Фестиваль имени себя
Именные фестивали — дело не новое. Чаще они мемориальные, реже — носят имя здравствующего Художника, желающего вокруг своего эго собрать фестивальный контент, отвечающий его личным представлениям о прекрасном.
Именные фестивали — дело не новое. Чаще они мемориальные, реже — носят имя здравствующего Художника, желающего вокруг своего эго собрать фестивальный контент, отвечающий его личным представлениям о прекрасном.
Я к этой идее пришёл по обстоятельствам. В начале своих сороковых был осенён мыслью, что, оказывается, довольно скоро — «полтинник», золотой юбилей, который нужно отметить достойно. Имея привычку заранее планировать крупные события, быстро придумал концепцию фестиваля, в котором сам собирался играть ведущие роли. Предполагалось, что состоится 4 концерта, в каждом из которых я выступлю в одной из своих ипостасей: дирижёр камерного оркестра, скрипач, композитор и дирижёр симфонического оркестра. Идея настолько захватила, что дождаться юбилея не было никакого терпения. Провёл фестиваль на 45-летие, в качестве репетиции. Всё прошло с таким успехом, что придумывать к 50-летию что-то новенькое не захотелось. Второй «Абязов-фестиваль» сохранил прежнюю концепцию, но получился значительно более масштабным. И по программе, и по «звёздности» участников.
Проект «Звёзды из Завтра»
Продолжать эти «мемориальные» фестивали я, разумеется, не собирался. Но другого мнения придерживались мои слушатели. Через некоторое время они начали интересоваться, когда следующий? Министерство культуры республики тоже было не прочь взять под опеку моё детище. Ничего не оставалось другого, как начать продумывать новую концепцию фестиваля. Решение пришло, как это часто бывает, неожиданно. Ехал откуда-то в поезде, и за ужином в голове возникло название: «Объединяя музы». Название родило концепцию: различные виды искусства в коллаборации с Музыкой и взаимопроникновение различных музыкальных течений. От старого названия «Абязов-фестиваль» отказываться не хотелось, поэтому с тех пор всегда есть общее, уже ставшее привычным, и дополнительное, в котором отражена тема каждого нового фестиваля. Достаточно перечислить эти названия, чтобы понять, чему были посвящены наши музыкальные форумы: «Объединяя музы», «Джаз в классике и классика в джазе», «Классика + этно = ?», «РОКовая классика», «Сказки, мифы, легенды в музыкальных отражениях». А в декабре текущего года ждём баттл между Классикой и Neo.
Балет «Аполлон Мусагет»
В арсенале оркестра La Primavera есть ещё один, ставший уже брендовым международный музыкальный фестиваль L’arte del arco. Его я придумал в автобусе по пути из Казани в Набережные Челны, куда оркестр ехал вместе с блестящим скрипачом из Швеции Хьюго Тиччиати. Ему так понравилась идея, что он обещал всяческую помощь и, конечно, своё участие. Кстати, красивое название фестиваля, которое в переводе означает «Искусство смычка», придумал именно он. Старт получился впечатляющим. Три выдающихся скрипача одной возрастной формации из трёх разных стран: Швеции, Великобритании и России, — установили такую высокую планку исполнительского мастерства, что стало очевидным: идея создания постоянного фестиваля, знакомящего слушателей Казани, Набережных Челнов, а позднее и Нижнекамска с лучшими музыкантами, работающими в сфере струнно-смычкового искусства, очень востребована. Министерство культуры Татарстана нас поддержало, и фестиваль стал ежегодным.
Становится пугающе привычным, что наши фестивали часто проходят в экстремальных условиях. Началось с Жиля Апапа, который по визовым причинам не смог вовремя приехать в Казань, чуть не сорвав открытие Четвёртого фестиваля. Тогда буквально накануне удалось договориться с блестящим виолончелистом Денисом Шаповаловым, который спас наш форум. Позже мы выполнили обещание и познакомили с фантастическим Апапом не только казанскую публику, но и слушателей всего Татарстана, организовав феерический тур по 5 городам. В марте 2020 года VIII Международный музыкальный фестиваль L’arte del arco завершился практически не начавшись. Точнее, всё-таки удалось провести один концерт, что организаторы уже считают большой удачей, учитывая коронавирусную ситуацию, сложившуюся во всём мире. На следующий год коронавирусные ограничения закрыли доступ в Россию иностранным музыкантам, но нам удалось пригласить прекрасную команду российских струнников и, даже, каким-то чудом, мексиканца Логунову. В 2022 году из-за ситуации вокруг военной спецоперации на Украине нам в течение кратчайшего срока, если быть точным, в течение недели пришлось осуществить импортозамещение и поменять значительную часть исполнителей. Хочу похвастаться, нам это удалось с лихвой. Результат удовлетворил самого искушённого слушателя. И заявленную музыкальную программу мы почти полностью сохранили.
Ансамбль «Треугольный сон» (Греция). Янис Кофопулос (вокал)
Хочу напомнить о двух сложившихся традициях нашего фестиваля. Все музыканты, приезжающие на «Искусство смычка», дают бесплатные мастер-классы для учащихся и студентов музыкальных учебных заведений Казани. И каждый наш форум изобилует музыкальными премьерами.
Ещё один проект, которым я очень горжусь, это Программа «Звёзды из Завтра», которая, по сути, тоже является фестивалем‑конкурсом. Республиканский статус эта Программа получила не сразу. Лишь в 2020 году, при поддержке Президента и Министерства культуры РТ, многолетний казанский проект «Звёзды из Завтра» (осуществляется с 2015 года), позволяющий учащимся обычных ДМШ и ДШИ выступать в качестве солистов с Казанским камерным оркестром La Primavera, обрёл статус ежегодной Республиканской творческой программы для юных музыкантов. Думаю, что аналогов этой Программе в мире нет. Конечно, оркестры, случается, приглашают юных коллег выступить с ними в качестве солистов, но, чтобы оркестр для этого сначала организовал кастинги по всей республике, а потом ездил по городам и весям, давая возможность всем заслужившим выступить с коллективом на гала-концертах, такого нигде нет.
Моноопера «Щелкунчик»
43 муниципальных района Республики Татарстан мы поделили на 6 секторов вокруг крупных городов: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Буинск. Это даёт возможность любому учащемуся любой музыкальной школы любого города, села или деревни Татарстана, при соответствующей подготовке, выступить в качестве солиста с профессиональным оркестром. А это дорогого стоит и является огромным стимулом для творческого развития детишек. И не только для них, но и для их педагогов. С началом учебного года (в сентябре) начинается сбор заявок от желающих участвовать в отборочном туре Программы. В ноябре в Казани, в феврале в пяти других городах я лично прослушиваю всех ребят, подавших заявки (их бывает от 60 до 140 в каждом секторе). По результатам прослушиваний формирую программы шести гала-концертов в вышеуказанных городах (в каждой программе по 24-26 номеров), создаю бо`льшую часть необходимых оркестровок. В Казани традиционно гала-концерт проходит в январе, а на концерты в города Татарстана оркестр La Primavera выезжает в апреле. Во время этих выездов я провожу бесплатные мастер-классы для всех желающих. В мае в Казань для участия в финальном концерте Программы в Государственном Большом концертном зале РТ им. С. Сайдашева приглашаются лучшие из лучших участников гала-концертов со всего Татарстана. Мы отслеживаем судьбу наших «звёздочек». Списки финалистов подаются в средние специальные музыкальные учебные заведения республики, чтобы там обратили особое внимание на талантливых ребят. Часто мы рекомендуем наших «выпускников» на различные конкурсы («Синяя птица», «Щелкунчик», «Ну-ка, все вместе»), в различные фонды, такие, как Фонд Владимира Спивакова, помогающие юным исполнителям. Мне кажется, мы делаем очень полезное дело!
Мой рассказ о фестивалях оркестра La Primavera был бы неполным, если не вспомнить ещё один интересный проект. Как-то оркестр выступил с концертом в Национальном музее Татарстана. Нам это очень понравилось, и сразу родилась идея провести необычный фестиваль, когда музыка будет звучать в различных музеях республики, при этом программы концертов будут соответствовать атмосфере и направленности каждого хранилища Истории. Проект получил необычное красивое название: I передвижной музыкально-музейный фестиваль «Колесница Клио. Музыкальные страницы истории края». Мы провели 2 фестиваля, в общей сложности дав 15 концертов по всему Татарстану. При этом всё это организовали за свой счёт, ни копейки не прося у музеев. Более того, мы не возражали, чтобы на наши концерты они продавали свои билеты и заработали немного денег.
Фестивали для оркестра, для всех, кто участвует в их организации, для меня — большой труд. Но это и большие праздники, праздники Музыки, праздники Искусства, праздники общения с выдающимися мастерами и бессмертными творениями.
Фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка»).
С Жилем Апапом
Фотографии из архива оркестра La Primavera
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев