Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Фестиваль имени себя

Именные фестивали — дело не новое. Чаще они мемориальные, реже — носят имя здравствующего Художника, желающего вокруг своего эго собрать фестивальный контент, отвечающий его личным представлениям о прекрасном.

Именные фестивали — дело не новое. Чаще они мемориальные, реже — носят имя здравствующего Художника, желающего вокруг своего эго собрать фестивальный контент, отвечающий его личным представлениям о прекрасном.

Я к этой идее пришёл по обстоятельствам. В начале своих сороковых был осенён мыслью, что, оказывается, довольно скоро — «полтинник», золотой юбилей, который нужно отметить достойно. Имея привычку заранее планировать крупные события, быстро придумал концепцию фестиваля, в котором сам собирался играть ведущие роли. Предполагалось, что состоится 4 концерта, в каждом из которых я выступлю в одной из своих ипостасей: дирижёр камерного оркестра, скрипач, композитор и дирижёр симфонического оркестра. Идея настолько захватила, что дождаться юбилея не было никакого терпения. Провёл фестиваль на 45-летие, в качестве репетиции. Всё прошло с таким успехом, что придумывать к 50-летию что-то новенькое не захотелось. Второй «Абязов-фестиваль» сохранил прежнюю концепцию, но получился значительно более масштабным. И по программе, и по «звёздности» участников. 

Проект «Звёзды из Завтра»


Продолжать эти «мемориальные» фестивали я, разумеется, не собирался. Но другого мнения придерживались мои слушатели. Через некоторое время они начали интересоваться, когда следующий? Министерство культуры респуб­лики тоже было не прочь взять под опеку моё детище. Ничего не оставалось другого, как начать продумывать новую концепцию фестиваля. Решение пришло, как это часто бывает, неожиданно. Ехал откуда-то в поезде, и за ужином в голове возникло название: «Объединяя музы». Название родило концепцию: различные виды искусства в коллаборации с Музыкой и взаимопроникновение различных музыкальных течений. От старого названия «Абязов-фестиваль» отказываться не хотелось, поэтому с тех пор всегда есть общее, уже ставшее привычным, и дополнительное, в котором отражена тема каждого нового фестиваля. Достаточно перечислить эти названия, чтобы понять, чему были посвящены наши музыкальные форумы: «Объединяя музы», «Джаз в классике и классика в джазе», «Классика + этно = ?», «РОКовая классика», «Сказки, мифы, легенды в музыкальных отражениях». А в декабре текущего года ждём баттл между Классикой и Neo.

Балет «Аполлон Мусагет»


В арсенале оркестра La Primavera есть ещё один, ставший уже брендовым международный музыкальный фестиваль L’arte del arco. Его я придумал в автобусе по пути из Казани в Набережные Челны, куда оркестр ехал вместе с блестящим скрипачом из Швеции Хьюго Тиччиати. Ему так понравилась идея, что он обещал всяческую помощь и, конечно, своё участие. Кстати, красивое название фестиваля, которое в переводе означает «Искусство смычка», придумал именно он. Старт получился впечатляющим. Три выдающихся скрипача одной возрастной формации из трёх разных стран: Швеции, Великобритании и России, — установили такую высокую планку исполнительского мастерства, что стало очевидным: идея создания постоянного фестиваля, знакомящего слушателей Казани, Набережных Челнов, а позднее и Нижнекамска с лучшими музыкантами, работающими в сфере струнно-смычкового искусства, очень востребована. Министерство культуры Татарстана нас поддержало, и фестиваль стал ежегодным. 
Становится пугающе привычным, что наши фестивали часто проходят в экстремальных условиях. Началось с Жиля Апапа, который по визовым причинам не смог вовремя приехать в Казань, чуть не сорвав открытие Четвёртого фестиваля. Тогда буквально накануне удалось договориться с блестящим виолончелистом Денисом Шаповаловым, который спас наш форум. Позже мы выполнили обещание и познакомили с фантастическим Апапом не только казанскую публику, но и слушателей всего Татарстана, организовав феерический тур по 5 городам. В марте 2020 года VIII Международный музыкальный фестиваль L’arte del arco завершился практически не начавшись. Точнее, всё-таки удалось провести один концерт, что организаторы уже считают большой удачей, учитывая коронавирусную ситуацию, сложившуюся во всём мире. На следующий год коронавирусные ограничения закрыли доступ в Россию иностранным музыкантам, но нам удалось пригласить прекрасную команду российских струнников и, даже, каким-то чудом, мексиканца Логунову. В 2022 году из-за ситуации вокруг военной спецоперации на Украине нам в течение кратчайшего срока, если быть точным, в течение недели пришлось осуществить импортозамещение и поменять значительную часть исполнителей. Хочу похвастаться, нам это удалось с лихвой. Результат удовлетворил самого искушённого слушателя. И заявленную музыкальную программу мы почти полностью сохранили.

Ансамбль «Треугольный сон» (Греция). Янис Кофопулос (вокал)


Хочу напомнить о двух сложившихся традициях нашего фестиваля. Все музыканты, приезжающие на «Искусство смычка», дают бесплатные мастер-классы для учащихся и студентов музыкальных учебных заведений Казани. И каждый наш форум изобилует музыкальными премьерами. 
Ещё один проект, которым я очень горжусь, это Программа «Звёзды из Завтра», которая, по сути, тоже является фестивалем‑конкурсом. Республиканский статус эта Программа получила не сразу. Лишь в 2020 году, при поддержке Президента и Министерства культуры РТ, многолетний казанский проект «Звёзды из  Завтра» (осуществляется с 2015 года), позволяющий учащимся обычных ДМШ и ДШИ выступать в качестве солистов с Казанским камерным оркестром La Primavera, обрёл статус ежегодной Республиканской творческой программы для юных музыкантов. Думаю, что аналогов этой Программе в мире нет. Конечно, оркестры, случается, приглашают юных коллег выступить с ними в качестве солистов, но, чтобы оркестр для этого сначала организовал кастинги по всей республике, а потом ездил по городам и весям, давая возможность всем заслужившим выступить с коллективом на гала-концертах, такого нигде нет.

Моноопера «Щелкунчик»


43 муниципальных района Рес­публики Татарстан мы поделили на 6 секторов вокруг крупных городов: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Буинск. Это даёт возможность любому учащемуся любой музыкальной школы любого города, села или деревни Татарстана, при соответствующей подготовке, выступить в качестве солиста с профессиональным оркестром. А это дорогого стоит и является огромным стимулом для творческого развития детишек. И не только для них, но и для их педагогов. С началом учебного года (в сентябре) начинается сбор заявок от желающих участвовать в отборочном туре Программы. В ноябре в Казани, в феврале в пяти других городах я лично прослушиваю всех ребят, подавших заявки (их бывает от 60 до 140 в каждом секторе). По результатам прослушиваний формирую программы шести гала-концертов в вышеуказанных городах (в каждой программе по 24-26 номеров), создаю бо`льшую часть необходимых оркестровок. В Казани традиционно гала-концерт проходит в январе, а на концерты в города Татарстана оркестр La Primavera выезжает в апреле. Во время этих выездов я провожу бесплатные мастер-классы для всех желающих. В мае в Казань для участия в финальном концерте Программы в Государственном Большом концертном зале РТ им. С. Сайдашева приглашаются лучшие из лучших участников гала-концертов со всего Татарстана. Мы отслеживаем судьбу наших «звёздочек». Списки финалистов подаются в средние специальные музыкальные учебные заведения республики, чтобы там обратили особое внимание на талантливых ребят. Часто мы рекомендуем наших «выпускников» на различные конкурсы («Синяя птица», «Щелкунчик», «Ну-ка, все вместе»), в различные фонды, такие, как Фонд Владимира Спивакова, помогающие юным исполнителям. Мне кажется, мы делаем очень полезное дело!
Мой рассказ о фестивалях оркестра La Primavera был бы неполным, если не вспомнить ещё один интересный проект. Как-то оркестр выступил с концертом в Национальном музее Татарстана. Нам это очень понравилось, и сразу родилась идея провести необычный фестиваль, когда музыка будет звучать в различных музеях республики, при этом программы концертов будут соответствовать атмосфере и направленности каждого хранилища Истории. Проект получил необычное красивое название: I передвижной музыкально-музейный фестиваль «Колесница Клио. Музыкальные страницы истории края». Мы провели 2 фестиваля, в общей сложности дав 15 концертов по всему Татарстану. При этом всё это организовали за свой счёт, ни копейки не прося у музеев. Более того, мы не возражали, чтобы на наши концерты они продавали свои билеты и заработали немного денег. 
Фестивали для оркестра, для всех, кто участвует в их организации, для меня — большой труд. Но это и большие праздники, праздники Музыки, праздники Искусства, праздники общения с выдающимися мастерами и бессмертными творениями. 

Фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка»). 
С  Жилем Апапом

Фотографии из архива оркестра La Primavera 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев