Душа Казани
Город многогранен, он притягивает к себе взоры и отталкивает нас. Он бывает разным в разное время и откликается разным людям. Его можно сравнить с человеком, имеющим свои лицо, тело, характер, душу.
Энже Дусаева
Историк, кандидат культурологии, эксперт-методолог по вопросам культурной и исторической памяти, доцент кафедры всемирной истории Казанского Поволжского федерального университета, приглашённый специалист Российской академии наук, приглашённый профессор университетов Рима и Салерно.
Гузелия Гиматдинова
Историк, магистр истории искусств, аспирант кафедры всеобщей истории Казанского Поволжского федерального университета, исследователь культурной памяти, стипендиат Правительства Российской Федерации, Оксфордского Российского фонда, Министерства культуры Татарстана, экопросветитель.
Наиля Ханбекова
Аспирант кафедры всеобщей истории ИМО КФУ, стипендиат Министерства культуры Республики Татарстан, фонда В. Потанина, экскурсовод, исследователь городских экскурсий и исторических путеводителей.
Город многогранен, он притягивает к себе взоры и отталкивает нас. Он бывает разным в разное время и откликается разным людям. Его можно сравнить с человеком, имеющим свои лицо, тело, характер, душу. Ещё в начале XX века Николай Анциферов в книге «Душа Петербурга» ввёл понятие «душа» применительно к городу. Именно благодаря творческим людям — поэтам, писателям, художникам мы можем попытаться уловить душу города, характер, нарисовать портрет. Город представляется живым организмом, имеющим свою логику развития.
В 2019 году мы провели исследование, попросив горожан описать Казань в образе человека с его уникальными характеристиками. Оказалось, Казань — это мужчина средних лет, интеллигент в очках, бизнесмен или чиновник в костюме, татарин-мусульманин в тюбетейке. Несколько человек ответили, что Казань похожа на Сююмбике — образ ханбике стал одним из символов города.
По мнению горожан, Казань «молодится» и «выглядит моложе своих лет», также ведёт активный образ жизни, является предпринимателем, волонтёром или спортсменом. Часть горожан отметили талант и принадлежность к творческой профессии художника(цы). Казань видится непростым человеком — чаще других качеств отмечают хитрость, это город «с потайным дном, тёмным прошлым» и «со сложной судьбой». Среди личных качеств несколько реже упоминают уверенность, амбициозность или целеустремлённость, образованность. Горожане представляют Казань как — «ушлый лицемер, безжалостный к архитектурному прошлому», «бросает мусор повсюду», отмечая безответственное отношение к городу.
Город проявляется не только в строениях, но и ароматах, звуках, цветах. Казань, по мнению горожан, пахнет едой: разной выпечкой, сладостями, кофе, чаем; запахами, связанными с водой и разными растениями. Многие отмечали, что районы Казани имеют свои специфические запахи и цвета, например, на улице мусульманских магазинов по Парижской коммуне (между Московской и Тукая) ощущают запахи восточных благовоний и тмина.
Казань живёт «в двух ритмах: плавная, как провинция, и быстрая, как Москва, зависит от скорости собственной», «ритм агонизирующий, никогда нет ровного, плавного движения транспорта и людей, всё дёргано, да ещё и с выражениями». Казань представляют настоящим трудоголиком: «рано засыпает и рано просыпается».
Казань звучит, по мнению горожан, звуками транспорта, автомобилей и, вместе с тем, музыкой и национальными мотивами, перемежаясь в центре звуками азана и колокольного звона. В этом и состоит суть своеобразия Казани, которое так сложно передать словами, но так легко почувствовать, находясь в городе.
Для историко-культурного анализа города мы использовали инструмент «Река времени» (категория Святослава Мурунова).
Это своеобразная линия жизни города, где в начальной точке обозначена дата основания и события сегодняшнего дня. На ней мы фиксируем события, повлиявшие на жизнь города. События могут быть разномасштабными (семьи и личности, улицы, районы, города, регионы, страны, миры). Ключевое — выяснить, как конкретные события повлияли на ландшафт, какие виды деятельности существовали, какие ключевые опыты и ценности приобрела территория. Река времени фиксирует современное состояние и устремлена в будущее, исходя из опыта, позволяет определить необходимые действия для изменения ситуации.
Казань, полагаем, всегда остаётся верна себе, у неё есть своя собственная логика развития. Опыт для нас — система базовых представлений общества о прошлом, закреплённая в памятниках культуры и социальной традиции, область формирования смысла. Носителями опыта являются символические медиаторы. В результате историко-культурного исследования мы выделили три ключевых опыта, характерных для Казани.
Первый — опыт Пограничья, определён природным ландшафтом Казани, который проявился также в религиозном и торговом опыте. Функция границы имеет две характерные черты — место встречи, контакта, что Казань успешно использовала на протяжении столетий; в то же время это барьер для сохранения своей самобытности. Наш город можно сравнить с ингредиентами салата, которые вместе образуют уникальное блюдо. При этом они сохраняют свой вкус.
Второй — опыт быть Столицей, умение создавать уникальные продукты и смыслы, упаковывать их и транслировать вовне. Казань способна мыслить в разных масштабах — от локального до мирового.
Третий — быть Опорой, что означает готовность города поддерживать центр, перераспределять, аккумулировать ресурсы. Это была и символическая опора иконы Казанской Божией матери, и организации промышленных производств, центров.
На примере Адмиралтейской слободы рассмотрим, как были проявлены и продолжают проявляться в том или ином виде основные опыты. Адмиралтейство, на наш взгляд, является ещё одним ядром города. Его границы проходят по старому руслу Казанки. Но, рассматривая её территорию, важно говорить о связи с сопредельными Игумновой, Пороховой и Ягодной слободами (современный Кировский район).
Ключевой опыт Пограничья определяется природным ландшафтом — близостью рек Казанки и Волги. В этой части города издавна велась активная торговля, находились волжские пристани до создания Куйбышевского водохранилища. Опыт Пограничья выражен и в транзитном характере этой территории — ранее по улице Клары Цеткин проходил Московский тракт. Основание Зилантова монастыря в середине XVI века позволяет говорить о религиозном пограничье, в XIX веке на территории слободы сосуществовали две соборные мечети, церкви и часовня. И сегодня здесь можно услышать звуки азана и колокольного звона.
В Адмиралтейской слободе сохранился топоним «Бишбалта», обозначающий древнее татарское кладбище и село времён Казанского ханства. Интерес сегодня к этой территории и кладбищу как месту памяти свидетельствует о том, что данная территория значима в построении национальной идентичности, относящейся к опыту Казани как Столицы. В постсоветское время здесь появляется татарская гимназия. Ещё одно из проявлений Опыта Столицы — основание в XVIII веке первого светского образовательного учреждения в городе — цифирной школы, необходимого в первую очередь для кораблестроения. Этот инженерно-производственный код так и закрепился за слободой вплоть до сегодняшнего дня. Начиная с XVIII века, это производственная Опора Российского государства: Адмиралтейство, по соседству будет основан Пороховой завод. Развитие продолжается в XIX веке: появились механический завод Свешникова, фабрики Локке, Эккерт, было развито кожевенное производство. В советское время на их основе появятся заводы «Серп и Молот», «Сантехприбор», завод обозных деталей, куда впоследствии эвакуировали Ленинградский завод, известный как вертолётный завод.
Сегодня территории Адмиралтейской слободы необходимо переосмысление. Полагаем, для её успешного развития необходимо исходить именно из ключевых опытов, сложившихся здесь видов деятельности и образа жизни.
Фото: Алексей Савин
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев