Логотип Казань Журнал
КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Ильгиз Мазитов: «Никогда ничего не бояться…»

Журнал «Казань», № 4, 2017 Автор: Наиля КАМБЕРОВА Ильгизу Мидхатовичу Мазитову всю жизнь удаётся добиваться того, что задумывает. С детства «мчится сквозь года, сквозь бури к солнечной мечте». С двумя верными подругами: Энергетикой и Музыкой.

Детство Ильгиза прошло в Казани на Малой Красной. Как и все мальчишки, любил играть в футбол, зимой - коньки, хоккей. Однако главным увлечением, любовью, сохранившейся на всю жизнь, стала музыка.

В семидесятые были популярны вокально‑инструментальные ансамбли «Самоцветы», «Ариэль», «Песняры». Ребята пели их песни, рисовали на страницах школьных тетрадей порт­реты участников легендарной группы «Битлз» и, подражая любимым вокалистам, отращивали длинные волосы, за что получали нагоняи от учителей. То­гда‑то Ильгиз твёрдо решил научиться играть на гитаре и создать с однокашниками Димой Макаровым и Женей Нефёдовым вокально‑инструментальный ансамбль.

Первые уроки игры на гитаре брали в клубе имени Менжинского. И однажды у Ильгиза появилась первая собственная гитара!

- В те годы это был большой дефицит. Мы с преподавателем отправились покупать инструмент в магазин «Культтовары» на Баумана, напротив Центрального банка. Мне приглянулась ленинградская гитара за семна­дцать с полтиной. И она стала моей!

Первой композицией, которую друзья сыграли в со­зданном ими ансамбле, стала песня Юрия Антонова «О добрых молодцах и красных девицах»:

«Мчатся тройки вдаль,

Мчатся сквозь года,

Сквозь бури к солнечной мечте…»

Ансамбль развивался в школе под руководством Михаила Мелентьева. Появились колонки, микрофоны и усилители, ребята сами смастерили их на уроках радиотехники. Электрогитары были очень дороги, руб­лей сто шестьдесят, поэтому купили бэушные с рук. К трио присоединились барабанщик и трубач. Вокально‑инструментальный ансамбль начал выступать на школьных вечерах и фестивалях. Как‑то играли на школьных танцах, очень волновались, ошибались, но вышло всё достойно.

После выпускных друзья‑музыканты вместе поступали в КАИ на радиотехнический факультет, но прошёл по баллам только Ильгиз. Учился на вечернем и работал в институте электромонтёром. Но ансамбль их не распался, изменился только состав: теперь это были Женя Нефёдов с Ильгизом, вокалистки Миляуша Сахапова и Светлана Семернева. Квартет вместе с художественным руководителем Михаилом Меленть­евым в 1975 году по­ехал в Тольятти на Грушинский фестиваль и стал лауреатом среди бардов всей России.

За Грушу, правда, Ильгизу то­гда досталось. Ему уже исполнилось восемна­дцать, в мае был весенний призыв в армию, но из‑за фестиваля он в военкомат не пошёл, благо что ещё числился на вечернем факультете КАИ. Осенью вновь пришла повестка, и как раз в этот день - концерт. Явился в военкомат только на следующий день. Отругали, конечно, но прислали повторную повестку и отправили служить.

Службу Ильгиз проходил в Группе советских войск в Германии геодезистом. Делали расчёты для ракетных установок, запускали ракеты. Было очень интересно и красиво. И - новые знания для будущей работы.

Армия закалила. А ещё поддержала зародившуюся в детстве любовь к спорту и волю к достижению цели. Ильгиз Мидхатович и се­го­дня отлично бегает на лыжах. Помогло честолюбие: давно мечтал научиться коньковому ходу, наконец решил: почему нет? Я же смогу. И научился!

После службы Ильгиз в КАИ не вернулся: дважды в одну реку не входят. Выбрал энергетику, причём осо­знанно, без колебаний и сомнений. Она ещё со школьных лет была как подружка: незаметна, но все­гда рядом.

Поступил на факультет энергоснабжения промышленных предприятий Казанского филиала Московского энергетического института. Энергетика с каждым днем всё больше и больше притягивала, завораживала. Учился Ильгиз ответственно, действительно утолял жажду знаний. Записи лекций - как произведения искусства: аккуратно, красиво, формулы и определения выделены разными цветами. Так и се­го­дня: завидная педантичность и аккуратность - во всём, будь то рабочий стол или запись в ежедневнике.

В институте Ильгиз Мидхатович создал новый музыкальный ансамбль, который и се­го­дня дарит радость и самим участникам, и слушателям.

По распределению Ильгиз Мидхатович начал работать на Казанском заводе точного машиностроения энергетиком цеха. Дело оказалось для выпускника непростым: ни один станок не должен был простаивать, тепло, вода и пар - подаваться бесперебойно. А двигатели станков очень часто ломались. Ильгиз Мидхатович предложил внедрить новую технологию, благодаря которой при заклинивании фрезы станок отключался автоматически и двигатель не сгорал. Новшество помогло, его переняли в других цехах. Это было первое важное достижение молодого энергетика.

На «Точмаше» Ильгиз Мидхатович прошёл серь­ёзную школу. Научился выстраивать отношения с людьми, организовывать работу и брать на себя ответственность. Были хорошие наставники. Начальник цеха Ильдус Амирович Салимуллин как‑то сказал: «Нико­гда ничего не бойся! Просто бери и делай, засучив рукава».

Этому совету Ильгиз Мидхатович следует всю жизнь.

Спустя какое‑то время он стал начальником цеха. Но в девяностые годы заказы оборонных предприятий резко уменьшились, производство упало. Зарплату порой не выплачивали по нескольку месяцев. А у Мазитова росли дочь и сын. Семья жила в частном доме с печкой, без воды и удобств. Особенно тяжело было зимой. Придя с работы, топили печку, но постели и к ночи не успели нагреваться. То­гда Ильгиз Мидхатович и жена брали утюги и грели постели, прежде чем уложить сына и дочку.

Ильгиз Мидхатович устроился инспектором в коммунально‑бытовую инспекцию предприятия «Энергонадзор» «Татэнерго», ставшую потом «Энергосбытом». Государственный инспектор - это работа с потребителями до заключения договоров: рисовали схемы, определяли точки питания, выписывали предписания по устранению замечаний в электроустановках, пломбировали счётчики… За Ильгизом Мидхатовичем был закреплён посёлок Дербышки, и как раз то­гда с жителями начали заключать прямые договоры: до этого момента за тепло и электричество они платили оптико‑механическому заводу, который расплачивался за весь посёлок. Много домов пришлось обойти в те годы Мазитову, пожалуй, он знал этот посёлок даже лучше, чем его жители.

Позднее Ильгизу Мидхатовичу предложили возглавить Приволжское отделение «Энергосбыта». Здесь опять потребовались нестандартные решения: среди потребителей наряду со стекольным и фанерным заводами было очень много сельских жителей. Восхитил коллектив: понимание с лёту, открытость, трудолюбие и исполнительность сотрудников. Работали как пели. И руководитель старался отвечать на добро добром.

Ко­гда Ильгиз Мидхатович стал начальником Казанского отделения «Энергосбыта», сразу ощутил: другой масштаб работы, другие объёмы. Казанский филиал обслуживал около восьми тысяч потребителей, и каждому ежемесячно требовалось выставить счёт, потом подписать акт. Все платёжные документы должен был подписать начальник отделения. Ежедневно стопки документов грузили в специальную металлическую коляску и приво­зили Ильгизу Мидхатовичу на подпись. Эта коляска сохранилась по сей день как память о тех годах.

А с 2009 года Ильгиз Мидхатович - начальник Управления по реализации электрической энергии «Татэнергосбыта». Занимается стратегией развития всех филиалов компании.

Людвиг ван Бетховен однажды сказал, что для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. Ильгиз Мидхатович, которому только что исполнилось шестьдесят, полностью подтверждает высказывание гения. Этот открытый, жизнелюбивый человек, чья энергия заряжает окружающих жаждой радостного бытия, не может не восхищать. Ни один праздник в коллективе не проходит без песен и гитары. А Ильгиз Мидхатович и впредь не намерен расставаться ни с одной из своих по­друг - ни с Музыкой, ни с Энергетикой!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев