Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Над городом плывёт азан

Звуки азана имеют особое значение в культуре всех мусульманских народов. Призыв к молитве, доносящийся из минарета, пробуждает интерес и трепет не только у мусульман, но и у туристов, зачастую заставляя остановиться и послушать голос муэдзина.

Звуки азана имеют особое значение в культуре всех мусульманских народов. Призыв к молитве, доносящийся из минарета, пробуждает интерес и трепет не только у мусульман, но и у туристов, зачастую заставляя остановиться и послушать голос муэдзина.

Абдуррашид хазрат ФАИЗОВ,

директор Центра подготовки хафизов Корана Казанского исламского университета

Сегодня, с развитием технологий и звуковых усилителей, муэдзины зачастую не поднимаются на минарет, а произносят азан из зала в микрофон. Существует пять обязательных молитв, которые читаются в определённое время. Мелодичность, которую можно заметить во время прослушивания азана, появляется из-за того, что некоторые слоги в арабском языке объединяются и делают звук непрерывным. Муэдзин во время прочтения азана закрывает уши, чтобы звук выходил лучше и напрямую в микрофон. Азан читается с соблюдением определённых правил, так же, как и Коран. Самое главное — произношение.

Муэдзин — это истинно верующий человек. Если нет искренности, он будет читать как робот, и азан не получится душевным. Важно знать методику произношения азана, чтобы не искажать значение слов. В арабском языке достаточно немного по-другому сказать слово и появляется другой смысл. Муэдзин должен это понимать.

Технике обязательно нужно учиться. В основном, этому учатся в медресе, но бывают и самоучки, которые изучают технику методом постоянного прослушивания азана и повторения за каким-либо муэдзином. Но самоучка, скорее всего, не станет муэдзином, а просто научится произносить азан. С преподавателем обучение пройдёт более эффективно и правильно. Чтобы стать муэдзином, нужно религиозное образование.

Муэдзин во время прочтения азана закрывает уши, чтобы звук выходил лучше и напрямую в микрофон. Азан читается с соблюдением определённых правил, так же, как и Коран. Самое главное — произношение.

Я читаю азан периодически из разных мечетей. Как и все муэдзины, я прошёл путь ошибок и неточностей. Где-то голос не так поставил, где-то неправильно звук протянул. Со всеми это бывает, но со временем вырабатывается техника. Это как водить машину — с инструктором легко, самому тяжелее. А потом привыкаешь... Произнесение азана на большую аудиторию — всегда волнительно. Все глаза и уши направлены только на тебя, на твой голос и на призыв к молитве. Когда ты понимаешь, что азан выходит за пределы зала и мечети, появляется двойная ответственность. Всегда хочется, чтобы люди, идя по улице, послушали и подумали: «Да, это красиво». На плечах муэдзина лежит ответственность за то, чтобы каждый наслаждался звуком, радовался, а не напрягался от его голоса.

В Казани много мусульман, и мечетей тоже. Практически с каждой мечети должен доноситься азан, чтобы каждый мусульманин услышал его, смог прий­ти на молитву. В культуре мусульманских народов в произношении азана выстроена определённая система. У нас, как и в других арабских странах, молитва начинается в одной мечети, продолжается и параллельно начинается в другой. В этом есть особый дух поклонения Всевышнему. Для Казани этот дух в наше время очень важен. Звуки азана должны быть слышны в городе.

Сегодня в Казани около два­дцати муэдзинов, получивших соответствующее образование. Однако, несомненно, их должно быть больше. Каждый муэдзин должен быть образован, должен понимать, что такое азан и как его произносить. Даже, не видя муэдзина, я могу определить его уровень подготовки по голосу, произношению и по соблюдению всех правил.

Выпускники нашего центра умеют произносить азан, причём правильно. После выпуска они востребованы далеко не только в Казани…

Записала Камила АЙТУГАНОВА

Фото Гульнары САГИЕВОЙ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев