«Мой Бог — природа»
Журнал "Казань", № 1, 2017 Юрий Карбивничий: Творения лесного скитальца Я знаю, что деревьям, а не нам Дано величье совершенной жизни. Николай Гумилёв
Столы, стулья, подзеркальники, кресла‑качалки из берёзового капа, к созданию которых приложил руку Юрий Андреевич Карбивничий, язык не поворачивается назвать мебелью. У каскадом спускающихся столешниц, лёгкой волной изогнутых подлокотников, похожих на ладьи кресел нет и не может быть аналогов в перенасыщенном стандартными вещами мире. Его работы, выставленные в залах Национального музея Республики Татарстан - это скорее коллекция лесных скульптур, которые до поры до времени таились в марийской тайге и окрестных лесах в змеистом сплетении корневищ, в иссечённых дождями и ветрами наростах - капах и ждали мастера, который бы, заметив и освободив их из плена слежавшихся веток, коры, мха, земли, травы, листьев, донёс до нас всё великолепие замыслов Творца.
Много лет назад в марийской тайге такой человек появился. Он ещё не помышлял о креслах‑скульптурах, сооружая в лесных дебрях землянки. В своеобразный скит токаря авиационного завода влекли не только возможность отдохнуть от праведных трудов, распрямить загнанную в городской суете душу, но и желание раствориться в тишине, побыть наедине с ночным небом, рекой, лесом, который с полусиротского послевоенного детства, проведённого на Севере в местах ссылок репрессированных, стал для него и домом, и убежищем, и храмом.
Обрастая жизненным опытом, нередко имеющим привкус горечи, с открытием книги «великой мудрости и возвышенных чувств» - Библии, других источников духовного наследия, Юрий Андреевич, одержимый стремлением во всём дойти до самой сути, здесь, в безлюдье лесного и озёрного края, размышлял о божественной природе человека, беспредельных возможностях его духа.
Об исканиях лесного ваятеля, его настроенности на постижение глубинной мудрости «Истина - путь - жизнь», высказанной много веков назад, мало кто знает. Мысли о Творце как центре бытия, о разуме как источнике удаления от зла, о раскрытии энергетического потенциала мысли он глубоко прячет в себе. Ещё так много нужно понять, во многом разобраться. Ведь Слово, Заповедь, Учение, завещанные старцами‑отшельниками, подвижниками‑современниками, «тропящими лыжню» к новому космическому сознанию, становятся твоими только через неустанный труд души, испытания, веру в животворящую силу духа.
«Верующий в меня, дела, которые творю Я, и он сотворит». Этой заповеди Юрий Андреевич следовал всю творческую жизнь, ставя перед собой одну цель недостижимее другой. Мастер от Бога, каких в народе называют самородками, на синицу в руке не соглашался никогда. Ему был нужен журавль, и только в небе. Долгие годы в одиночку он собирал махолёт (аппарат с машущим крылом, разработкой которого занимались целые конструкторские коллективы), изготовив семь или восемь образцов, изладив несметное количество аэросаней, вездеходов, лодок, мотоциклов для испытания своего детища.
В творческих дерзаниях конструктор‑самоучка не был одинок в этом мире. Разве не та же сжигающая страсть познания и преодоления поднимала к солнцу на восковых крыльях легендарного Икара, или мужика из фильма Тарковского «Андрей Рублёв», который, взлетев над землёй на воздушном шаре из бараньих шкур, заполненных дымом, заплатив за минуты блаженства: «Лечу, лечу!» жизнью, испытал восторг, а может, и счастье: «Преодолел!»?
«Но, видимо, всякому делу свой час и время под небесами,- говорит лесной скиталец.- Ведь мне намекали, оставишь, мол, свой махолёт, а я с недоверием отнёсся к словам провидца, поскольку его изготовление считал чуть ли не делом жизни. Оказалось, это была всего лишь подготовка к более захватывающему душу делу».
Сегодня конструктор‑самоучка увлечён изготовлением изделий из берёзового капа. Создана коллекция, утвердившая мастера в том, что всё сколько‑нибудь достойное внимания добывается как ценой больших трудов, так и больших испытаний, ниспосланных для укрепления духа.
Каменно‑прочные наросты на деревьях - капы всегда привлекали к себе внимание скульпторов, резчиков по дереву. Ещё в древней Руси из них творили блюда, чаши, круговые ковши, братины. И в наше время в магазинах продавались поделки из удивительной по красоте витого рисунка и янтарного цвета древесины, но, как помнится, дальше напольных ваз, табакерок, трубок, пепельниц, шкатулок фантазии мастеров не продвинулись. Хлопотное, видимо, это дело - возиться с наствольными наплывами, которые то обхватывают дерево, то нависают над землёй огромными чёрными клубками. А может, природа подводит к сокровищам того мастера, которому можно доверить их, зная, что он не нанесёт ущерба дереву, а лишь слегка ранив его, освобождая от нароста, сделает всё возможное, чтобы берёза ожила.
Но это лирическое отступление автора. Сам же Юрий Андреевич весьма скромен в оценке своего мастерства, а тем более творчества. По его словам, он не скульптор, не художник, не резчик по дереву и даже не мастер, а только проводник между Творцом и человеком. Мастер в этих работах сама природа, а он её ученик, подмастерье. Да что там подмастерье… чернорабочий. Природа как бы готовое подаёт. Остаётся только что‑то убрать, где‑то подправить. Узорчатые рамы для обрамления зеркал, часов, например, сделаны из небольших наствольных капов, часовенка высотой более метра - из прикорневого, а всё остальное в них - ремесло и труд, труд, труд. Ведь в некоторых изделиях использовано до ста больших и малых деталей.
Вдохновение? Слово это мастер не произносит никогда, но за работой забывает о пище, сне, и будто огонь сжигает душу. То ли мысли его питают, то ли нетерпение увидеть, что из всего этого получится, то ли энергетика такая исходит от замысловато перекрученных, оборчато‑витых по краям берёзовых наростов. Обрабатывает их мастер бережно, никогда не покрывая изделие лаком, пропитывая поверхность смесью воска с маслом, сохраняя форму, рисунок, не нарушая информацию, которую сообщила в виде концентрически расходящихся кругов, пучков, таинственных пятен и вкраплений на срезе дерева природа.
Со старой истиной: человек, взявший кисть - ещё не художник, а взявший топор - ещё не плотник, нужно иметь ещё зрячую душу,- Юрий Андреевич не соглашается. Красоту нельзя не заметить. Многие видят.
Человек ходит, а Бог водит - это про него. Если бы Карбивничий задался целью определить протяжённость лесных маршрутов, отмеренных им за годы поисков материала, и носил с собой шагомер, то подобно надписям о пройденных километрах, красующимся на бортах некоторых автомашин, его рюкзак или штормовку тоже могла украшать цифра со многими нулями. Для наглядности, из чего она бы складывалась, стоит привести хотя бы один пример. Чтобы доставить к месту обработки в мастерской сырую дровину (так называли вальщики леса, прорубавшие просеки для кольцевой дороги, будущую заготовку для часовенки), охотник за капами сделал двенадцать марш‑бросков, в общей сложности сто сорок километров.
Узнав, что мастеру за семьдесят, что он мало похож на богатыря, что в коллекции использованы сотни заготовок, а с добыванием многих из них связаны экстремальные ситуации, невозможно представить, что обошлось здесь без шестого чувства. Не по силам простому смертному сотворить такое, даже работая на пределе сил.
Путь от корневищ, капов, спрятанных глубоко в лесу, до волшебных изделий проследить невозможно. Он долог, тернист, извилист, непредсказуем. Разыскать дерево‑донора, а тем более добыть свисающий огромной растительной опухолью нарост - большая удача. Растут капы где вздумается: у комля, высоко над землёй, и чтобы достать эту диковинку, Юрию Андреевичу частенько приходилось часами, а бывало и днями, стоять на сооружённой им самим же лестнице‑времянке на высоте в шесть, а то и семь‑восемь метров. Трудоёмкая операция по удалению наростов требовала особого упорства и терпения. Ведь капы не уступают по твёрдости металлу, а весь инструмент умельца - руки и ножовка. Порой полотнище не выдерживало, ломалось, а человек оказывался твёрже железа, продолжал пилить. Только такая брала досада, когда видел наутро, что за день труда всего на пару пальцев ножовка вошла в породу!
Погода тоже не всегда была у него в союзниках. Работал в дождь, зной, облепленный мошкой, комарами, на ветру. В работе себя не щадил, да и нет у природы, по его мнению, плохой погоды… неудобная бывает.
Дорог в лесах тоже никто не проложил, и способ доставки добытого материала от берёз‑доноров до землянки, а затем от землянки до железки или шоссе за восемнадцать‑двадцать километров - дедовский. Рюкзак за плечи - и пошёл мерить тропу. Руки затекали на пятом километре, ноги не слушались от усталости, но за годы переброски тонн лесного груза выработалось правило: валишься от усталости - иди, дашь поблажку - не встанешь. Не единожды плутал в тумане, падал под тяжестью и даже встречался нос к носу с хозяином тайги медведем. И когда подвижник уставал так, что не был уверен в возможности сделать хотя бы ещё один шаг, когда от многочасового использования ножовки отказывали руки, рубашка становилась мокрой - хоть выжимай, а сердце билось так, что стук его был слышен самому мастеру, когда, говоря стихами Заболоцкого, «кричал дух, изнемогала плоть, рождая орган для шестого чувства», «лесной скиталец» не жаловался, не бросал сгоряча: «Зачем мне эта каторга?», а с благодарностью за крупицы мудрости, оплаченные титаническим трудом, просил: «Дай силы завершить начатое».
И появлялось второе дыхание…
И появлялись изделия, которым удивлялся сам мастер: «Неужели это моих рук дело? Дивны твои дела, Господи».
Но всё проходит, и всё остаётся. Впервые коллекция лесных скульптур была представлена в «Городе мастеров» на Казанской ярмарке в 2000 году. «Это волшебство, чудо, сказка»,- таким было мнение увидевших изделия из капа впервые. Прагматичная молодёжь, пытаясь оценить выставленное, сходилась во мнении, что стоит это не менее трёх джипов. Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, посетивший выставку с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым, пожелал, если мастер даст на то согласие, приобрести что‑нибудь из его работ. Вели переговоры о продаже изделий представители многих фирм. Карманы Юрия Андреевича были тогда набиты карточками потенциальных заказчиков. Но с любимыми изделиями, как и с заветной мечтой о создании музея лесных скульптур, об участии в российских и зарубежных выставках Карбивничий расставаться не хочет. Ради этого и работает. Живя подолгу в природе, наблюдая за сменой времён года, обновлением земли, ощущая на себе врачующую силу лесных троп, дождей, осенних метелей, полян, усыпанных то хлопьями снега, то черёмухи, возвращаясь в город и воссоединив девственную, необъятную тишину и клокочущий мир, самим же человеком придуманный, лесной отшельник с болью отмечает, как дети природы - люди удаляются от неё всё дальше и дальше, всё глубже погружаясь в мир искусственной информации с потоком сомнительных удовольствий, агрессии. Для подвижника, дерзнувшего помыслить, что человек - это космос, скорбящего о том, что людям всё меньше и меньше удаётся смотреть на звёздное небо и текучую воду, выставка нужна не для того, чтобы люди восхитились его умением. Нет… но чтобы «не только слухом, зрением, а каким‑то не отжившим ещё ощущением, которое стронет в них что‑то древнее, неотступное», смогли почувствовать энергетику лесных изваяний, зашифрованную в красоте каждого витка, изгиба, рисунка десятилетиями хранившего тайну дерева. Возможно, придёт время для учеников, которые, опираясь на приобретённый годами духовный опыт наставника, пойдут дальше, тропя путь к новому космическому сознанию.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев