КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ
"Говорухина принимали горы. А те, кого принимают горы — люди особой породы"
Журнал "Казань", № 4, 2016 В нынешнем году - восемьдесят лет кинорежиссёру, актёру и политику Станиславу Говорухину. О его студенческой молодости вспоминают однокурсники. В 1953 году студентом Казанского университета стал Слава Говорухин. После окончания геологического факультета он работал по специальности в Поволжье, а потом вернулся в Казань. Был редактором и...
Журнал "Казань", № 4, 2016
В нынешнем году - восемьдесят лет кинорежиссёру, актёру и политику Станиславу Говорухину.
О его студенческой молодости вспоминают однокурсники.
В 1953 году студентом Казанского университета стал Слава Говорухин. После окончания геологического факультета он работал по специальности в Поволжье, а потом вернулся в Казань. Был редактором и ассистентом режиссёра на Казанской студии телевидения, поступил во ВГИК, окончил режиссёрский факультет. Потом - Одесская киностудия, наконец - «Мосфильм». Появились любимые всей страной фильмы режиссёра Станислава Говорухина - «Вертикаль», «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя», «В поисках капитана Гранта», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину»… Известны его работы как прекрасного сценариста - киноленты «Пираты ХХ века», «Тайны мадам Вонг», «Вторжение» и как талантливого актёра - «Асса», «Анкор, ещё анкор» и другие. Он снял документальный фильм о дореволюционной стране - «Россия, которую мы потеряли» и написал книгу о России девяностых годов «Великая криминальная революция». В 2006 году ему было присвоено звание «Народный артист России». Станислав Сергеевич - депутат Государственной Думы России нескольких созывов, он возглавляет Комитет по культуре.
В Казани живут однокурсники Станислава Сергеевича, которые его хорошо помнят, следят за его творчеством и общественно‑политической деятельностью, смотрят и любят его фильмы. Многие из них, несмотря на возраст, продолжают работать.
Вот что они рассказали о Говорухине‑студенте.
- Со Славой мы вместе учились на геофаке,- вспоминает Владимир Матросов.- Он всегда участвовал в самодеятельности. Ещё мы с ним занимались во время учёбы в университете альпинизмом.
С группой однажды поехали на Кавказ. В горах заблудились, проголодались. Вышли к селению в горах. У местного жителя стали расспрашивать про дорогу. Он понял, что мы идём давно и проголодались, вынес нам целый таз плова…
Вместе ездили в военные лагеря на сборы. Я был капитаном баскетбольной команды и брал Славу играть за нашу команду. Играли и в ручной мяч.
Однажды мы со Славой были в Качаловском театре, и он меня спросил, как мне нравится игра Юноны Каревой. Я уже не помню, что тогда ответил, а он признался, что это его жена. После университета и краткого периода работы в геологии его увлекло телевидение, а потом - кино. Славу не видел со времени окончания университета, и, конечно, встретиться бы хотелось. Я после окончания университета работал в тресте «Татнефтьгеофизика», занимался битумами, был главным инженером в Министерстве мелиорации Республики Татарстан.
- А я со Славой учился на первом курсе в группе геофизиков,- рассказывает Абрек Сабитов,- потом перешёл на специальность «геология и разведка», а он продолжил специализироваться на геофизика. Вместе ходили в турпоходы, причём инициатором всегда был Слава. Вообще организаторские способности у него всё время проявлялись. А в походы ходили по окрестностям Казани - озеро Лебяжье, Займище, Обсерватория. И не просто передвигались с рюкзаками. На стоянках, опять же по инициативе и режиссуре Славы, могли и маскарад организовать, и сценки какие‑нибудь разыграть. Так что его выбор потом профессии был закономерен.
Слава был хорошим другом и отзывчивым, внимательным товарищем, говорят о нём однокурсники, седые и солидные люди, до сих пор востребованные в своей профессии - разведчики недр, отмеченные наградами и почётными званиями.
- С университета у Славы был друг Гена Купсик, который после работы геологом в Сибири пришёл в ЦНИИгеолнеруд. Он организовал Клуб любителей кино при Казанском молодёжном центре,- вспоминает Эдуард Рахматуллин.- Их сблизили общие интересы. Потом пути‑дороги разошлись, но связь они поддерживали. В 1993 году в шестьдесят лет у Гены начались серьёзные проблемы с сердцем. Ему предстояла операция в Москве - шунтирование сердечного клапана. Говорухин добился, используя свои к тому времени уже немалые связи, чтобы Гену Купсика оперировал профессор Ренат Акчурин, который в своё время оперировал Бориса Николаевича Ельцина. Пока Гена лежал в клинике после операции, ездил к нему ежедневно через весь город, возил фрукты, соки, подарил японский радиоприёмник. А ещё по просьбе Гены он достал фото Владимира Высоцкого с его автографом и вручил другу. Все были невероятно тронуты такой заботой.
- Мы, геологи‑однокурсники выпуска 1958 года, регулярно общаемся, раньше встречались через каждые пять лет, а сейчас - ежегодно,- говорит Эдуард Рахматуллин.- К сожалению, Слава на наших встречах ни разу не был.
- В юности он был общительным, весёлым, спокойным, интересовался искусством, музыкой, любил читать,- вступает в разговор Геннадий Ярочкин.- Мы с ним учились на разных отделениях, но близко общались в художественной самодеятельности. Я занимался хореографией и музыкой, а он посещал драмкружок при университете. Уже тогда было видно его пристрастие к искусству. На факультете участвовал в концертах, режиссировал праздничные вечера, писал сценарии. Часто выезжали с концертами в составе агитационных предвыборных бригад в сёла.
Мне показывают самый главный российский геологический журнал «Разведка и охрана недр». Девятый номер этого журнала посвящён 70‑летию ЦНИИгеолнеруда. Там статьи о моих собеседниках, которые уже отметили своё восьмидесятилетие. Все они кандидаты геолого‑минералогических наук и ветераны этого головного в России института по геологии нерудных полезных ископаемых, имеют за спиной огромный опыт и большую практику. Многие километры отшагали с рюкзаком за плечами. Искали золото и медный колчедан, бентонит и стекольные пески, строительное и керамическое сырьё на обширной территории Советского Союза и за его рубежами. Теперь, освоив новые информационные технологии, продолжают трудиться в любимой профессии, которой отдали и юность, и зрелость. С ними разделили судьбу их жёны, с которыми отметили золотые свадьбы, а Сабитов, Попов и Югин через два года отпразднуют бриллиантовые - шестидесятилетие совместной жизни. Объясняют: помогают сохранять здоровье образ жизни в движении и на свежем воздухе. «Спорт, гимнастика, лыжи, которыми мы занимались с юности, а главное - постоянный разноплановый труд в науке и на производстве»,- добавляет Абрек Сабитов. «А также отсутствие вредных привычек,- говорит Геннадий Ярочкин,- и дружба, пронесённая через года и странствия».
- Со многими дружим ещё со школы, с той самой знаменитой 19‑й школы, где учились академик Роальд Сагдеев и писатель Василий Аксёнов,- продолжает разговор Георгий Попов.- Мы с Владимиром Власовым и Абреком Сабитовым пришли на геофак после школы, учились в одной группе. Дружим и встречаемся семьями до сих пор. Про Славу помню, что был спортсменом, играл с нами в баскетбол. Он ещё лыжами увлекался. Сам я после геофака занимался разведкой полезных ископаемых на побережье Охотского моря и Сахалинского залива, затем в Казанском проектном институте инженерной геологией. В селе Сусанино, где была база Нижне‑Амурской геологической экспедиции, это недалеко от Николаевска‑на‑Амуре, у нас с женой родилась дочь. Жена была учительницей, мы с ней пятьдесят восемь лет вместе. Сейчас наша дочь Татьяна Прокофьева - главный архитектор Казани.
- Я со Славой встречался как‑то в Чебоксарах,- вспоминает Владимир Югин.- Он и министр сельского хозяйства Чувашии Михаил Фёдоров участвовали в избирательной кампании. Подошёл, попросил у него книгу «Великая криминальная революция». У Славы с собой не оказалось, но потом он мне её прислал с подписью: «Однокурснику от Говорухина». Помню его как всегдашнего участника художественной самодеятельности, он был комсомольским активистом, ездил в альпинистские лагеря на Кавказ и в Алма‑Ату. Занимался гимнастикой, видный был, девушки в него влюблялись.
Владимир Югин недавно стал лауреатом премии имени Шахмардана Есенова Академии минеральных ресурсов Казахстана за вклад в развитие космогеологии в этой стране. «За медалью ещё не съездил,- говорит Владимир Вонифадьевич.- А вообще космогеология - это новое слово в технологии открытия нефтяных месторождений». Югин работал геологом в Испании и Греции, и везде его сопровождала супруга, с которой они тоже почти шестьдесят лет вместе. Теперь в Европу ездят только как туристы.
- Может быть, вам однокурсниц про Славу спросить? - советует мне мужская часть группы, и я звоню Ольге Владимировне Корчагиной. Первый вопрос - не дочь ли она знаменитого писателя‑геолога Владимира Корчагина, написавшего всеми любимый бестселлер «Тайна реки злых духов».
- Нет, только однофамилица. А Славу помню. Он неплохо рисовал, был остроумным, шутил, хороший товарищ, всегда аккуратный, старался одеваться стильно. Мы с ним ходили в драмкружок при геофаке, руководителем которого был артист Гранат из Качаловского театра. Помню Юнону - красивая, большие глаза. Когда Слава задумал уже после окончания университета и работы в Казани перебраться в Москву, она не поехала, так они и расстались. Ещё вместе ездили на картошку и вместе ходили в кафе‑мороженое «Ял» на улице Ленина.
Как‑то Слава приезжал вместе с Иосифом Кобзоном, встреча была в Доме учёных. Привёз книги, стихи, рисунки, выступал. Какие у меня были фотографии - я ему отдала.
У Ольги была жизнь геолога‑нефтяника - тяжёлый рюкзак за спиной, поездки по стране, работа в ТатНИПИнефть, в Казанском геологическом институте при Академии наук. После выхода на пенсию пятнадцать лет была волонтёром при клубе «Боевые подруги», посещала ветеранов, ходила с ними в театры и на концерты, относила подарки.
- Венера больше может рассказать,- советовали мне все, кого я расспрашивала о студенте Славе Говорухине. И я звоню Венере Басыровне Шамсутдиновой с красивым прозвищем «Травушка‑муравушка», которое приклеилось к ней после одного случая.
- Что это за случай такой? - спрашиваю.
- На фестивале студенческой песни я пела песню «Травушка‑муравушка» под аккомпанемент однокурсника Виктора Чижковского, как вдруг в зал вошёл Слава Говорухин. В этот момент я замолчала, смутилась, песня не получилась. Все подумали, что в этом виноват Слава, знали, что я к нему неравнодушна. Я не стала разуверять и говорить, что песня прервалась из‑за Виктора.
Славу любили все. Все ждали его с нетерпением после летних каникул с рассказами о путешествиях то на Кольский полуостров, то на Памир. Гимнаст, альпинист, шутник и заводила, придумщик всех наших факультетских вечеров, их режиссёр и постановщик. Его принимали горы, а те, кого принимают горы - это люди особой породы. Он уникальный человек. Всегда в руках с книгой, «Евгения Онегина» знал наизусть. Любил петь и частенько меня просил подпеть ему старинную песню «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке». Старался одеться красиво. В своей чёрной кожаной куртке и лыжных ботинках ходил всю зиму. Каждый раз, скользя, спускался с университетской горы на улицу Баумана и шагал пешком до дома, а это было далеко. Жили они с мамой на 11‑й Союзной очень скромно.
В 2000 году Слава был зарегистрирован кандидатом в президенты России и участвовал в выборах. Накануне в Доме учёных состоялась выставка его картин, поистине талантливый человек талантлив во всём. На железнодорожном вокзале на улице Воровского долго красовалась написанная огромными буквами надпись: «Слава - наш президент!»
Венера Басыровна искала молибден и вольфрам в Забайкалье, у неё за плечами многокилометровые переходы через сопки, вечерние костры и песни с друзьями‑геологами. Нефтегазоразведка на Украине.
- Потом я ушла из геологии, а со Славой снова пересеклись во время моей работы на телестудии,- продолжает она свой рассказ.- Много лет работала в Управлении по охране гостайн в печати при Совете министров ТАССР.
Любовь к песне Венера Басыровна пронесла через всю жизнь, как и воспоминания о своём однокурснике. Она тоже следит за его судьбой и собирает в папку все встречающиеся публикации о нём.
***
Я пыталась рассказать о большом мастере советского и российского кино, режиссёре и актёре, чьи фильмы все мы любим, начиная с его первой работы «Вертикаль». Понятно, почему именно с неё начался Говорухин‑режиссёр. Но получился рассказ об удивительном поколении, которое идёт вслед за поколением ветеранов‑победителей. Не знаю, кем бы стали дети этого поколения в «России, которую мы потеряли», а состоялись они, дети трудных военных и послевоенных лет, в Советском Союзе, стране, которой тоже сегодня нет на карте.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев