Летом прошлого года в Казанском цирке появился свой балет, состоящий не из сезонных танцоров, а из тех, кто работает здесь постоянно
За это время его участники успели стать настоящей дружной командой профессионалов. Трогательными и забавными историями, произошедшими прямо на манеже, с нами поделились артисты балета Инзиля МУРАТОВА, Ильгиз КАДЫРОВ, Вячеслав ШАНЬГИН, их педагог Виктория БУТУРЛИНА и руководитель балета Алиса БАШИРОВА.
— Когда в Казанском цирке появился свой постоянный балет?
Виктория Бутурлина: — Прошлой весной проходил первый кастинг на летнюю программу и набирался новый состав балета. Пришло много желающих от 18 до 28 лет — участники шоу‑балетов, учащиеся Казанского государственного института культуры. Была серьёзная конкуренция. В июне исполнится год, как мы официально начали работать вместе, так что можно сказать, что у нас уже сформированный состоявшийся коллектив.
— Слышали, что у вас уже несколько раз во время представления прямо на манеже влюблённые делали предложения руки и сердца. Расскажите, как возникла эта прекрасная традиция?
Вячеслав Шаньгин: — Во время прошлогодней летней программы артистке балета сделали предложение. Я решил, что это — неплохая идея, но нужно организовать всё чуть грамотнее, чтобы этот романтический момент выпал именно на окончание программы. Мы с Раминой встречались почти два года и задумывались над тем, чтобы узаконить наши отношения. Главным для нас было, чтобы это стало торжественным событием, а не простой формальностью. И зимняя программа Казанского цирка нам в этом очень сильно помогла.
— Удалось ли сохранить запланированный сюрприз в тайне?
В. Ш.: — Она, конечно, догадывалась, потому что очень сложно в большом коллективе что-либо от кого-то утаить. Я начал готовиться за две недели, хотя это было непросто, ведь мы с Раминой находимся вместе практически круглосуточно. Когда-то она меня предупредила, что перед тем, как буду делать ей предложение, я должен обязательно сводить её на маникюр. Поэтому я решил договориться с её маникюрщицей, чтобы та пригласила Рамину в качестве бесплатной модели, а я бы тайно оплатил её услуги.
Инзиля Муратова: — А как кольцо подошло к маникюру! Мы все оценили это!
В. Ш.: — У неё два любимых цвета — чёрный и фиолетовый. Маникюр был градиент с фиолетового на чёрный, а кольцо я выбирал с аметистом, это её любимый камень. Я сказал ей, что иду с коллегами в баню, попросил ребят мне подыграть, а сам отправился на поиски необычного серебряного кольца, подходящего для столь значимого события. Золото она не любит.
Самым первым обо всём узнал инспектор Руслан. Затем нужно было поговорить с директором цирка Эльмирой Хамидовной Булатовой, но она была в отъезде, и поэтому договаривался с её замом. Спросил, возможно ли это сделать в цирке и не помешаю ли я кому-нибудь. На что он ответил: «Вячеслав, в цирке нет ничего невозможного!» Затем с ведущим зимней программы Дедом Морозом обсудил, какую вступительную речь он сможет сказать перед тем, как я начну свою основную. Пришлось также посвятить во всё аудиорежиссёра — вместе мы выбирали аудиотрек. Музыка должна была идти от сердца и оставить след в душе.
Алиса Баширова: —Надо отметить, что для Рамины это была первая программа, в работе над которой она принимала участие.
В. Ш.: — Она учится на режиссёра в Институте культуры и в будущем хотела бы стать именно режиссёром цирка. И думаю, ей было очень приятно, что в качестве места для предложения я выбрал именно Казанский цирк.
Сидят: Ильгиз Кадыров, Вячеслав Шаньгин.
Стоят: Инзиля Муратова, Виктория Бутурлина, Алиса Баширова.
— Какой была реакция публики?
В. Б.: — В такие моменты зал очень активно реагирует. Во время выступления балета я практически всегда нахожусь в зале, редко контактирую со зрителями во время представления. Люди вокруг меня восклицали: «Ой, божечки, какая прелесть!»
И. М.: — Наши девочки все плакали. Мы в это время стояли на лестнице, и нам было плохо видно. Тихонечко спустились, чтобы посмотреть. Молодец, Слава! Это было так мило, красиво, до мурашек... Получается, цирк объединяет, здесь создаются семьи! Мы становимся уже родными людьми. Обычно до выступления мы проводим по 10-12 часов в цирке — репетируем, готовимся к программе. То, что ты не можешь сказать маме, чтобы лишний раз не расстраивать её, ты, наоборот, говоришь тут девочкам. Мы переживаем друг за друга, думаем, как бы помочь, чтобы человек быстрее справился с ситуацией.
— Расскажите, как вы пришли работать в цирк?
И. М.: — В детстве я не была в цирке ни разу. Мы жили в посёлке, приехать в город не было возможности. В первый раз попала в цирк, когда мне предложили принять участие в программе «Морозко», и я думала, что отработаю эту программу, и всё. Но прошло уже больше года, а я всё ещё здесь! Уволилась с основной работы и устроилась в Казанский цирк. Тут люди добрые. Когда прихожу и узнаю, что сейчас будет репетиция, радуюсь: «Ура, покайфуем сегодня!» На старую работу я порой шла с неохотой, а сюда, наоборот: «О, класс, сейчас всех увижу!»
Ильгиз Кадыров: — Мы, грубо говоря, не работали ни дня! Это же любимое дело. Когда-то мы с Инзилёй вместе работали в Государственном ансамбле песни и танца Республики Татарстан, со временем я оттуда ушёл и устроился в команду татарского эстрадного певца. Один из ребят, Эдгар, предложил мне поработать в цирке. Мы вместе пришли на кастинг и вот до сих пор работаем тут. Так что, можно сказать, попал сюда через знакомство.
В. Ш.: — Однокурсники узнали о том, что в цирке есть временные вакансии для работы над программой «Морозко», и некоторые из них решили принять в ней участие, я же по семейным обстоятельствам уехал домой. Но когда потом присутствовал на представлении в качестве зрителя, меня не покидало чувство, что я очень хочу быть вместе с ними на манеже, во мне зародилась мечта — работать в цирке. Затем узнал, что будут набирать ребят для участия в летней программе. В это время я был на гастролях, не мог прийти на первый кастинг и попросил разрешение подать видеозаявку с записанной хореографией. Позже Алиса пригласила меня на второй кастинг. Был очень рад, что мне дали эту возможность и что теперь я часть этой команды. Прихожу в Казанский цирк не как на работу, а, как и зрители, — получать удовольствие.
В. Б.: — А я, наоборот, настраиваюсь на репетиции.
И. М.: — Потому что она у нас балетмейстер, они с Алисой за нас отвечают вдвоём.
В. Б.: — Это взрослые люди, каждый из них — личность, со своим сформировавшимся характером. Но порой они ведут себя как большие дети, которые болтают бесконечно. (Улыбается.)
И. М.: — Мы просто обсуждаем! (Смеётся.)
В. Б.: — Я так же работаю с детьми и не всегда могу быть на основных репетициях, где дают новый материал. Порой получается, что, когда я прихожу, один уже успел выучить движения его по‑своему, другой — по-своему. Какой вариант из них правильный — непонятно, и как прийти к единому варианту — тоже. Но сейчас стало уже намного лучше, мы научились договариваться.
И. М.: — Это называется — опыт. Мы стараемся учитывать мнение друг друга, чтобы всем было комфортно, а главное, чтобы это красиво выглядело со стороны.
— Расскажите какую-нибудь забавную историю, произошедшую здесь?
И. М.: — Да тут каждый день какая-нибудь история!
А. Б.: — В летней программе был номер «Машеньки». У каждой из нас была большая голова Маши с двумя маленькими отверстиями для глаз. Мы надевали её и в результате не видели всю площадку целиком, только то, что было прямо перед нами. В какой‑то момент мы быстренько уходили и на манеж выводили медведя, после его ухода возвращались вновь. В номере была очень интересная хореография. И у нас имелось пару таких моментов, когда Машенька наступает на барьер и понимает… что это уже не барьер. (Смеётся.)
В. Б.: — Это как раз был мой первый выход на манеж. Так как я педагог, то обычно не участвую в номере, но в тот день мне пришлось срочно встать на замену. Мы, конечно, репетировали, но всё равно перед выступлением остаётся волнение, страх сделать что-то не так. А в этой голове, правда, очень плохо видно, ещё и юбка мешает, и ты вроде наступаешь на этот барьер, а он — не наступается. (Смеётся). И ты буквально переползаешь через него. Это очень смешно. На манеже восемь Маш, и одна из них немного шальная! Когда встаёшь на манеж первый раз, нужно быть очень внимательным. Особенно вначале сложно всё скоординировать, это же хореография, потом как-то приспосабливаешься.
И. К.: — На манеже выступать сложнее, чем на той же сцене. Помню, как вышел первый раз на манеж — он круглый, вокруг много зрителей, и ты сразу теряешься.
А. Б.: — Тебя видно со всех сторон, на тебя смотрят пристальным взглядом, и ты — в центре внимания.
— Что даёт вам эта работа?
А. Б.: — Нам очень повезло, специально для нас цирк организовывает мастер-классы и встречи с известными хореографами, режиссёрами, которые приезжают к нам из разных городов. Для каких-то программ мы учились некоторым цирковым элементам. Получается, что ты можешь раскрыть в себе новые возможности, и в этом плане профессиональная деятельность расширяется. Каждую программу мы меняем номера, в итоге ты всё время находишься в темпе внутреннего роста, развиваешься в разных направлениях танца.
Порой приезжают режиссёры и говорят, что они хотели бы кого‑нибудь из нашей команды забрать к себе, но Эльмира Хамидовна не отдаёт наших ребят. На нас специально для каждой программы шьются новые костюмы, создаются яркие образы. Это настоящий праздник жизни, когда у тебя всё время что-то новое, ты меняешься. В этом плане я согласна с ребятами, что здесь не работаешь, а ярко живёшь свою жизнь.
В. Б.: — Это самая любимая работа!
И. М.: — Жизнь артиста каждый день разная. Порой ты очень резко выходишь из зоны комфорта и тебе надо быстро ко всему привыкать. Каждый раз в цирк приезжают разные животные, и мы ими любуемся, их отдельно нам показывают, спасибо руководству. Иногда мы выходим на сцену, а рядом — клетки с тиграми! И между нами всего метр! Или, бывает, ты после выступления быстрее бежишь переодеваться, а рядом с тобой — двухметровая лошадь идёт. Это так круто!
— Как люди реагируют, когда узнают, что вы работаете в цирке?
И. М.: — Когда на вопрос о том, где я работаю, я отвечаю: «В Казанском цирке» — люди обычно начинают улыбаться.
И. К.: — Клоуном что ли?
И. М.: — И переспрашивают: «Разве в цирке люди работают?» — «Конечно! Вы же в цирк ходите, значит, там кто-то работает...» — «И кем?» — «Артистом балета» — «А что, там танцуют?» Так и хочется сказать: «Интересно, а вы в цирке давно были? За время представления мы выходим на манеж 7-8 раз. Или вы думаете, это те же акробаты, которые просто танцуют временно?» Для большинства людей цирк — это веселье. Может, так и должно быть. Мы же показываем на манеже лёгкость. А рабочие моменты остаются внутри, как и у всех артистов.
А. Б.: — Рассказываю своим близким, как прошло выступление: «Мы оттанцевали номер «Машеньки», я чуть споткнулась, а потом медведь вышел» — «Какой медведь?» — «Обычный, живой» — «Как — живой? — «Вот как ты со мной сейчас сидишь, так же мимо медведь прошёл». Они с удивлением: «Ну ты вообще!» Для нас это уже естественно, а знакомые удивляются.
— За представление у вас бывает по 7-8 выходов на манеж. Всегда было интересно, как происходит процесс переодевания?
Хором: — Быстро, очень быстро! Всё нормально, успеваем, со временем привыкаешь!
И. К.: — Между номерами иногда приходится прям из одного костюма вылететь, в другой влететь и побежать. Порой бывает, сверху один костюм, а снизу уже другой.
В. Ш.: — Во время летней программы мы только успевали выбежать за кулису, поменять шапку, снять пиджак и — обратно на манеж. А бывает, когда между номерами антракт, или, например, когда мы открываем первый акт и закрываем второй акт, то можно пойти и чай попить.
И. М.: — Ну, это у кого как! Это у парней порой — только открывают и закрывают отделение, а у нас — открыли, потом исполнили один танец, затем другой, а потом уже через номер — финал. И мы выдыхаем: «Уф, успели!» Но лучше выходить на манеж, чем сидеть за кулисами и ждать. Остываешь эмоционально. А когда выходишь на манеж — танцуешь, кайфуешь!
И. К.: — Во время долгих перерывов действительно остываешь. Когда нон-стопом идут номера, трёхчасовое представление вообще кажется часовым, всё пролетает мгновенно.
— Как вас принимают зрители?
А. Б.: — Казанские зрители, особенно в последнее время, принимают очень тепло, выражают свои чувства, аплодируют, кричат: «Молодцы!» В самом начале я плакала от радости — это было очень трогательно. Ты понимаешь, для чего выкладываешься, и получаешь всю затраченную энергию обратно.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев