Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Где поклониться святыням?

C 1998 года экспедиции по поиску захоронений известных представителей татарского мусульманского духовенства, просвещения, предпринимательства и благотворительности проводит руководство медресе 1000-летия принятия Ислама при Розовой мечети.

C 1998 года экспедиции по поиску захоронений известных представителей татарского мусульманского духовенства, просвещения, предпринимательства и благотворительности проводит руководство медресе 1000-летия принятия Ислама при Розовой мечети. Эту традицию ввёл заведующий учебным заведением, имамхатыйб Розовой мечети Ильяс-хазрат Зиганшин.

Своё название Розовая мечеть приобрела после реконструкции в 1906 году благодаря кирпичу алого цвета, из которого её возвели. До того мечеть носила разные названия: Низенькая Бухарская (в силу архитектурных особенностей), мечеть у Татарского кладбища. Последнее название было «говорящим» — мечеть окружали мусульманские погосты. На карте Казани Александра Ильина 1887 года можно увидеть не только территорию нынешнего Ново-Татарского кладбища, но и «магометанское кладбище», расположенное там, где в настоящее время параллельно улице Мажита Гафури (бывшей Малой Симбирской) проходит железная дорога и построена Пятая городская больница.

Медресе имени 1000-летия принятия Ислама ведёт историю со строительства в 1786 году первого в Ново-Татарской слободе мектеба — заведения начальной ступени мусульманского духовного образования. Позже медресе содержал известный татарский предприниматель, житель слободы Якуб Козлов, получивший свой псевдоним в силу рода деятельности — он занимался выделкой сафьяновых кож. Медресе получило позже имя «Якубия». Его история прописана не столь отчётливо в отличие от многих известных медресе, например, знаменитой «Мухаммадии», отстроенной Мухамеджаном Галеевым, отцом Галимджана Баруди. Тем не менее она также связана с историей рода известного просветителя. С началом джадидизма Галеев построил рядом с Якубиёй «кадемисткого» толка второе медресе джадидистского направления.

Желание восстановить пробелы в истории учебного заведения сподвигли руководителей и шакирдов медресе заниматься поиском могил тех, кто был связан с учебным заведением. Так были обнаружены места захоронений известных имамов мечети, мударисов и мугаллимов медресе. Была обнаружена могила Мухаммадсадыка Галикаева — попечителя и строителя Розовой мечети, образованного и продвинутого человека своего времени, использовавшего во время строительства мечети электрический дизельный генератор. Таким в Казани до него пользовался Леонтий Кекин, возводивший свой знаменитый доходный дом. Проект мечети выполнил епархиальный архитектор Фёдор Малиновский. Могилу Галикаева сегодня посещают его потомки, проживающие в СанктПетербурге. Силами экспедиций медресе было выявлено место захоронения богослова, переводчика и толкователя Корана Шайхелислама Хамиди. По нескольким источникам установили, что его могила находилась недалеко от могилы Тукая. Среди личностей, чьи могилы стали известны общественности, и шакирд знаменитого Хуснуллы-ишана, писатель и просветитель Халик Садри — автор первых элементарных учебников по электричеству на старотатарском языке, председатель общества изобретателей и рационализаторов ТАССР.

Прихожане Розовой мечети приносили и приносят в её музей 
ценные семейные реликвии. На фото — пособие по каллиграфии 
на старотатарском языке и страницы детского татарского журнала «Ак юл» 
из архива семьи певца Ильгама Шакирова.

Как рассказал помощник Ильяса-хазрата Зиганшина Зульфатхазрат Мингалиев, до настоящего времени обследовано только 40 процентов кладбища. Составлена карта знаковых захоронений и именной список усопших, в котором указано более 100 имён. Каждый год 2 мая на кладбище проводятся памятные мероприятия, могилы приводятся в порядок, читаются специальные молитвы.

Современное надгробие Галимджана Баруди. Ново-Татарское кладбище.

Старинные памятники нуждаются сегодня в особом внимании. Многие из них стали некогда данью памяти великим людям. Их утрата означала бы невозвратную потерю. Отдельные могильные камни удаётся спасти. Но как их сохранить? В небольшом помещении на втором этаже Розовой мечети оборудован музей, где можно увидеть старую могильную плиту с надписью арабской вязью Галимджана Баруди. Не так давно на его могиле был установлен новый памятник. В Розовой мечети говорят о назревшей необходимости создания музея эпиграфики, который они могли бы оборудовать на своей территории и собирать в нём наиболее ценные образцы этого вида искусства. Была бы политическая воля.

Проектами на будущее в Розовой мечети называют идею создания системы QR-кодов с информацией о выдающихся личностях, покоящихся на Ново-Татарском кладбище, а также установку общего памятника жертвам политических репрессий, места захоронений которых неизвестны вовсе.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев