Мой друг Александр Воронин
Журнал "Казань", № 2, 2019 Светлана КОЛИНА Рассказать о настоящем друге, казалось бы, очень легко. Особенно если не одно десятилетие работаешь рядом, вместе ищешь ответы на трудные вопросы, и при этом впечатления от первых встреч не померкли - разве сложно рассказать о нём?..
И вот впервые я не знаю, как рассказать о давнем верном друге и соратнике, потому что на первый взгляд он выглядит таким обыкновенным, простым человеком - без ярких контрастов в характере, без конфликтов с окружением - а без конфликта нет драматургии… И образ кажется неярким, вопреки всем сложностям биографии и трудностям поиска собственного предназначения в эпоху перемен.
Ну, что можно было бы рассказать о Добрыне Никитиче, если б ему вместе с товарищами Ильёй и Алёшей не пришлось воевать с недругами? Ну, вспахивал своё поле, помогал соседям… Так и все русские люди, кроме князей с их прислугой да потомственных ремесленников и купцов, были пахарями. Вот и Саша (Александр Геннадьевич) - большой, добрый, сильный - честно без шума пашет на своём поле культуры и литературы, а завистники и предатели сами отпадают, разбиваясь о его беззлобный ум, фантастическую любознательность и редкое трудолюбие. Сделай столько, сколько он делает на этом невидном поле, тогда и критикуй, если хватит ума.
«Молодёжь Татарстана». 1995
Возможно, сравнение с Добрыней не самое удачное. Но мне почему-то именно оно приходит на ум. Никак не могу от него отделаться. Вот такой он!
Александр Воронин совсем ещё зелёным юнцом приехал в Казань из Самары поступать в наше прославленное театральное училище, учился у Вадима Григорьевича Остропольского. На втором курсе знаменитому актёру качаловской сцены помогал вести занятия Вадим Валентинович Кешнер, а в следующем году он уже набрал свой курс вместе с Юноной Ильиничной Каревой, с которой проработал в тандеме более тридцати лет! А Остропольский пригласил на свой курс Владимира Михайловича Портнова, который был в то время главным режиссёром Качаловского театра. Он поставил с «остропольцами» пьесу Людмилы Петрушевской «Уроки музыки» и комедию Эдуардо де Филиппо «Цилиндр». Так поставил, что казанских студентов в 1979 году пригласили играть свои дипломные спектакли в Москве, на учебной сцене ГИТИСа!
И в нынешнем году сокурсники Воронина по театралке, а среди них заслуженный артист России, народный артист Татарстана Александр Купцов, народный артист республики Василий Фалалеев, заслуженная артистка республики Лидия Огарёва - известные казанцам имена! - отмечают свой юбилей, ровно сорок лет со дня окончания училища.
Диас Валеев
Но Саше Воронину повезло не только с учителями и сокурсниками по театральному училищу, ещё студентом он дебютировал на сцене ТЮЗа в спектакле «Принц и нищий». И к окончанию училища уже сыграл на тюзовской сцене немало ролей. Именно в театре юного зрителя он познакомился с драматургом Диасом Валеевым, играл в его пьесе «1887», показывал известному мастеру свои первые драматургические опыты.
В 1980 году Воронин пришёл в «Литературную мастерскую», которую Диас Валеев вёл при газете «Комсомолец Татарии». Там я и познакомилась с Сашей. В те «доперестроечные» времена в Казани процветали литературные объединения - их вели известные поэты Николай Беляев при Казанском университете и Марк Зарецкий при музее Горького. Интерес к литературе был огромный, и талантливых людей, не побоявшихся рискнуть в этом виде творчества, в нашей республике оказалось немало. Не потому ли и сегодня по произведениям уже новых наших писателей ставят художественные фильмы и спектакли в российских театрах?
У пьесы Диаса Валеева «1887» - о студенческой сходке с участием Володи Ульянова - была непростая судьба: её то сокращали, то запрещали, то восстанавливали. Вроде бы и «гласность» провозгласили, но чиновникам, контролировавшим культуру, прямодушие Диаса Назиховича казалось слишком смелым. Вот и в качаловском театре спектакль про Мусу Джалиля по валеевской пьесе «День Икс» не принимали, заставляли вносить поправки - и в результате просто сняли с репертуара…
Тогда же Саша принёс учителю свою пьесу «Четыре вечера и одно утро», и тот настоятельно посоветовал ему поступать в Литературный институт, и непременно на дневное отделение, где семинар драматургов вёл прославленный Виктор Сергеевич Розов. Поскольку Диас Валеев ничего зря не советовал, то уже в 1981 году Саша полностью осуществил его пожелание. В зимние каникулы он обязательно приезжал к нам в литмастерскую и бывал на наших домашних новогодних вечеринках. Студийцы хотя и не читали, не обсуждали своих произведений, но было очень интересно и весело петь под гитару, пить чай с пирогами и просто разговаривать обо всём на свете. Диас Назихович говорил меньше всех, но каждое его высказывание приучало нас тщательно отсеивать лишние слова и чётко формулировать мысли. Диас Валеев был удивительный наставник - строгий, почти суровый в своей честности, но когда он смеялся до слёз, словно чему-то радуясь, как дитя, мы прощали ему суровую честность и любили его как родного.
В 1986 году, защитив диплом в литинституте, Саша вернулся в Казань, работая в отделе культуры казанского Молодёжного центра, написал сценарий одного из первых городских уличных праздников «Золотая осень».
Осенью того же года его пригласили на работу в Министерство культуры инспектором театров. А в 1987 году Саша вернулся в ТЮЗ помощником главного режиссёра по литературной части. Многие друзья недоумевали: зачем хорошую перспективу министерского чиновника он променял на малозаметную должность в небольшом театре? Но деньги и карьера никогда не стояли в первом ряду Сашиных ценностей - он ценил больше возможность оставаться самим собой, заниматься делом по душе.
В ТЮЗе состоялся его дебют в качестве драматурга, режиссёр Семён Перель поставил «Четыре вечера и одно утро». А потом и «Рождественскую сказку» в УНИКСе. В советские времена это было непросто - рассказать о Рождестве Иисуса Христа, да ещё в стихах! Но в годы перестройки Татарский обком партии разрешил устроить первую Рождественскую ёлку для сирот из детдомов, её организовала Казанская епархия во главе с епископом Анастасием.
Написать сценарий праздника и организовать его так, чтоб и случайные прохожие невольно оказались вовлечёнными в чудесное действо и заразились приподнятым настроением,- пожалуй, было главным удовольствием для Саши. Как драматург он выиграл право участвовать во Всесоюзном семинаре одноактной драматургии в Дубултах, на Рижском взморье. Там его руководителем был знаменитый драматург Виктор Славкин, автор пьес «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо» в постановке Анатолия Васильева. Славкин высоко оценил пьесу Воронина «Прощание по Альберту Эйнштейну» и рекомендовал её к публикации. Пьесу напечатал Алексей Краснов в журнале «Ребусъ», который тогда издавал при «Комсомольце Татарии». Он же участвовал во встрече с читателями по НЛО, которую провёл Саша Воронин, познакомившись с группой исследователей аномальных явлений из Риги. Эта тема только-только перестала быть запретной в СМИ, и тут такая удачная встреча не просто с очевидцами, а с исследователями необъяснимых «пермских аномалий». Именно Саша Воронин пригласил рижан в Казань и с помощью полюбившейся газеты, уже переименованной в «Молодёжь Татарстана», организовал в УНИКСе встречу читателей с этой группой. Резонанс от встречи прибавил газете много подписчиков, и «Молодёжь Татарстана» начала публиковать статьи о разных странных явлениях…
Семён Перель, Венера Якупова, Александр Воронин. 2014
Римма Ратникова (тогдашний главный редактор газеты) пригласила Сашу заведовать в редакции отделом культуры. Одновременно он преподавал в театральном училище историю театра, окончив перед этим Институт повышения квалификации в Ленинграде.
С первого номера Саше понравился журнал «Казань», и вскоре он предложил редакции свои услуги; за два дня подготовил отличное интервью с членом президиума Госсовета Татарстана Маратом Галеевым и стал редактором отдела журнала. Не отказываясь от сотрудничества с молодёжной газетой и театральным училищем, Саша фантастически успевал ответственно работать везде, где ему нравилось.
В 2002 году по публикациям в журнале «Казань» Воронина приняли в Союз российских писателей. В 2005-м в ТЮЗе поставили его пьесу «Прикосновение к войне» по автобиографической прозе драматурга Виктора Розова, ушедшего тогда из жизни. Саша так отдал дань памяти своему великому учителю, поведал казанцам, как в годы войны Розов лежал в одном из казанских госпиталей.
В 2008 году появилась первая книга Александра Воронина «Монарх-монах», три года спустя в Татарском книжном издательстве вышел и роман «Ясновидящая», который я читала ещё в рукописи, когда мы вместе работали в журнале «Казань». В редакции родного журнала подготовили к печати и следующую книгу драматурга «Кинг книг».
С 2013 года Саша работает в театральном училище на полной ставке, преподаёт историю театра и в художественном училище, и в консерватории. Это стало его главным делом на фоне нескончаемой деятельности организатора литературного сообщества. Он участвует в деятельности поэтического театра «Диалог», с которым поставил последнюю пьесу Диаса Валеева «Карликовый буйвол». Им написаны пьесы, повести и рассказы; он работает заместителем главного редактора интереснейшего журнала «Аргамак», сотрудничает с другими «толстыми» журналами, привлекая новых авторов с новыми темами, и возглавляет Казанскую городскую организацию Татарстанского отделения Союза российских писателей.
В нынешнем году у Александра Воронина случилась ещё одна книга: «Трилогия non-fiction», куда вошли его документальные повести - «Невидимки» (о прозе поэта Рустема Кутуя), «Драма диасизма» и «Воля Виля». И состоялась ещё одна премьера - в Казанском литературном кафе «Калитка» успешно прошла актёрская читка его пьесы «Присутствие». С чем от души поздравляю моего друга Добрыню Никитича!
Фото из архива Александра Воронина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев