Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Манят ли нас сегодня тенистые аллеи?

Городские сады в Казани появились после утвер­ждения первого регулярного плана города в 1768 году, то есть история возникновения открытых озеленённых общественных пространств здесь насчитывает около двухсот пятидесяти лет.

Общественные городские сады в Казани

Городские сады в Казани появились после утвер­ждения первого регулярного плана города в 1768 году, то есть история возникновения открытых озеленённых общественных пространств здесь насчитывает около двухсот пятидесяти лет.

С конца XVIII до начала XX века в Казани было два­дцать общественных городских садов. Частично сохранилось всего шесть из них, и лишь два имеют статус памятника регионального (респуб­ликанского) значения — это сады Лецкой и Черноозёрский.

Из частично сохранившихся исторических общественных садов раньше всех был разбит Черноозёрский, открытый в конце XVIII — начале XIX века. В аллеях Русской Швейцарии (современный Центральный парк культуры и отдыха имени Горького) горожане стали прогуливаться с начала 1830х годов. Износковский сад (Александровский, сад Николаи, современный сад «Эрмитаж») открылся в 1858 году. В Лецком (Скобелевском) саду казанцы отдыхали с 1869 – 1870 годов. Николаевский (современный Ленинский) сад известен с 1892 года. И, наконец, сквер Лобачевского появился в городе в сентябре 1896 года.

Мы видим, что значимость исторических городских садов как объектов историкокультурного и архитектурноградострои­тель­ного наследия в Казани оценена мало. К тому же они недостаточно изу­чены, нет стратегии их сохранения и развития. А опыт наших предков мог бы в этом пригодиться: в городских садах казанцы не только отдыхали и развлекались, здесь не пересыхали родники культуры, звучала музыка, аплодировали знаменитым артистам, можно было вкусно поесть и накупить всякой всячины. И не только летом, а круглый год.

В 2015 году в Респуб­лике Татарстан, в том числе в Казани, был объявлен «Год парков и скверов». По его программе отремонтировали и реконструировали некоторые озеленённые пространства, создали новые. Преобразился и бывший Лядской сад (сад Лецкого), памятник истории и культуры народов Российской Федерации.

Лецкой сад по­мнит много удивительных метаморфоз. Изначально это загородная территория, неровная, с остатками реликтового соснового бора, вместо которого позже был пустырь. С момента утвер­ждения в 1768 году регулярного плана Казани она становится городским кварталом. В конце XVIII века в жилом квартале появился одно­этаж­ный жилой дом генералмайора Алексея Петровича Лецкого. Во время пребывания императора Павла I в Казани он останавливался именно в этом доме. Гулял по тропинкам будущего общественного сада с будущими императорами Александром и Николаем.

Спустя шестьдесят девять лет после смерти Лецкого на освободившейся городской территории разбили общественный сад. Помимо деревьев и кустарников, посаженных в своём частном саду самим генералмайором, там дали жизнь и новым деревьям. Сад насытили малыми архитектурными формами.

В 1880 – 1895 годах установили фонтан — чашу в виде вписанного в круг четырёхлистника из архитектурного бетона с крашеными цинковыми скульп­турами девушки и четырёх детей.

Сад имел замкнутую ограду, но не запирался на ночь, изза чего в нём собирались женщины лёгкого поведения. В Городскую Управу было подано прошение закрывать сад с часа ночи. В 1909 году он освещался с вечера дуговыми фонарями, но их установили всего три.

Днём в садике гуляли, сов­мест­но с обществом борьбы с детской смертностью и семейнопедагогическим кружком бесплатно организовывали подвижные игры и гимнастические упражнения детей.

За многие десятилетия советского периода в саду мало что изменилось, разве что ушли в небытие стоявшие там здания и сооружения.

В 1949 – 1950 годах там установили бронзовый бюст Максима Горького, выполненный по проекту архитектора А. А. Любимова скульп­тором Михаилом Аникушиным.

Примерно в начале 1950х годов вместо утраченных скульп­тур фонтана поставили новую в виде девушки, моющей из кувшина ребёнка. Чаша фонтана осталась прежней. В 1962м девушка также покинула сад.

В 1970 году в ходе капитальных работ в саду на месте прежнего фонтана установили новый со скульп­турой в виде шараяблока, заменили чашу фонтана. Бронзовая девушка, моющая из кувшина ребёнка, перекочевала в сквер на улице Клары Цеткин. В 1999 году бронзового Горького передвинули из сада к обочине улицы имени писателя.

В 2003 году в саду произошли глобальные изменения — там появились новые дорожки и клумбы, при входе со стороны улицы Щапова — деревянные фигурки персонажей сказки «Белоснежка и семь гномов». В 2004 году установили памятник Гавриилу Романовичу Державину, скульп­тор Махмут Гасимов, архитектурный проект Розалии Нургалеевой. Бронзовый певиц Фелицы, сброшенный с корабля современности, ещё раньше лишённый законного места в университетском дворе, а потом в уютном скверике и расплавленный в горниле советских перемен, триумфально вернулся в Ка­зань, но уже на новое место. Туда, где раньше был Горький. Пролетарскому писателю тоже нашлось местечко, правда, немного одинокое, аккурат в начале улицы Горького.

Сад Лецкого первоначально имел регулярный характер, «звёздчатую» планировочную структуру с явно выраженным центром композиции — фонтаном со скульп­турной группой и цветником вокруг него. Она во многом сохранилась и после реконструкции. Ко времени её проведения сад практически перестал привлекать горожан, живущие поблизости только ино­гда прогуливались, а многие проходили не задерживаясь. После реконструкции сад ожил и стал многолюден, появились детские площадки, уличные тренажёры, прогулочные маршруты, садовая мебель. Здесь стали проводить общественные городские мероприятия.

В саду воссоздали исторический фонтан, вода в котором изливалась из разных скульп­тур сто два­дцать пять лет. Проект разработали на основе комплексных научных исследований, и фонтан со скульп­турной группой вновь появился в центре сада в первоначальных габаритах и пропорциях, окружённый цветником.

Воссо­зданный фонтан со скульп­турной группой получил золотой диплом и бронзовый куб в номинации «Лучший реализованный объект культурного и исторического наследия» (VIII Российская на­цио­наль­ная премия по ландшафтной архитектуре в 2017 году).

Балабанова Юлия Петровна — кандидат архитектуры, старший преподаватель кафедры реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры Казанского государственного архитектурнострои­тель­ного университета.

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев