Лучшее в архитектуре Казани и Татарстана за сто лет: оценка горожан
В 2020 году Республика Татарстан отмечает столетие ТАССР. Сто лет для истории — существенный отрезок! Что только не произошло за это время — революции, войны, перестройка, человек полетел в космос, Землю и человечество опутала сеть интернета, вслед развитию технологий выросли и стали иными города. А что внёс последний век в архитектурное наследие городов Татарстана?
В 2020 году Республика Татарстан отмечает столетие ТАССР. Сто лет для истории — существенный отрезок! Что только не произошло за это время — революции, войны, перестройка, человек полетел в космос, Землю и человечество опутала сеть интернета, вслед развитию технологий выросли и стали иными города. А что внёс последний век в архитектурное наследие городов Татарстана?
Есть ли такие объекты, которые стали эпохальными для культуры и полюбились горожанам?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, редакция решила провести опрос, предложив горожанам назвать три самых замечательных архитектурных объекта (сооружение, ансамбль, площадь), построенных в Казани и Татарстане за последние сто лет, с 1920 года, и оценить их по баллам: 1‑е место — 3 балла, 2‑е — 2 балла, 3‑е — 1 балл.
В опросе участвовали триста представителей казанской интеллигенции, студентов (архитекторы, дизайнеры, культурологи) казанских вузов — архитектурно‑строительного, федерального и инновационного университетов, среди них мужчины и женщины в возрасте от двадцати до семидесяти лет и более.
Опрос выявил рейтинг объектов; некоторые результаты были предсказуемыми, а иные удивили редакцию. Всего участники опроса назвали 120 объектов, в основном казанских, но были отмечены и несколько зданий городов Болгар (Белая мечеть, исламская академия, Музей болгарской цивилизации), Зеленодольска (мечеть Тынычлык, школа № 1) и музей‑заповедник в городе Елабуге. Фигурировали в опросе и утраченные здания в Казани — за комбинат «Здоровье» проголосовали пятеро, трое вспомнили гостиницу «Акчарлак», один — Дворец культуры меховщиков.
Дворец земледельцев
Опрошенные активно выбирали набережные, скверы, парки и парковые объекты (Кремлёвская набережная и набережная озера Кабан, парки Победы, Урицкого, «Крылья Советов», сквер Тысячелетия, сквер Славы, фонтан парка имени Горького, «мергасовская» лестница), скульптурные памятники (Памятник павшим возле Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, памятник Габдулле Тукаю в сквере на улице Тукаевской, памятники Мусе Джалилю, Карлу Фуксу), в рейтинг попали транспортные сооружения — станция метро «Аметьево», в целом Казанское метро, третья транспортная дамба, мост «Миллениум» и даже транспортные развязки. Несколько объектов рейтинга являются градостроительными комплексами и ансамблями: Соцгород, улица Тельмана, площадь Свободы, Казанская ярмарка, панорама Казанки, «сковородка» университета, Деревня Универсиады, Арт‑сити и комплекс жилых домов по улице Касаткина.
Центр семьи, или «Чаша»
Не остались без внимания также: деловые и производственные здания — швейная фабрика (улица Татарстан, 20), новое здание группы компаний «ТАИФ» на улице Пушкина, деловой центр на улице Солдатской, «ИТ‑парк» (улица Петербургская, 52), Молодёжный центр; здания лечебных учреждений: железнодорожная больница, народный диспансер (горбольница № 5); Дворцы культуры: Московский (улица академика Королёва, 47), имени Алиша (улица Галактионова, 24а), имени Ленина (улица Копылова, 2а), имени Саид‑Галеева (Дербышки, улица Советская, 18); учебные заведения: федеральный и технологический университеты, Татарский институт содействия бизнесу, консерватория на Большой Красной, профессиональное училище на Музыкальной, 5; спортивные объекты: Центральный стадион, Дворец водных видов спорта, «Татнефть Арена», «Казань‑Арена», дворец «Ракета» в Дербышках; Речной порт, старый аэродром, вокзал «с татарочкой».
Мечеть Кул Шариф
Среди культовых зданий, кроме мечети Кул Шариф, Белой мечети в Болгаре и мечети в Зеленодольске, были отмечены: Закабанная мечеть имени 1000‑летия принятия ислама, церковь прихода Серафима Саровского на улице Фучика, в эту группу можно условно отнести «Храм всех религий» и воссоздающийся Собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
Не остались без внимания жилые дома: казанцы активно вспоминали «сталинки» — дома по улице Декабристов, «Зелёный дом» на Чернышевского, «Серый» на улице Назарбаева‑Эсперанто, «Миру‑мир» и другие; несколько казанцев назвали лучшими объектами жилые комплексы «Клевер», «Вишнёвый сад», «Лазурные небеса», но в лидеры вышли нашумевший в своё время жилой комплекс «Кристалл» и памятник советского конструктивизма, к которому сегодня приковано внимание — Мергасовский дом.
Казанский цирк
Анализ результатов опроса показал, что самым значительным произведением архитектуры за последние сто лет очень многие считают — Казанский цирк! С большим отрывом он вышел на первое место, набрав 256 баллов. За него проголосовали 108 человек (36 процентов участников опроса), из них 55 дали ему по 3 балла.
Второе место разделили Мечеть Кул Шариф — 152 балла (проголосовали 60 человек (20 процентов), максимальное количество баллов выделили 37 опрашиваемых) и Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля — 150 баллов (свои голоса ему отдали 72 человека (24 процента), выдвинули на первое место 26 участников).
Третье место заняли предсказуемые лидеры: памятник советского модернизма Татарский театр имени Галиасгара Камала — 123 балла (64 человека (21 процент), 19 максимальных оценок) и памятник советского конструктивизма Дом печати — 102 балла (45 человек (15 процентов), 22 высшие оценки).
Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.
На четвёртое место встала группа объектов, набравших 50 и более баллов: стадион «Казань‑Арена» — 57 баллов, 26 человек (8 процентов); Национальный культурный центр «Казань» — 54 балла, 30 человек (10 процентов); Дворец земледельцев — 53 балла, 24 человека (8 процентов); Центр семьи, или «Чаша» — 50 балла, 21 человек (7 процентов).
Пятую ступень символического пьедестала почёта разделили: Речной порт — 46 баллов, 19 человек (6 процентов); «Детский мир» — 44 балла, 22 человека (7 процентов); Мергасовский дом — 37 баллов, 20 человек (7 процентов); Татарский театр кукол «Экият» — 36 баллов, 19 человек (6 процентов); «Храм всех религий» — 36 баллов, 18 человек (6 процентов); высотки федерального университета — 33 балла, 17 человек (5 процентов); жилой комплекс «Кристалл» — 31 балл, 12 человек (4 процента); мост «Миллениум» — 30 баллов, 16 человек (5 процентов).
Нужно отметить группу объектов, набравших от 10 до 30 баллов: Большой концертный зал — 23 балла; Кремлёвская набережная — 21 балл; Институт экономики и финансов федерального университета (бывший финансово‑экономический институт) — 21 балл, Казанское метро — 19 баллов; УНИКС — 16 баллов; градостроительный ансамбль площади Свободы — 15 баллов; жилкомбинат завода СК‑4, в народе «Серая Лошадь», «Серый дом» — 13 баллов; Набережная озера Кабан — 13 баллов; здание железнодорожного вокзала «с татарочкой» — 13 баллов; панорама Казанки — 13 баллов; главный корпус химико‑технологического института (ныне КНИТУ) — 11 баллов; культурно‑развлекательный комплекс «Пирамида» — 10 баллов; оздоровительный комплекс комбинат «Здоровье» — 10 баллов (утрачен); памятник Мусе Джалилю — 10 баллов.
Если рассмотреть «соревнование» между стилями и эпохами в архитектуре, то получается следующий расклад — 67 человек назвали 2 здания периода конструктивизма (Дом печати и Мергасовский дом), и это не удивительно — до 1930‑х годов в Казани, да и в других городах, крайне редко возводились новые объекты — экономика страны была направлена на строительство промышленного комплекса. 157 человек назвали 20 архитектурных объектов, относящихся к так называемой «сталинской архитектуре», ампиру 1940 – 50‑х годов. 279 человек назвали 16 объектов советского модернизма 1955 – 90‑х годов, к которым относятся цирк, высотки университета, НКЦ «Казань» и многие другие, 221 участник опроса внесли в перечень лучших 23 объекта постмодернистского характера — «Чаша», «Пирамида», жилой комплекс «Кристалл» и другие постройки, которые объединяет не столько «стиль», сколько время перелома веков и культуры.
В пятёрку лидеров вошли представители всех четырёх больших этапов, а значит, каждая эпоха, несмотря на состояние экономики и идеологический ракурс, оставляет культурный след в истории городов, воплощает художественное видение в архитектурных и градостроительных объектах, входит в наши сердца памятью — памятниками — наследием.
Фахрутдинова Инесса Алековна — кандидат архитектуры, доцент, заведующая кафедрой дизайна Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова, член правления Союза архитекторов Республики Татарстан.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев