Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Мечети новой Казани

Возрождение религиозности общества в перестроечное время ознаменовалось не только возвращением храмов верующим, но и строительством новых церквей и мечетей уже на территории массовой советской застройки. Архитекторам пришлось решать непростую задачу — встраивать новые храмы в живую ткань города, в сложившийся многоэтажный архитектурный облик, не предполагавший ранее наличие религиозных объектов. С одной стороны, необходимо было соблюсти традицию и ответить на запросы верующих, с другой — обновить не менявшийся 70 лет образ храмов, учесть тенденции современной архитектуры.

Если до революции храмы были естественными архитектурными доминантами окружающей городской местности, то сегодня они могут прятаться за стенами многоэтажек, на ранее нетронутых строительством пустырях. Пожалуй, доминанта перешла к торговым центрам. Так, самым распространённым способом для возведения мечетей в спальных районах города стало строительство в частном жилом секторе, примыкающем к многоэтажной застройке.
Есть казанские мечети, куда может вместиться не более 2-3 десятков человек, а есть и полутысячные залы; есть те, которые ютятся много лет в подвале простой хрущёвки или находятся в офисном здании. Есть мечети, которые строились на болоте, в чистом поле, в овраге или на живописном берегу озера; есть те, которые «выросли» из здания котельной, частного дома или милицейского участка на пожертвования простых и не очень простых прихожан.

Уже история
В Казани мечети сразу вышли далеко за пределы исторических татарских слобод. С момента появления первой новой мечети «Нур Ислам» в 1988 году в посёлке Северный в Авиастроительном районе, в столице Татарстана появилось свыше 60 мечетей.
Примечательно, что мечеть «Нур Ислам», выстроенная в традиционном стиле «минарета на крыше», и сейчас сохранила в себе обстановку рубежа 80-90-х с обшитым деревом внутренним убранством, коврами, резными дверьми, ручными кумганами и т. д. Пожалуй, эта обстановка ценна сама по себе, она уже стала историей, которая стремительно уходит от нас. Возможность возведения мечети ещё задолго до перестройки просили у местных властей ветераны. В частном доме был организован неофициальный молельный дом, а затем уже, когда начались послаб­ления, прихожане на собственные средства под руководством своего имама Вафы хазрата Гилязова смогли быстро возвести в городе первую за 60 лет мечеть. Сейчас, по сути, это целый комплекс, куда входят и единственная в городе мусульманская школа «Усмания», и мусульманские магазинчики, а сама улица названа в честь крупнейшего татарского богослова‑реформатора Мусы Бигиева. Шарма придают частные деревянные дома в округе с ещё сохранившимися наличниками и свой особый мир «поселковой общины». 

Мечеть «Нур Ислам». Ул. Мусы Бигиева, 36/56

 

Мечеть «Рахматулла». Ул. Симонова, 2

Мечеть «Булгар». Ул. Мусина, 10

 

Прогулка по Авиастрою
Надо заметить, что сейчас в Казани от одной мечети до другой — соседней — почти всегда можно дойти пешком. Каждая мечеть воспроизводит поселковую или микрорайонную структуру расселения горожан и становится единственным центром религиозной и общественной жизни для местных мусульман. Каждая из них имеет свою общину с аксакалами, молодёжью, постоянными волонтёрами, просто яркими людьми, но единым календарём событий.
Вот и от мечети «Нур Ислам» в радиусе 2,5 км в разные стороны расположены: примыкающая к Жилплощадке караваевская мечеть «Салихжан» (недавно она отметила своё двадцатилетие), совершенно новая двухминаретная мечеть «Рахматулла» на улице Симонова и достраивающаяся мечеть «Тауфыйк» в Соцгороде. С вводом их в строй острота нехватки мечетей в Авиастроительном районе практически спала. Надо сказать, ввиду того, что участок для строительства мечети «Рахматулла» тесно примыкал к многоэтажной застройке, не обошлось без активного недовольства части жителей, долгих переговоров и нахождения компромиссов. Сейчас здесь и детский городок, и оборудованный родник, которыми пользуются все, независимо от вероисповедания. Город знает несколько таких случаев «притирки» мечети и старого городского ландшафта.
К слову, почти каждая мечеть старается поставить у себя детскую площадку, спортивное оборудование, иные социальные объекты. В нулевые произошла возрастная смена состава прихожан, пришло много молодёжи, и сегодня, пожалуй, аксакалы составляют уже меньшинство. Сейчас среди прихожан множество молодых родителей, при мечетях работают воскресные школы, в каникулы — лагеря, а где-то обзавелись и своим садиком. Если мечеть крупная и место проходное, формируется и своя экономическая инфраструктура — магазины, кафе, парикмахерские и т. д.

Новые доминанты
Важной отправной точкой для строительства мечетей в Татарстане стало 1100-летие ислама, которое праздновалось в… 1989 году по мусульманскому (лунному) календарю, вслед за празднованием 1000-летия Крещения Руси. В тот год на пересечении Мусина‑Чуйкова в болотистой местности при большом стечении народа был заложен камень мечети «Булгар», которая стала впоследствии образцом храмовой авангардной архитектуры Казани, сходной по стилистике с соборными мечетями в Набережных Челнах и Нижнекамске. Другим образцом авангардной храмовой исламской архитектуры 90-х (точнее, выстроенной в стиле функцио­нализма) можно назвать мечеть «Хузайфа» на пересечении улиц Кул Гали и Фучика. По сути, её можно назвать соборной мечетью Горок, долгое время она была таковой и для жителей Азино. Своя большая мечеть в Азино появилась только в 2013 году, получив название «Гаилә». Она сразу стала одной из самых социально активных мечетей, ощутив проблему (или счастье) «перенаселённости» с самого начала.

 

Мечеть «Хузайфа». Ул. Юлиуса Фучика, 52, корп. 1

 

Мечеть «Казан Нуры». Ул. Фатыха Амирхана, 3, корп. 2
 

Мечеть «Маулид». Селянская ул., 23


На другом полюсе города (и практически в те же годы) на перекрёстке Кировского и Московского районов центральной мечетью стала «Ярдәм» с её учебно-реабилитационным центром для незрячих, впечатляющей социальной инфраструктурой, разнообразием проводимых мероприятий. Получился настоящий мусульманский инклюзивный городок. Кстати, мечеть была построена недалеко от ранее утраченной второй соборной мечети Пороховой слободы.
У «Кварталов» с его двумя сотнями тысяч жителей свой второй мусульманский центр появился в конце 90-х. На тихом пересечении Чистопольской‑Амирхана по проекту архитектора Рафика Билялова в стиле традиционного национального зодчества была построена деревянная мечеть «Казан Нуры» (хотя местные ветераны ставили вопрос о её строительстве ещё в годы перестройки) — вполне под стать округе с посёлком Ново-Савиново, водными заводями Казанки. Очень скоро мечеть оказалась зажата бурлящими транспортными реками двух проспектов, новыми высотками, торговыми центрами, людскими потоками. И хотя у неё сейчас несколько пристроев и есть своё красивое деревянное здание медресе, она продолжает оставаться одной из самых «перегруженных» мечетей города. 

Тихие заводи 
и бурные потоки

Ещё одной тихой поселковой мечетью, которой повезло с соседями, стала «старая мечеть» в Залесном («Маулид»). Глядя на неё, можно сказать о традиционном стиле мечетей 90-х, коих немало было построено в татарских сёлах Поволжья и Приуралья. Выездная магистраль из города и появление микрорайона «Салават күпере» умножило число прихожан в десятки, а то и в сотни раз — летом для того, чтобы вместить желающих в пятничный день, двор и весь участок застилались коврами. Наконец, недавно в Ново-Осиновском переулке, на противоположном берегу транспортного потока, построили мечеть «Ахмад-заки», названную так в честь известного татарского религиозного деятеля советского и постсоветского периодов Ахмад-заки Сафиуллина. Стебель минарета с золотистым бутоном делает её заметной издалека. Радует, что её проектировал неутомимый архитектор Айвар Саттаров, но уже со своими учениками. При всём при этом «старая мечеть» в Залесном не опустела, в неё продолжают бегать через дорогу простые торговцы, молодые строители и жители из глубин посёлка.

Родной куст мечетей
Но для меня лично близок мой родной «куст мечетей», расположенный в округе Дербышек и Нагорного. Как любителю пешеходных маршрутов, я представляю, как можно от маленькой киндерской мечети пройти к крупной дербышинской на улице Вяземской (откуда начинается большой жилой массив частных домов) и к деревянным мечетям Сосновки. Далее — к настоящему булгарскому замку, построенному по проекту Айвара Саттарова у сквера «Маленький принц» в Нагорном, к бирюзовому «Куддусу» в посёлке «Карьер». Ну а потом — к мечетям Царицыно, Клыков и Константиновки — вниз, в большой город многоэтажных домов: и всё через сплошной массив коттеджей, сохранившихся сельских домов, садов и огородов, по кромке природных пейзажей. В каждой мечети кипит своя жизнь, своя атмо­сфера, и звучит на перекрёстке азанов общий призыв на молитву. 

 

Мечеть «Рауза». Ул. Сеченова, 23

Мечеть «Утыз Имяни». Ул. Дубравная, 2, ст.1

 

Фотографии Юлии Калининой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев