Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Галактика Назиба Жиганова

Как осознать значение личности? Личности человека творческого. Композитора. Прежде иного — слушать сочинённую им музыку.

Как осознать значение личности? Личности человека творческого. Композитора.

Прежде иного — слушать сочинённую им музыку.

А если человек этот был к тому же педагогом, организатором музыкального образования? Узнать — знамениты ли ученики, сохранили ли актуальность проекты.

Что ещё?

Прийти к нему в дом. Увидеть — биб­лиотеку.

И, конечно же — круг общения. Это важно.

На эти и другие вопросы, без малого три десятилетия, отвечает музей композитора Назиба Жиганова, располагающийся в квартире, где Мастер провёл последние семнадцать лет своей земной жизни. Это мемориальный музей. Коридор, кухня, гостиная, кабинет — всё так же, как и было при жизни Назиба Гаязовича. Вокруг — всё те же предметы, помнящие его прикосновение. Особая ценность — личный архив. Рукописи музыкальных произведений, письма, аудио- и видеозаписи, фотографии. Всего — свыше шести тысяч единиц хранения.

Несколько сотен фотографий. Среди них те, что запечатлели самого композитора и людей рядом. Ближний круг. Родные, друзья, коллеги. За каждым снимком (впрочем, как и за каждым экспонатом музейной коллекции) — история, а то и эпоха. И не только в жизни Жиганова, но, часто, в жизни страны. В жизни её музыкального искусства.

Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Родион Щедрин, Александра Пахмутова — композиторы.

Генрих Нейгауз, Мстислав Ростропович, Борис Хайкин, Борис Покровский, Исай Шерман, Натан Рахлин, Фуат Мансуров — музыканты-исполнители, режиссёры и дирижёры.

Баки Урманче, Садри Ахун, Файзрахман Аминов, Алексей Аникеёнок — худож­ники.

И это только малая часть. Малая часть галактики по имени Назиб Жиганов. На её орбитах — литераторы, артисты, политики. Муса Джалиль, Ахмет Файзи, Жоржи Амаду, Борис Чирков, Игорь Ильинский, Салих Батыев. Одно лишь перечисление имён, с наикратчайшей биографией людей из круга общения Назиба Жиганова, потянет на солидный научный каталог.

Профессиональные связи, часто перераставшие в товарищеские отношения, не были для Назиба Жиганова ни самоцелью, ни, тем более, декором его жизненного пути.

Они были — чем и должно быть. Профессиональными и товарищескими отношениями людей. Людей созидающих. Созидающих культуру большой страны. А часто и мира.

Многие из этих людей по приглашению ректора Казанской консерватории Назиба Жиганова приезжали в Казань и в классах любимой, выпестованной Жигановым «консы», давали открытые уроки, делились мастерством. Были в Казани и Хачатурян, и Нейгауз, и Кабалевский, и Ростропович, а Шостакович — дважды!

Созидание, творчество — самоценно. Но — адресованное ещё и другим, имеющее сверхзадачу — обретает иное качество. Качество — миссии.

Творчество Назиба Жиганова этим качеством обладает.

Формулировал свою миссию Жиганов просто. Без пафоса и надрыва.

Чтобы музыка татарского народа стала известна всему миру.

Назиб Жиганов исполнил задуманное. Что не успел — продолжают ученики. Ученики учеников. Казанская консерватория живёт и она по-прежнему молода, как и весной Победного 1945 года. А семьдесят пять лет не возраст — нет. Веха.

P.S. В 1996 году имя Назиба Жиганова было присвоено малой планете. Чему удивляться? Какая же галактика без планеты?

 

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев