Казанский кремль стал первым в Татарстане объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
Девятнадцать лет назад ансамбль Казанского кремля был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как мы к этому шли?
Девятнадцать лет назад ансамбль Казанского кремля был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как мы к этому шли?
В 1998 году президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев поручил курировать работу по включению Казанского кремля в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО тогдашнему мэру Казани Камилю Исхакову. Он налаживал международные связи и осуществлял финансирование этого проекта через исполком горсовета. Была создана рабочая группа под руководством первого заместителя министра культуры Республики Татарстан Рафаэля Валеева, в которую вошли Нияз Халитов, Фаяз Хузин, Айрат Ситдиков, Рамиль Хайрутдинов, Светлана Персова и Фарида Забирова. Вошли в состав этой группы и я, Альбина Даишева и Эрик Гирфанов, мы занимались графической частью формата ЮНЕСКО. Очень помогла ответственный секретарь Российского комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Наталья Александровна Потапова — мы начали понимать тонкости принятой в ИКОМОС терминологии, видения там объектов, достойных статуса Всемирного наследия.
Очень важно было правильно выбрать критерии выдающейся универсальной ценности, по которым объект номинировался в Список. Это и есть золотой ключик, отпирающий волшебную дверь. Наталья Александровна с удовольствием отметила, что создание номинационного досье в формате ЮНЕСКО значительно облегчилось благодаря созданной тем же творческим коллективом «Концепции сохранения, реставрации и развития музея‑заповедника «Казанский Кремль».
Сложность заключалась в том, что одновременно готовились документы на Болгарское городище. Потом по совету экспертов решили эту работу отложить и сосредоточиться на Ансамбле Казанского кремля. Номинационное досье было подготовлено в кратчайший срок — за три месяца, хотя такие досье разрабатывались годами. После отправки документов в ИКОМОС в Казань от него был направлен эксперт из Венгрии Томаш Феерди, который потом возглавил Комитет Всемирного наследия. Его и других экспертов интересовали прежде всего аутентичность, целостность, сохранность Кремля, наличие управляющей им организации, воля государства к сохранению и популяризации объекта.
Мечеть Кул Шариф
Позже Мунир Бушенаки, в 2000 году возглавлявший Комитет Всемирного наследия, в интервью сказал: «Основной сложностью при включении Казанского кремля в список ЮНЕСКО была мечеть Кул Шариф».
Потребовалось объяснять экспертам ЮНЕСКО, что необходимость воссоздания мечети в Кремле продиктована не столько архитектурными, сколько политическими соображениями. Исходя из концепции баланса культур и конфессий, необходим был мемориальный объект, посвящённый памяти защитников города, павших в 1552 году. Ведь напротив кремля на водной глади реки Казанки острове пирамидой стоит часовня над склепом, в котором захоронены останки воинов, участвовавших во взятии Казани и кремля, на четырех фронтонах до 1920‑х годов сохранялась надпись золотыми буквами: «В честь победы над татарами в 1552 году». В памяти народной эта заноза всегда сидела. Минтимер Шарипович Шаймиев предложил возродить одну из пяти существовавших в кремле в период Казанского ханства мечетей с именем легендарного имама сеида Кул Шарифа, погибшего со своими учениками, защищая кремль и свою мечеть с медресе. Окончательно убедили эксперта фотографии молебна по погибшим защитникам Казани, который ежегодно проходил в Кремле перед башней Сююмбике.
Вскоре Казанскому кремлю была назначена номинация на XXIV сессии Комитета Всемирного наследия в австралийском городе Кэрнс, куда были командированы Рафаэль Миргасимович Валеев и я. Мы должны были спрогнозировать возможные вопросы и подготовить на них ответы. А также привезли очень много раздаточного материала. В результате перед каждым из трёхсот участников сессии лежали по два разных буклета о Казанском кремле и очень поэтичная книга Равиля Бухараева, написанная им в Лондоне. А на всех экранах в фойе конгресс‑центра крутились только два сюжета: о Большом Барьерном рифе, который номинировала в том году Австралия, и об Ансамбле Казанского Кремля.
В связи с книгой Бухараева у меня приключилась стрессовая ситуация. При отъезде из Казани вместе с накладными за полученные буклеты меня заставили подписаться за триста экземпляров книги, пообещав, что её пришлют из Лондона прямо в конгресс‑холл в Кэрнсе. Однако там, как выяснилось, никто из организаторов о такой книге ничего не слышал. Камиль Шамильевич Исхаков мне посулил, что если я не найду книгу, её стоимость вместе со стоимостью командировочных будут вычитать из моей скромной зарплаты. Перетряхнув всё в технических помещениях конгресс‑холла, нашли‑таки несколько коробок с книгой в небольшом коридорчике.
Благовещенский собор в Кремле
Чем сильнее были стрессы, сопровождавшие ту командировку, тем ярче оказалась радость победы! Результатом тщательной подготовки стало включение нашего объекта в Список без единого вопроса. Высокий научный уровень номинационного досье отметил председатель Комитета Всемирного наследия Франческо Бондарин при личной встрече с Исхаковым.
Затем была подготовка к торжественному вручению сертификата ЮНЕСКО новоиспечённому объекту Всемирного наследия. В строгом соответствии с «Методическими указаниями по применению знаков ЮНЕСКО и Комитета Всемирного наследия» знаки были изготовлены и смонтированы над входом в кремль, на прапоре Юго‑Западной башни и вращающийся знак — на завершении Тайницкой башни.
И вот день торжественного вручения сертификата настал. Для выполнения этой миссии в июне 2001 года прибыл председатель Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Мунир Бушенаки. На площади перед кремлём был торжественно вручён сертификат, открыты знаки, информационные таблички. И в атмосфере всеобщей радости вместе с танцорами в костюмах разных народов, проживающих в Татарстане, в пляс пустились Минтимир Шаймиев и Мунир Бушенаки.
Забиров Рустэм Мухамедович — главный архитектор, начальник отдела мониторинга, реставрации и сохранения Государственного историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника «Казанский Кремль».
Фото предоставлены автором.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев