Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

ДОМ, КОТОРЫЙ СТРОИТ «ДАШКА»

Два­дцать лет назад детская школа «ДАШКА» обновила название и изменила формат, стала не только архитектурной, но и дизайнерской. Несколько недель летом распространяли рекламные листовки, стучались во все двери, рассказывали о школе и набрали наконец на новый учебный год семьдесят ребят. Это была победа!

Два­дцать лет назад детская школа «ДАШКА» обновила название и изменила формат, стала не только архитектурной, но и дизайнерской. Несколько недель летом распространяли рекламные листовки, стучались во все двери, рассказывали о школе и набрали наконец на новый учебный год семьдесят ребят. Это была победа!

 

Мы играем всерь­ёз!

А се­го­дня в школе 1350 учеников, это около шестидесяти учебных групп, по­чти семьдесят преподавателей и сотрудников. Мы выстроили учебную структуру из трёх возрастных ступеней — студия для пятидесятилетних, школа для учащихся средних классов и колледж для старшеклассников. Так обес­печивается преемственность в образовании. А у ребёнка есть выбор: можно позаниматься несколько лет в студии, дорасти до поступления в художественную школу, а после её окончания снова прий­ти в «ДАШКУ» на последнюю возрастную ступень. Школа и колледж завершаются дипломными работами с получением свидетельств.

Конкурс «Берег неба». Преподаватель Алексей Москалёв. 2013

Сколько за эти годы было придумано летающих или плавающих домов, городов в космосе, вариантов бла­го­устрой­ства школьных дворов и украшения городской среды, да много ещё чего! Сравнивая их с работами давних лет, видишь, насколько глубже мыслят теперь выпускники, проявляют больше архитектурного вкуса. Часто подростки на защите поражают своей по­чти научной погружённостью в тему, чувством ответственности за судьбу общества — ни больше ни меньше, шутки в сторону, мы играем всерь­ёз! Кому не нравится нынешняя молодёжь? Приходите к нам, вы увидите другую!

«ДАШКА» ориентируется на принципы развивающего обу­чения по системе ЭльконинаДавыдова. Будучи архитекторами, мы внимательно присмотрелись к педагогическому творчеству советских и зарубежных педагоговноваторов, к Вальфдорфской системе. Большое впечатление произвело на нас посещение интерната в посёлке Текос Краснодарского края, где мы встретились с Михаилом Петровичем Щетининым, познакомились в разных городах со школами нашего профиля. Но и педагогическую науку наши преподаватели тоже освоили, получив вторые дипломы высшей школы.

Архитектурная довузовская педагогика — один их оте­че­ственных феноменов, которым иностранцы не устают восхищаться. Это особый мир увлечённых людей с редким сочетанием профессио­нальных и человеческих качеств, что позволяет им зажечь ребёнка своей любовью к творчеству. И подборки фотографий детских работ увозят в Швецию, Великобританию, Швейцарию, Германию…

Защитили дипломные проекты в колледже. 2013

«ДАШКА» давно и прочно вошла в число пяти наиболее крупных и успешных учебных заведений детского архитектурнохудожественного творчества, что мы ежегодно подтверждаем участием в профессио­нальных архитектурных фестивалях «Зодчество», во Всероссийской олимпиаде имени Владимира Татлина. Это даже не соперничество детских архитектурных школ и студий (а их в России уже около трёхсот!), это здоровое желание превзойти себя и порадоваться за успехи коллег из других городов.

Нам нравится сравнивать нашу школу с оркестром, который исполняет музыку по общей партитуре и под руководством дирижёра, при этом у каждой группы музыкантов есть свои партии, и роль каждого в общем звучании очень важна. Так же, как дети идут в школу с удовольствием, так и преподаватели приходят на работу как в свой тёплый дом.

В школе много своих «фишек», например, выработавшаяся со временем система передачи опыта. В школьной семье­ есть ядро опытных педагогов, это кладезь знаний, хранители традиций. А большинство преподавателей — студенты, молодёжь, только осваивающая профессию. Поработав несколько лет, многие из них толькотолько начинают раскрываться, но… заканчивается обу­чение в университете, и новые жизненные планы уводят от нас выпускников. И каждый год мы присматриваем себе среди студентов нового потока молодых коллег. Но это и здорово, что каждый год коллектив обновляется и в него привносится новая энергия! Наконец, третья очень ценная часть преподавателей — это как раз те из бывших студентовколлег, которые умудряются, несмотря на занятость в проектной практике или в магистратуре, по вечерам и в выходные дни продолжать работу в «ДАШКЕ». Они становятся для подростков, выбирающих путь в профессии, примером спе­циа­листа — архитектора, дизайнера, реставратора, градостроителя.

Строительная акция «Скамья уединённая». «Книга-фест Лядской сад». 2014 

Очень важное и перспективное направление учебного процесса в «ДАШКЕ» — использование в нём музыки, это даёт целостное развитие визуальной и аудиальной сфер восприятия. В школе работают три преподавателя со специальным музыкальным образованием.

 

«Крылья Дедала»

В 2009 году на Всероссийской олимпиаде школьников имени Владимира Татлина наш ученик Адель Хакимуллин получил первое место за макет на образную тему «Ветер. Крылья. Скорость». Мы привезли этот макет в Ка­зань, соорудили на его основе настоящий артобъект. Конечно, тон самозабвенно задавал сам автор идеи (сейчас он учится в аспирантуре Московского архитектурного института). Из деревянных брусьев большого сечения был сделан куб, покрашен так, что производит впечатление каркаса из ржавого металла (очень популярного материала у современных дизайнеров, которые считают ржавчину весьма благородной формой старения материала). Внутри куба подвешены несколько ярких лёгких брусков, качающихся от ветра, как бы летящих, они символизируют крылья. Назвали артобъект «Крылья Дедала». Согласно известному мифу, Дедал был человеком необыкновенного таланта — художником, скульп­тором, архитектором, изобретателем. А ещё он был отцом Икара, более известного у нашего народа персонажа. И крылья себе и Икару изготовил именно Дедал. Вместе они находились в изгнании, а фактически — в плену, и выбраться из этого плена было возможно только по воздуху. Нам из этого мифа было важно имя первого в истории знаменитого архитектора, способного не только придумывать интересные идеи, но и воплощать их в жизнь. Таким образом, наши подростки получили возможность попробовать себя в работе с настоящими инструментами, с реальными материалами, с необходимостью учитывать силу тяжести, делать качественный крепёж, обеспечить и устойчивость, и гармонию всей композиции. Такова появился первый артобъект в Казани.

Строительная акция «Скворечники». 2013

Потом были строи­тель­ство скворечников в стиле советского авангарда, других» артобъектов. Жаль только, что эти произведения беззащитны, и многие из них быстро пропадают. А как они могли бы украшать многие места без всяких затрат для городского хозяйства!

Однако первыми нашими шагами по пути реальных строи­тель­ных акций было сотворчество ребят десятидвена­дцати лет и их родителей. Недалеко от Шамовской больницы соорудили каркас из жердей, сухих стволов американского клёна, затянули цветным тентом и получили довольнотаки большую конструкцию, выдержавшую вес всех, кто пожелал на неё забраться.

Ещё одна запоминающаяся строи­тель­ная акция прошла под девизом «Вторая жизнь стула». Стулья, как известно, не живут долго там, где растут энергичные дети. Однако мы в «ДАШКЕ» деревянные стулья не выбрасываем, ремонтируем по возможности. Както придумали мастеркласс для подростков, и три команды под руководством наших мастеровитых преподавателей соорудили сделали три артобъекта, составившие серию «Насекомые» — «Муха», «Комар» и «Стрекоза» размерами полторадва метра. Различные части старых стуль­ев изображали их крылья, ножки, туловища. Получились очень эффектные объекты с горящими лампочкамиглазами. А поскольку они были сборноразборными, мы смогли транспортировать самую выразительную «Стрекозу» в Москву на фестиваль «Зодчество», где она пользовалась большой популярностью. За неё школа получила приз Фонда архитектора Якова Чернихова, такую награду за детское творчество, которая в нашей сфере ценится больше диплома первой степени.

 

И стены учат

Школа «ДАШКА» первоначально занимала небольшое помещение бывшего буфета в общежитии — три небольших класса. Не частыми гостями были представители­ вуза, и ко­гда мы проводили олимпиаду, выставки, защиты дипломов, приглашали представителей Института архитектуры и дизайна, творческих союзов, чтобы они порадовались нашим успехам. Мы сетовали на то, что наши комнатки малы, желающих заниматься много, группы переполнены.

Ректор нашёл выход в переселении «ДАШКИ» на первый этаж бывшего общежития, обу­строенный по нашей перепланировке. Хрущёвских времён здание, низкие потолки… Преподавателям и студентам после занятий в университете надо было добираться в школу на автобусе… Но общественный транспорт к Универсиаде подтянули, даже остановку к нам по­двинули на целый квартал! Ездить стало удобно.

Дипломные проекты в колледже ещё в работе. 2015

У нас теперь было лишь на один класс больше, но сами классы стали просторнее, появились подсобные помещения, отдельная учительская, комната для администратора и завучей. Затем добавили подвальную часть, где оборудовали мастерскую. Деревянные детали сначала дорабатываются здесь, а потом уже доставляются на стройплощадку.

Начался период практически постоянного ремонта и переоборудования. Постепенно удалось разместить школу на четырёх этажах целого крыла здания. Масштабный ремонт мы смогли сделать благодаря тому, что наша самоокупаемая школа стала успешным финансовым проектом университета, и мы построили себе дом.

В архитектурном решении всех этажей воплощена целостная смысловая дизайнконцепция, символически отражающая в цветовой гамме, в элементах оборудования характер возрастной ступени, для которой предназначен каждый уровень. Всё должно символизировать, что с каждым годом ребята поднимаются по ступеням образования всё выше. Одна из идей дизайнконцепции — размещение запоминающихся графических и объёмных элементов, которые дают пищу для ума, будоражат воображение согласно поговорке: «И стены учат».

За два­дцать лет жизни школы в новом формате выросло новое поколение. Приходят учиться «внуки» — дети наших учеников. У руля школы встала новый директор Мария Латыпова — наш человек! Мы по­мним её как нашу ученицу — толковую увлечённую девочку, по­мним её фантазийный дипломный проект здания «ДАШКИ». Вот и пришло время воплощать уже не детские фантазии, а новые большие планы.

 

 

Учебные работы. 
Преподаватели: Татьяна Смирнова, Николай Рябов, Марина Забрускова, Марина Лагода.

 

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев