Гауранга
Голосу из магнитофона вторят многие, воздевают руки в танце. Бритоголовые мужчины в разноцветных дхоти из полос ткани бьют в барабаны-мриданги, звенят диски каратал — маленьких цимбал. Женщины в сари образуют круг, поддерживая своими голосами великую мантру.
Фото Гульнары Сагиевой
Сначала медленно, почти лениво:
— Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна-а Харе Харе-е...
Потом быстрее, ритмичнее:
— Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе...
Голосу из магнитофона вторят многие, воздевают руки в танце. Бритоголовые мужчины в разноцветных дхоти из полос ткани бьют в барабаны-мриданги, звенят диски каратал — маленьких цимбал. Женщины в сари образуют круг, поддерживая своими голосами великую мантру. Вежливые, доброжелательные. Большинство ушли в себя, лишь некоторые зыркают по сторонам.
Такие киратаны, пение мантр с приплясыванием, стали не редкостью на улицах Казани в первой половине девяностых, когда я познакомился с Гаурангой. Он обычно не участвовал напрямую в публичных духовных практиках кришнаитов, «очищающих пыль с зеркала ума», но и не был там посторонним.
Тогда этих «иноагентов» своего времени уже не преследовали ни власти, ни КГБ, и те распространялись очень быстро. Поневоле задумывался: что собирает и удерживает надолго вместе столько молодых, полных сил мужчин и привлекательных женщин? Очень уж они отличались от наших аксакалов в мечетях и старушек в платочках в церквях.
Со временем к кришнаитам попривыкли, да и они уже не так шумели. Недостроенный их храм в Ново-Савиновском районе города зарастал травой, потом его предусмотрительно снесли в предвкушении нового строительства...
Гауранга означает в переводе с санскрита «златотелый». В индуизме это одно из имён верховной формы Бога Кришны.
Взрослеющий казанский хиппарь смекнул,
что мантра богатства привлечёт деньги и успех,
даст ощущение постоянного счастья.
Надо только избавиться от всего лишнего.
Фото Гульнары Сагиевой
Но нашего Гаурангу зовут Ирек Ахметович Ахметов. Когда он пришёл в редакцию журнала «Казань» устраиваться на работу замом главного редактора по рекламе, то имел вполне цивильный вид, при костюме и при галстуке. Никаких примет кришнаитов или там «капитанской» белой фуражки. Это потом Ирек Ахметович будет поражать тех, кто столкнётся с ним впервые, экзотикой своего прикида. Облачался во что угодно, чтобы эпатировать народ, вплоть до чуть ли не женской одежды. Его имя красовалось на груди, спине или там носках. И, конечно, «Гауранга» — на всех местах одежды, на всех коробках для документов и любых пространствах, пригодных для бумагомарания. Так что это имя коллеги никто не придумывал, оно как бы само собой распространялось везде.
Тогда здравствовал ещё младший брат, не существовало даже в проекте внуков, которых теперь добавили к потомству Ирека Ахметовича два сына и две дочери, родившиеся в двух браках. Дочери живут за границей — посредницы между тамошней и нашей культурами.
Ирек Ахметович был непревзойдённым сводником. Ну, это слово с негативной окраской — можно сказать тоже: посредником, хотя первое слово больше подходит.
С детства запомнилась схема действия первой атомной бомбы «Малыш»: соединялись две безобидные порознь урановые половинки — и горели в адском огне Хиросима и Нагасаки. Ирек Ахметович чудесным образом соединял рекламодателя и редакцию, создавая порой буквально из воздуха критическую массу, продукт в виде картинки в журнале или, скажем, образа «Казани» на пачках сигарет тогда ещё действовавшей местной табачки. Будучи завсегдатаем самых разных форумов, ярмарок и выставок, народный рекламщик Радхамохан Аллилуйя, лучший пиарщик Президента, как себя сейчас нарёк Ирек Ахметович, использовал для привлечения внимания буквально всё. «Я туда целую улицу притащил!» — говаривал он, имея в виду своего помощника одноклассника Аделя Кутуя, внука писателя и сына тоже работавшего в редакции не менее известного Рустема Кутуя.
Грамотный человек, выпускник юрфака, Ирек Ахметович, с пламенной страстью расписывавший редакционное имущество именем главного для него божества, не написал ни слова для рекламных текстов. Это, конечно, не входило в его обязанности, и всё же слово в журнале — главное, и владение им никак не повредило бы. За устным же словом Ирек Ахметович в карман не лез, нередко заменяя аргументы напором.
Как-то он убедил меня оформить удостоверение внештатного сотрудника журнала малознакомой женщине, которая обещала охватить рекламой Закамье, с КамАЗом и «Нижнекамскнефтехимом». Не желая стать бревном на пути прогресса, олицетворённого тогда Иреком Ахметовичем, я рискнул. И сильно просчитался. Женщина та направила свои таланты вовсе не в ожидаемую сторону. Однажды меня остановил руководитель парламента республики:
— Слушай, она такое творит с твоим удостоверением! Уйми ты её...
Как Ирек Ахметович стал кришнаитом? Вероятно, сначала было любопытство, стремление к новому — тут он неостановим. Взрослеющий казанский хиппарь смекнул, что мантра богатства привлечёт деньги и успех, даст ощущение постоянного счастья. Надо только избавиться от всего лишнего. От лишних вещей, лишней суеты, а самое главное, — от лишних мыслей.
Ирек Ахметович нигде подолгу не работал. А зачем? Работают мантры. Не надо насиловать душу не своей профессией. Прав Харуки Мураками: «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчёту. И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни — это не дело, а жизнь».
Фото Гульнары Сагиевой
Не все заповеди Ирек Ахметович выполнял с лёгкостью,
но ведь и Толстой, особенно в молодости,
отнюдь не был монахом.
Лучше философию Гауранги поможет понять то, что он перепубликует на своих страницах в социальных сетях, которые ежедневно и тщательно пополняются. То, что обратило на себя внимание, взволновало. Надо только отбросить горы словесной шелухи, что лишь для прикола.
— Где вы работаете?
— Нигде.
— А что делаете?
— Ничего.
— Слушайте, это же отличное занятие!
— Да, но какая конкуренция!!!
Так что приходилось крутиться, не останавливаясь.
Однажды ученик спросил у Мастера:
— Долго ли ждать перемен к лучшему?
— Если ждать, то долго! — ответил Мастер.
Неустанными исканиями Ирек Ахметович похож на Льва Толстого, с которым у него общая альма матер. Великий писатель восхищался книгой своего современника кришнаитского гуру Премананды Бхарати «Шри Кришна: Господь любви». Пять заповедей Льва Николаевича: не гневайся, не прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов своих, как ближнего своего — близки к тому, чего придерживаются большинство кришнаитов. Они вегетарианцы, не играют в азартные игры, не вступают в половые отношения вне брака, а также воздерживаются от употребления алкоголя, наркотиков и табака.
Не все заповеди Ирек Ахметович выполнял с лёгкостью, но ведь и Толстой, особенно в молодости, отнюдь не был монахом. А будущий основатель Международного общества сознания Кришны Абхай вообще несколько десятилетий вёл двойную жизнь: предпринимателя, примерного семьянина и духовного искателя, проповедника. Так что стремление к совершенству вовсе не означает совершенства.
Ирек Ахметович не родился графом, не имел поместья и крепостных, поэтому о хлебе насущном всегда приходилось заботиться самому.
И на вопрос шалавы с распущенными волосами, вольготно расположившейся на скамье с оголёнными коленями и плечами, получил соответствующий ответ.
— А ты готовить-то умеешь? Борщ там, пельмени?
— А ты зарабатывать-то умеешь? Доллары там, евро, рубли?
Сегодня нет времени.
Завтра не будет сил.
А послезавтра не будет нас.
Ничего не откладывайте!
Живите здесь и сейчас!
В конце концов, человек-реклама, человек-вышивка сосредоточился на бизнесе, связанном с визитками. Рекламирует других, рекламирует себя. Обычно карточки с телефонами со временем выбрасывают, а его, необычные, оставляют на память. И дело идёт. Благодаря колоритной внешности, выразительным нарядам и изобретательным позам Ирека Ахметовича охотно фотографируют и рисуют, так что в изображениях для театра визиток недостатка нет.
В своём бизнесе Ирек Ахметович не брезгует ничем, а уж если решил — берёт быка за рога.
Сегодня нет времени.
Завтра не будет сил.
А послезавтра не будет нас.
Ничего не откладывайте!
Живите здесь и сейчас!
Часто Ирек Ахметович выглядит просто смешно, ну чисто Шут гороховый! На том можно было бы и закончить, если бы не одно «но» — выписанная им фраза Льва Толстого:
Это редкость — человек, понимающий чужую боль.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев