Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Деревянная Казань

Журнал "Казань", № 3, 2016 Деревянные жилые дома В середине XIX века в Казани строились различные по размерам, расположению и богатству декора деревянные жилые дома. Были особняки, дома, где предусматривались условия для торговли и занятий каким-либо ремеслом, многоквартирные дома. Строили их из брёвен, бруса, досок, жердей, «половинок». По традиции брёвна...

Журнал "Казань", № 3, 2016
 
Равиль Айдаров
Деревянные жилые дома
 
В середине XIX века в Казани строились различные по размерам, расположению и богатству декора деревянные жилые дома. Были особняки, дома, где предусматривались условия для торговли и занятий каким-либо ремеслом, многоквартирные дома. Строили их из брёвен, бруса, досок, жердей, «половинок». По традиции брёвна крепились с остатком в обло. Срубы между брёвнами протыкались паклей или мхом. В отличие от сельского дома, обязательным был высокий кирпичный цоколь.
 
Во второй половине XIX века часто собирали сруб без выпуска углов «без остатка» - «в лапу». Это для того, чтобы углы сруба обшить тёсом. Такая пошла мода. Характерные приёмы - сочетание вертикальной, горизонтальной обшивок и обшивки «в ёлочку». Сруб сначала обмазывали глиной и только затем обшивали тёсом. Наблюдая разборку столетних казанских домов, удивлялся тому, как хорошо сохранились брёвна. Обшивка стен тесовыми досками по глиняной обмазке защищала сруб от гниения.
 
В зависимости от достатка хозяев дома рубились в четыре стены (четырёхстенки), пять стен (пятистенки), были и шестистенки, семистенки, восьмистенки. Сени пристраивались холодные дощатые с бокового фасада или устраивались тёплые внутри сруба. Потолки обшивались досками.
 
В деревянных домах из срубов было множество железных элементов-крепежей. Это кованые гвозди разных размеров четырёхгранного сечения с большими шляпками, болты, анкеры, скобы, крючки, дверные ручки. Даже в самом небольшом одноэтажном доме при его разборке обнаруживалось огромное количество железных деталей.
 
Печи ставились так, чтобы отапливать две-четыре комнаты, то есть на каждую комнату - одна сторона печи. Поэтому они размещались в центре сруба. В двух срубах - две печки по центру, в трёх - три. От печей расходились четыре дощатые перегородки. Печи в городских домах чаще всего были квадратными. Угловые печи были и полукруглыми - голландки. В богатых домах печи нередко облицовывали кафельной плиткой, в основном белой. В каменных домах облицовка была богаче, чаще расписной плиткой с цветными рисунками. Такие большие дома делались и в два этажа.
 
В Старотатарской и Новотатарской слободах строились особняки и многоквартирные дома. Одноэтажный особняк - для одной семьи. В таких жили мелкие купцы, мещане, ремесленники, богатые крестьяне. Двухэтажный деревянный особняк был рассчитан на одну большую зажиточную семью. Такие дома были издавна и в крупных татарских сёлах.
 
Одноэтажные и особенно двухэтажные дома нередко сдавались частично под квартиры. В двухэтажных домах были отдельные входы на первые и вторые этажи. Дома на окраинах Старой и Новой татарских слобод больше походили на сельский деревянный дом, чем строения на центральных улицах.
 
Многоквартирные дома строились по специально разработанным и утверждённым проектам. Доходные дома частных домовладельцев нередко представляли собой целые комплексы, занимавшие почти весь двор, оставалось место только для туалетов да дровяных сараев.
 
 
Архитектурный декор фасадов
 
В декоративном убранстве деревянных домов русского населения использовались стилевые приёмы классицизма, эклектики, модерна, народные орнаментальные традиции. Элементы классицизма проявлялись в строгой симметрии фасада, тесовой обшивке стен, высоком цоколе, высоких внутренних потолков и фризе, а также в аттиковых этажах.
 
В первой половине ХIХ века каменные и деревянные дома Казани строились по образцовым фасадам (высочайше утверждённым типовым проектам). Постепенно общие правила перестали быть обязательными. Из-за пожарной опасности в первой половине XIX века запрещалось строить деревянные дома в два этажа (мезонин и антресоли не считались за этаж), но и это правило во второй половине века перестало действовать. Появление внутренней несущей стены, делившей дом на две половины, привело к делению фасадов на две равные части и, соответственно, к чётному числу окон, характерному для эклектики.
 
В русских домах эклектика проявлялась в соединении сквозной пропильной резьбы с элементами классицизма, в расположении входов в боковой части фасада, в нарушении осей симметрии, а также в усложнённой форме крыш. Модерн проявлялся в использовании лаконичного конструктивного геометрического накладного декора или усложнённого криволинейного накладного декора, разнообразных сложных по форме оконных проёмов, эркеров, балконов, террас, а также в усложнённых формах крыш с декоративными шатрами, башенками, куполами.
 
Входные крыльца устраивались в виде навесов, опиравшихся на железные ажурные кронштейны. Зажиточные хозяева имели террасы, балконы, лоджии. Террасы размещались над входными дверями, которые располагались с одной или с двух сторон фасада. Они покрывались крышей, которую поддерживали резные столбы колонн, объединённые балюстрадой. Разнообразные по форме террасы были знаковым элементом улицы. Нигде больше в Казани не было их так много и такой изысканной формы, как на улицах Попова гора (Тельмана), Первая гора (Ульяновых), Вторая гора (Волкова).
 
В середине ХIХ века в декоративном оформлении ещё сохранялись элементы классицизма: пилястры, сандрики, резные вазоны, гирлянды, маски, глухая резьба, медальоны, триглифы, пальметты, розетки, меандры. Вместе с тем появлялись элементы эклектики: смешивались классические и народные мотивы, стало больше декоративных элементов в отделке фасадов. Окна делались разнообразными по величине и форме, иногда с цветным стеклом.
 
В деревянной резьбе второй половины XIX - начала ХХ века продолжились традиции первой половины века. Но характерная для эпохи классицизма глухая, выемчатая или выпуклая резьба, требующая высокого ремесла, уже использовалась редко. Вместо неё в массовой застройке широко распространилась пропильная резьба. Плоскую сквозную резьбу делали по шаблонам, это было легче, чем корпеть над рельефной. Украшали фризы, углы домов, фронтоны, причелины - доски, идущие вдоль скатов крыш со стороны фасада, крыльца, слуховые окна, карнизы, разнообразные по форме наличники. В ход шли солярные, зооморфные, геометрические и растительные орнаменты: зубцы, городки, бубенцы, плетёнки, решётки, пояски, накладные розетки и гирлянды.
 
 
Как украшали татарские дома
 
В декоративном оформлении татарских домов сохранялись традиционные приёмы первой половины XIX века, но появились их упрощённые вариации, более рациональные решения с ограниченным применением декора. Сквозной резьбы было мало. До конца века использовались отдельные декоративные элементы барокко и классицизма: пилястры без капителей, карнизы, пояски, сдвоенные или строенные арочные окна, декоративные колонки, балюстрады. Смешиваясь с традициями, они приобретали своеобразную трактовку. Угловые и меж-оконные пилястры, сделанные как лопатки, оформлялись накладным геометрическим декором - ромбами. Элементы модерна, довольно распространённые в деревянных домах русских заказчиков, в татарских домах встречаются крайне редко. Чаще всего они проявлялись в аскетичной, рациональной простоте архитектурного облика, подчинённого конструктивному решению, что было характерно для позднего модерна и распространилось в архитектуре многоквартирных домов во всех частях Казани.
 
Стены домов татарских заказчиков, как и в домах русского населения, обшивали тёсом. Народные мастера использовали и традиционные приёмы декора сельских домов. Характерной была техника накладного декора: ромбы, квадраты, круги, мотивы птицы, растительного орнамента, которые полихромно раскрашивали масляными красками. Вырезанные из дощечек декоративные элементы прибивали к украшаемой плоскости. Такой же накладной декор имели пилястры на углах дома. Окна часто украшали полочками на кронштейнах с накладным геометрическим или растительным орнаментом, входные двери - неглубокой резьбой.
 
Главное внимание в декоративном оформлении татарского дома уделялось верхней, чердачной части - фронтонной нише. В нижней части она украшалась декоративной накладной балюстрадой. Иногда единственным украшением фронтонной ниши было окно с круглым, арочным или прямоугольным проёмом. Как правило, оно имело богатый наличник в виде сияния. Этот декор набирался из разных по величине и форме дощечек, раскрашенных в разные цвета: голубой, жёлтый, зелёный.
 
В отличие от домов русского населения, в татарских домах балконы, террасы выходили не на улицу, а во двор. Туда же выходили и ажурно остеклённые цветными стёклами галереи - переходы между основным домом и флигелем. В саду ставились беседки для чая. Украшались также заборы и ворота. Традиционный забор татарской усадьбы состоял из двух частей: глухой нижней и с просветами верхней. Верхняя сквозная часть набиралась из фигурно вырезанных в виде плоской балюстрады дощечек или деревянной решётки из перекрещивающихся реек. К концу ХIХ века заборы и ворота оформлялись уже проще, они становятся ниже, чем прежде. Ворота и калитка располагались вровень с забором по высоте. Нередко были и заборы без просветов, но со скромными накладными ромбами. Полотнища ворот и калитки украшались наборными восьмиконечными звёздами, солярными знаками, ромбами и другими геометрическими фигурами. Отдалённые весьма упрощённые варианты таких заборов сохранялись до наших дней на окраине Новотатарской слободы на улице Дулат Али. В посёлке Залесном эта традиция отчасти отражается в усадьбах некоторых домов.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев