розеток. Были проделаны большие работы, во время которых, к сожалению, не удалось сохранить подлинные перекрытия. Для музеев существуют требования: их площади должны выдерживать нагрузку 400 килограмм на квадратный метр. Деревянные полы этого не выдержали бы. 

 

Мечеть Кул Шариф


Там, где теперь находится мечеть Кул Шариф, во времена юнкерского училища был стометровый тир, в котором юнкера упражнялись в стрельбе из винтовок Мосина. Во время раскопок на этом месте была найдена куча гильз. Причём этот тир сообщался с основным зданием через подземный переход. В советские годы в середине этого тира были устроены котельная и гаражи. Их, естественно, все разобрали. 
Международный конкурс на проект мечети провели в 1996 году. Приезжал Борис Ельцин, и мы выставили перед ним на площадке под мечеть проекты. Водила Бориса Николаевича председатель Союза архитекторов РТ Фарида Забирова, которую директор музея‑заповедника приглашал в качестве экскурсовода для вип‑гостей. Борис Николаевич спросил тогда, будет ли мечеть ниже башни Сююмбике хотя бы на метр‑полтора? Фарида Мухамедовна объяснила ему, что это требование заложено в конкурсные условия. 

Председатель Союза архитекторов Республики Татарстан Фарида Забирова показывает конкурсные проекты мечети Кул Шариф Президенту России Борису Ельцину.

 

Пушечный двор


Собственно, с главного — Во­сточного корпуса Пушечного двора начиналась реставрация Казанского Кремля. Её начали ещё в 1995 году. Проект реставрации делала Персональная творческая мастерская Фариды Мухамедовны Забировой, я тоже в этом участвовал. После этого уже пришёл работать в музей-заповедник. Северный корпус пришлось практически полностью перестроить. Его подлинная кладка была сильно изменена. Нужно было сделать представительский корпус Аппарата Президента, ныне — Аппарата Раиса Республики Татарстан, с большим конференц-залом. Там же сегодня расположена резиденция Государственного советники Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева. 
Практически все объекты Пушечного двора были в крайне удручающем состоянии. Из всех более‑менее сохранился Восточный корпус XVIII века, где располагалась в том числе и солдатская столовая. Работа в нём оказалась очень интересной. Настоящая архитектурная археология! Когда сняли штукатурку, фасад здания явил чудеса — на нём проявились элементы архитектуры петровского барокко, в частности — характерное обрамление окон. Они были пол­ностью растёсаны. Оказывается, вандализму здания подвергались не только в советский период. Ко­гда после победы 1812 года на смену барокко пришёл стиль ампир, то все барочные детали, сделанные в фигурном кирпиче, просто срубили и заштукатурили. 
Во времена Петра Первого в здании располагалась литейная, мы нашли там формовочную яму. В сущности, это был целый оружейный завод. Северный корпус Пушечного двора тоже был заводским. 
Западный корпус был построен позже, чем все остальные корпуса, — в начале XIX века. Во время войны 1812 года его срочно построили как кузницу на 32 горна, где ковали оружие. На территории Казанской губернии были медные рудники, после того, как они иссякли, литейное дело здесь заглохло. Функции здания с приходом юнкерского училища изменились. Кузнечный корпус переоборудовали в каретник, сушилки, надстроили сверху ещё одним этажом. Там были и складские помещения. До наших времён сохранилась яма, в которой квасили капусту — целый бассейн, выложенный кафельной плиткой, размером 3 на 3 метра и примерно 2 метра глубиной. В середине двора располагались парники. 
В Южном корпусе XVII века, который реставрировался по проекту Светланы Персовой, тоже была литейная. Внутри него нашли остатки системы поддува, а в одном месте — останки сооружений XVI века, ещё ханского времени. Этот раскоп остался открытым. Думаю, что со временем это здание всё-таки откроется для экспонирования. Интересно, какая причина заставляла передвигать в нём оконные проёмы? Есть нынешний проём, и рядом с ним — заложенные. Видимо, делалось это не просто так. Открытия на эту тему ещё впереди. 

Во время реставрации Пушечного двора. Крайний справа — Рустэм Забиров.

 

Губернаторский дворец


Губернаторский дворец и Дворцовая церковь реставрировались в 1999–2001 годы. Мне пришлось участвовать в реставрации фасадов, проектировать флагшток президентского Штандарта. Сейчас сделать это было бы сложнее — к нововведениям в объекты культурного наследия относятся намного строже. Но тогда установка флагштока была необходимостью внутригосударственного уровня. 
Внутри мы предложили восстановление анфиладной системы. В советское время, когда в здании располагался Совет министров ТАССР, там сделали коридорную систему с кабинетами-пеналами на одно окно. Из интерьеров, восстановлением которой занималась фирма Прокофьева и Логинова, сохранился только Белый зал, все остальные интерьеры были предложены заново. Никаких сведений о первоначальном их облике не сохранилось.

Бывший Губернаторский дворец, ныне — резиденция Раиса Республики Татарстан.

 

Мавзолей казанских ханов


Когда в 1999 году под руководством Фаяза Шариповича Хузина и Айрата Габитовича Ситдикова был вскрыт мавзолей казанских ханов, решили сделать его консервацию с музеефикацией. Это было реализовано по моему проекту. 
Долгое время, с 1978 года, останки ханов лежали в ящиках. Народ требовал достойного их перезахоронения. Именно для этого мною был спроектирован мавзолей. Было предложено множество вариантов, проект прошёл защиту на научно‑методическом совете в Российской Федерации. Но реали­зован он был не до конца — верхнюю часть так и не построили. Над землёй только «фонарь», через который можно заглянуть внутрь. Получился интересный склеп. Я использовал естественный перепад для входной группы, через которую тоже можно заглянуть внутрь склепа и увидеть его интерьер с мастабами над местом перезахоронения останков ханов и членов их семей.

 

Входной портал в склеп для перезахоронения останков казанских ханов.

 

Благовещенский собор


Собор достался нам с «нагрузкой» — в нём с 1929 года располагался Татцентроархив, впоследствии Государственный архив ТАССР. Внутреннее пространство храма было застроено тремя деревянными этажами, на стеллажах хранилось 1,5 миллиона дел. Их вывозили в здание нового архива на улице 8 Марта три месяца. Приспособление 6-этажного здания под архив выполнялось нашим музеем-заповедником. Благодаря архиву в храме на 60-70 процентов сохранились оригинальные росписи. Для их реставрации пригласили из Москвы реставраторов высшей категории. Они работали в течение 9 лет. Был создан заново тябловый иконостас, на период сохранившихся фресок XVII века — плафона над главным паникадилом с сюжетом Святой Троицы, плафона с Богоматерью. В основном же были масляные росписи начала XIX века владимирской школы, выполненные семейной командой Сафоновых. Реставрация длилась долго, требовалось просушить двухметровые стены. Внизу восстановили храм Всех Святых, в которых нашлись остатки калориферной печи для отопления верхней части храма. Сохранились остатки керамических труб. Сейчас в соборе на обоих этажах тёплые полы, нагревающие чугунные и каменные плиты. 
Претерпел реставрацию и Архиерейский дом, который в советское время надстроили верхним этажом. Удалось убедить Аппарат Президента в том, чтобы разобрать верхний этаж и вернуть зданию первоначальный вид, восстановить аттик с «Всевидящим оком».

Архиерейский дом.

 

Новое время и планы


В последние годы в Казанском Кремле отреставрированы здания Присутственных мест, здание Гауптвахты у входа, Спасская башня. В перспективе предстоят работы с башнями и стенами. Есть несколько прясел, не покрытых тёсом. Для тёса специально заказывали сибирскую лиственницу. Башни предстоит осваивать, придумывать им приспособления — скорее всего, это будут выставочные пространства. Предполагается возможность создания обхода Кремля по периметру стен. Это уже часть концепции развития музея-заповедника в будущем. 

 

Фотографии из архива Рустэма Забирова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев