Даёшь СВОБОДУ печатному слову!
В начале 90-х на остановке трамвая у Казанского вокзала можно было видеть такую картину: киоск «Союзпечати» раскачивался и дрожал под напором мужчин, жаждущих свежей прессы, а рядом скучали продавщицы бутылочного пива и горячих пирожков.
Даёшь
свободу
печатному слову!
В Казани в конце 90-х выходила бесплатная газета «КРИС», которая писала обо всём и ни о чём. Казанцы «читали» в ней только программу ТВ.
Она была большого формата, поэтому в неё заворачивали цветы, колбасу и воблу. «Казанское кольцо» выпускал какой-то мутный фонд. Газета прожила не дольше бабочки. После выборов в горсовет закрылась.
И таких изданий-однодневок было много.
До интернета было ещё далеко…
Краткий обзор СМИ времён перестройки на примере одного привокзального киоска
В начале 90-х на остановке трамвая у Казанского вокзала можно было видеть такую картину: киоск «Союзпечати» раскачивался и дрожал под напором мужчин, жаждущих свежей прессы, а рядом скучали продавщицы бутылочного пива и горячих пирожков.
Сметали с прилавка «Московскую комсомолку», «Совершенно секретно» и, конечно, хит продаж — многостраничную газету «СПИД-инфо», которая, прикрываясь благой целью полового просвещения тёмного населения, закармливала его, изголодавшегося, пареным и жареным про это самое.
И какой чепухи там только не было! Про конкурс пенисов среди всех народов, где самые скромные оказались у пигмеев Новой Гвинеи, а самые достойные у грузинских сванов; про похождения Екатерины Великой, которая изменяла Потёмкину с его жеребцом; про публичные дома в Помпеях и России при Николае Втором; про гаремы из мальчиков османского паши; про разгульную жизнь Пушкина, который спал с няней… Ужас!
И народ всё это жадно поглощал. Популярность у издания была бешеная. Киоск уже не справлялся, торговали с тележек на перроне, по вагонам ходили. А позднее даже уменьшенная версия на татарском вышла.
Как-то появился в продаже, лоснящийся глянцем, сомнительный прибалтийский журнальчик «Эротикон». Непристойные фото, кастинги, пошлые рассказики, интервью с самками и самцами… Обложки — срам! Скромная бабулька, торговавшая семечками, даже отсела подальше.
В эти же годы огромным тиражом выходила четырёхполосная газета под названием «Советская молодёжь». Редакция находилась в Риге. Главный редактор — некто Блинов делился секретом своего успеха, рассказывая, как из районной газеты «СМ» (так её теперь называли, чтобы не раздражать подписчиков словом «Советская») вдруг стала всероссийской! Тираж из 500 экземпляров сразу подскочил до миллиона! Оказывается, что газета поднялась на гребень успеха на трёх китах: Политика, Спорт и Секс. При этом отдел политики строил свою работу исключительно на обливании помоями советского прошлого; отдел спорта делал чересчур откровенные интервью со знаменитостями, залезая к ним под одеяло. Ну, а секс — он всеобъемлющ, и стоит во главе всего, как мраморная колонна, как восклицательный знак!
Из приличных изданий помянем «Совершенно секретно», которую основал детективщик Юлиан Семёнов в 1989 году. В ней появлялись действительно глубокие и интересные исследования. Поклонников у этой газеты было много. Но вот недавно редакция вынуждена была послать в пространство сигнал SOS: «Мы вынуждены обратиться к вам за помощью, так как не имеем спонсоров и существуем только за счёт тех денег, что платят за газету наши верные читатели. Независимость в наше время стоит недёшево, а расходы на выпуск газеты непрерывно растут — вместе с ними, к сожалению, растёт задолженность перед сотрудниками газеты и авторами…»
Среди интеллигенции был нарасхват журнал «Огонёк». В те годы открылись шлюзы спецхранов, и на головы советских людей хлынул поток правды: о репрессированных народах и отдельных людях, пострадавших от рук Сталина. Всплыли подробности судебных процессов 1937 года с анонимными доносами, протоколами обысков и допросов, слёзными письмами осуждённых в политбюро. Печатали безжалостные воспоминания Юровского о расстреле царской семьи, подробности убийства Кирова, рассказ о пленении и казни предателя Власова. Конечно, читали всё это взахлёб, ведь ещё недавно в советских газетах и журналах можно было найти лишь статьи о передовиках производства, о каком-нибудь сталеваре или комбайнёре, о матери-героине, о ветеране, подбившем несколько «Тигров», о пожарном, спасшем ребёнка… Всё только о хорошем да о хорошем! Кому это интересно?..
Старые литературные журналы — «толстяки» — заметно оживились. «Знамя», «Октябрь», «Звезда», «Наш современник» начали печатать произведения ранее запрещённых авторов и открывать новые имена. Появились не прилизанные цензурой дневники Корнея Чуковского, малоизвестные сатирические рассказы Зощенко и воспоминания о последних днях жизни Цветаевой в Елабуге. Была опубликована автобиографическая повесть белого офицера Гайто Газданова «Ночные дороги», где он описывал, как ему пришлось ради куска хлеба таксовать в Париже, а в эпопеи Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых» рассказывалось о том, как сходит с ума отец расстрелянного красноармейцами сына. В предисловии к «Собачьему сердцу» Булгакова было сказано, что это «последнее значительное произведение автора «Мастера и Маргариты», оставшееся ещё не известным нашему читателю…» Происходили маленькие и большие литературные открытия!
Заметным событием для ценителей художественного слова стал выход журнала «Согласие». Отдельные экземпляры даже переплетали, как книги!
Женщины раскупали «Бурду моден» ради выкроек. «Работница» и «Крестьянка» обновили свой стиль и содержание, но тиражи заметно упали. Тем более што все же теперь стали дамами и господами!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев