Каюм Насыри и его семья
Казань — наполненная драгоценным шкатулка без дна. В её старых двориках от добрых соседей порою услышишь семейные предания, да ещё и фотографии выцветшие подержишь в руках, и поймёшь, что далеко за настоящими казанскими историями ходить не нужно. Вот и сегодня о своей семье с древними корнями рассказывает многолетняя поклонница нашего журнала и моя соседка Наиля Махмутовна Игламова.
Казань — наполненная драгоценным шкатулка без дна. В её старых двориках от добрых соседей порою услышишь семейные предания, да ещё и фотографии выцветшие подержишь в руках, и поймёшь, что далеко за настоящими казанскими историями ходить не нужно. Вот и сегодня о своей семье с древними корнями рассказывает многолетняя поклонница нашего журнала и моя соседка Наиля Махмутовна Игламова.
Наиля Махмутовна Игламова
В 1964 году она окончила Казанский строительный институт и всю жизнь работала в Татаргражданпроекте, проектировала казанские жилые дома, школы, детсады, заводы, больницы в районах республики, в Казани — Республиканскую клиническую больницу. На Казанском молочном комбинате намучилась с проектом цеха адыгейского сыра,— никто не знал технологий его изготовления, а сыр народу был срочно нужен. В Оперном театре переделывали отопление и вентиляцию — в зале нечем было дышать.
По маме Наиля Махмутовна из старинного татарского рода. Семья сохранила немало фотографий и преданий.
— Наиля Махмутовна, самые старые ваши семейные воспоминания уводят в какие времена?
Галим-мулла с женой, на её руках Факихя.
— Из нашего рода великий татарский просветитель Каюм Насыри, двоюродный брат моего прадеда. Каюм ко всем своим достоинствам был ещё и исследователем истории и этнографии татар. Понятно, что он интересовался своей родословной, искал свои корни по записям в мечетях, по рассказам предков, по могильным плитам с надписями. По этим находкам и документам Каюм Насыри проследил историю нашего рода очень глубоко, и я ссылаюсь на эти исследования. Наш род происходит из Булгар. После распада Булгарии несколько человек поселились в Шерданах, теперь это Зеленодольский район, и быстро там освоились, стали зажиточными. У них были земля, лошади и коровы. Один из этих людей по имени Бираш имел сына Абдуразяка, муллу, образованного человека. Его сын Юсуф имел сына Гялькая, а у него был сын Муки, человек энергичный, деловой и сметливый, пользовался признанием у русского населения. Сын его Хусейн стал муллой, занимался исследованием синтаксиса и грамматики татарского языка, был имамом в Шерданах. Он прожил недолго, но оставил научные труды и умер в 1805 году. Это и есть дед Каюма Насыри и моего прадеда Бадыга. От Хусейна пошла ветка рода Хусаиновых, это уже наша близкая родня. У Хусейна нам известны три сына. Габдыннасыр — мулла, был образован и знал русский язык. Его считали одним из самых просвещённых людей своего времени. Но он оставил духовную карьеру и занялся общественными мирскими делами, переехал в Казань и умер в 1872 году. Его сын Каюм, будущий Каюм Насыри Хусаинов, родился в Шерданах в 1825 году.
Раненный на Германской войне Газиз Саттаров.
— Каюм Насыри — один из светочей татарского народа. Что сохранил о нём ваш род в своей памяти?
— Об этом человеке в семье всегда с радостью и гордостью говорили. И я ребёнком слушала бабушку Факихю, в девичестве Хусаинову.
— Бабушка общалась с Каюмом Насыри?
Галим-мулла с женой, на её руках Факихя.
— Конечно! Он учил бабушку русскому языку. Прадед не возражал, а в его приходе люди были недовольны этим. Когда Каюм умер, бабушке было двенадцать лет, она всё хорошо помнила. Каюм потерял жену рано, она умерла в родах, и вдовец долго жил один. Преподавал татарский язык в духовной семинарии, там и жил. Потом мой прадед пригласил его к себе в свой казанский дом, теперь там музей Каюма Насыри на улице Парижской коммуны.
Бадыг-муэдзин, слева маленькая Амина. Казань. 1914
— Бабушка вас в этот дом водила?
— Никогда. Зато мама мне о нём рассказывала. Этот дом построил мулла Галим для своего сына Бадыга рядом с мечетью, в которой тот служил. Дом был большой, двухэтажный, и семья у прадеда была немалой. Даже внуки там выросли. А вокруг был двор с садом, двадцать пять соток. В этом доме с 1887 года до смерти в 1902 году жил Каюм Насыри. У него были две большие комнаты с огромной библиотекой. Мама вспоминала этот дом, где выросла. Все стены были в полках с книгами. В саду было много кустов крыжовника и ходили индюки. Однажды один индюк вышел за ворота и пропал. Бадыг дал в газету объявление о пропаже. Но в ответ посыпались в газетах эпиграммы о его индюке, будто тот уехал путешествовать в Америку, и многое другое. Габдулла Тукай тоже опубликовал саркастическое четверостишие об этом индюке, прославив птицу и её хозяина Бадыга‑муэдзина. Прадед выписывал много журналов, в том числе «Ниву». И ещё — усаживал внуков за стол и поил чаем на травах с добавлением чёрного перца и сливочного масла, что называлось шир‑чай.
Факихя Хусаинова (вторая слева). Казань. 1908
— Что ещё о Каюме Насыри помнят в вашей семье?
— Он был фантастический человек! Его сравнивают с Михаилом Ломоносовым. Каюм Насыри не только занимался исследованием истории и языка, фольклора татарского народа, но и писал учебники по новым прогрессивным программам, рисовал, чертил, любил геометрию, музыку, играл на нескольких музыкальных инструментах и делал их сам, переплетал книги, изучал целебные растения, выпускал книги и календари на татарском языке, научные и даже кулинарные. Писал сказки. И любил слесарничать.
Сын Бадыга-муэдзина Ахмет с женой. Казань. 1922
— Эти календари Каюма Насыри были его важной идеей. Отрывные календари массово несли знания в народ. Там каждый день на маленькой страничке было что‑то интересное и полезное. Хочешь не хочешь, а оторвёшь листочек и прочтёшь.
— Но вернёмся на поколение назад. Второй сын Хусейна был Галим, тоже образованный человек, имел духовное звание и свою школу. Сыном Галима муллы был наш прадед Бадыг, он родился в 1857 году, умер в 1929‑м. Могила его на татарском кладбище сохранилась. Галим и отец Каюма Насыри были родными братьями.
— Вы что‑то знаете о прадеде Бадыге‑муэдзине?
— Это был талантливый человек. Кроме службы в мечети, переводил арабские и турецкие книги. Его рукописи сохранились в университетской библиотеке. Темы их обширны: собственные сочинения, переводы, критические статьи, хроники 1886 – 1894 годов. Например, в 1888 году потерпел крушение пароход общества «Самолёт». В 1892 году в Одессе на празднике Крещения провалился лёд, тысяча человек утонула. В 1891 году были сильная жара, засуха и голод. Люди погибали. В мечетях собирали средства и раздавали еду. В 1892 году свирепствовал тиф. Немало прадед оставил автобиографических заметок и даже стихов. Отсюда мы знаем подробности о нашей семье. Прадед писал на старотатарском арабским шрифтом. Его тексты мне прочёл профессор Казанского университета Масгут Гайнутдинов. Он опубликовал статьи о моём прадеде.
Факихя Бадыговна с внучкой. Казань. 1953
— Вас растила ваша бабушка, дочка Бадыга. Поколение его детей вам знакомо?
— У Бадыга было трое детей. Старший Рафик 1880 года стал муллой и хаджи. В тридцатые годы его пригласили в Москву служить в мечети, потом в Ленинград. В войну в блокаду он умер там от голода. Младший Ахмет 1895 года рождения был учителем в школе. Хорошо его помню. Он был очень образован и музыкален. Моя бабушка по маме — дочь Бадыга Факихя Хусаинова 1890 года рождения. В семье долго хранилась родословная роспись, составленная Каюмом Насыри. На одной из ветвей рода была указана и бабушка. В тридцатые годы вместе с другими семейными документами и вещами эту родословную попросили передать в казанский исторический музей. Всё там. Но бабушка об этом очень сожалела. Она вспоминала беседы с Каюмом‑абы, разговоры о музыке и музыкальных инструментах. Она носила ему еду на второй этаж и была с ним очень дружна. Жаль, что я мало в детстве интересовалась этим. Бабушка была левшой. Играла на гармони. Вырезала интересные фигурки из бумаги. Составляла букеты, сушила их. Хорошо шила и изумительно вышивала. Она была хозяйкой дома и матерью пятерых детей.
История её замужества сохранилась в семейных преданиях. Будущая свекровь моей бабушки пришла по делам в дом к муэдзину Бадыгу. Её встретила молодая приветливая девушка. Она понравилась этой женщине, и та сказала себе, что я буду не я, если не возьму её в жёны своему сыну. Бадыгу показалось, что это не очень достойная партия для дочери. Но он вспомнил несчастную судьбу своей сестры, которую он отдал за богатого человека. Брак был несчастливым, молодая жена скоро умерла. И тогда Бадыг согласился, и бабушка вышла за нашего деда. Свекровь любила свою невестку, советовалась с ней, делилась переживаниями и воспоминаниями, сетуя, что с собственной дочерью такого тепла нет. Бабушка была счастлива замужем за Газизом Саттаровым, добрым, красивым, музыкальным. Он пел в самодеятельности, был гостеприимен и щедр. Его очень любили. До революции он работал приказчиком. В 1914 году ушёл на Первую мировую войну, был ранен. При большевиках руководил артелью кооператоров, работал в районах Башкирии и Татарстана, где пришлось жить с женой и младшими детьми. В 1930 году в Свияжске заразился тифом его сын Абдулхай. Газиз ухаживал за мальчиком, сам заболел и умер. Его похоронили в Казани с почётом. Бабушка осталась с тремя детьми без средств, вернулась в Казань в дом отца. Бедствовали. Моя мама училась в фармацевтическом техникуме, и пока бабушка была ещё в Свияжске, жила в общежитии впроголодь. Ночью на столе замерзала вода в стакане. Но выучилась и стала фармацевтом в пятой казанской аптеке. Тут была история с заведующим аптекой Валентином Кешнером. Он упросил маму поехать в Атню ровно на год, там не было специалиста. Через год мама приехала в Казань, а заведующий аптекой другой, ничего не знает. Мама нашла Валентина Кешнера заведующим аптекоуправлением и явилась к нему. Тот с благодарностью устроил маму в Казани. А уволиться тогда было очень непросто, начало тридцатых годов. Вскоре Валентина Кешнера арестовали на улице и расстреляли как врага народа. Мама сказала, что этот замечательный человек не мог быть врагом.
— Расскажите о ваших родителях.
— У бабушки было пятеро детей, мама старшая, 1913 года. Мой папа Махмуд Камалович Игламов был известным архитектором. Он ушёл на фронт в 1941 году, воевал в инженерных войсках. На Курской дуге в бою потерял ногу. В Казани папа автор проектов зданий мединститута на улице Бутлерова, здания Академии наук на Лобачевского, кинотеатра «Победа» и очень многих жилых «сталинских» домов. Мой брат Рауф родился в 1941 году, окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино и стал театральным педагогом, профессором Института культуры, заслуженным деятелем искусств Татарстана.
— Наиля Махмутовна, как это приятно, услышать такой подробный семейный рассказ и увидеть всё это на старинных фотографиях! Вот она, наша культура с древних истоков до сегодняшних дней!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев