Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Нелина быль

В 1978 году в Казани было минус 53 градуса. Неля шла к друзьям отмечать Новый год. В этот день она надела любимое платье цвета морской волны и накинула сверху мутоновую шубу. Яблонексовское ожерелье холодило шею, но она не замечала. Капроновые колготки у неё были одни, и она ими так дорожила и так гордилась, что не натянула поверх даже тёплых гамаш. Не посмотрев на термометр, вставила ноги в меховые чуни и вышла.

Путь Нели пролегал от бараков Ново-татарской слободы вдоль кладбища. Поёживаясь, она поплыла мимо полумесяцев на могилах в кромешном тумане. Воздух, покрашенный в белый цвет, сгустками зацепился за ладбищенские столбики, ограду, лежал по дороге, колебался на недвижных водах озера Кабан. Дойдя до улицы Павлюхина, Неля поняла, что замёрзла непонарошку. Закуталась в шубу поглубже и ускорила шаг. 
Идти было примерно полчаса. Друзья сказали ей, что сами выйдут встречать, потому что объяснять, как найти квартиру, долго, а ей надо было позвонить с автомата на углу. Неля добежала до автомата бегом, но, прикоснувшись к его квадратному телу рукой, прилипла. Прилипла!.. Неля испугалась. Подула – не помогло. 
Она стояла у таксофона, и не могла даже сунуть в него двушку. Циферблатный диск – не поворачивался. Он скрипел, с каким-то сухим звуком крутился, но не шёл обратно. Она стояла одна в тумане, никто не проходил мимо, и отогреть руку дыханием не получалось, а плевок застывал в воздухе.
В одиночестве, в обнимку с телефонной будкой особенно весело и страшно думать о смерти. Неля подумала, что вот она уже не юна, что пора, наверное, выходить замуж, что налеталась по Союзу так много, что все горнолыжные курорты знала лучше родного города. Что слишком долго она работает на заводе, десять лет стоит в очереди на установку телефона… 
- И ещё простоишь двадцать лет, - сказал рядом ласковый голос.
Неля оглянулась: 
Никого. Она взяла трубку и приложила к уху. Там мирно гудела линия. 
Прилипшая рука мешала ей заглянуть за будку, но она извернулась. Выгнула голову через выбитое стекло будки – сзади тоже никого.
— Кто это был? – спросила она обледенелыми губами.
— Это я, твой ангел-хранитель. Мимо пролетал, дай, думаю, посмотрю на тебя. Глянул — а ты скачешь по кладбищу с голыми коленками. Нехорошо-о.
Неля оторопело смотрела на стекло в двери будки, оно было единственное уцелевшее из четырёх. С потолка свисали сожженными концами кверху спички. На стекле красовались ледяные, лесные чащи, цветущие сады, как будто Дед Мороз особенно старался расписывать его.
- Ангел? я же не верующая.
- Ангел, ангел. Да будь ты хоть язычником, я-то никуда не денусь. Такова воля сама знаешь кого.
- Кого? Я секретарь партийной ячейки нашего завода, и я не понимаю…
- Тише, ты же знаешь сама, надо просто отодрать руку. Ты чувствуешь свои ноги?
- Нет.
- Тогда дёргай руку. 
Кандидат в мастера спорта, красавица и заводила Неля из барачного посёлка закоченела так, что ног уже не чувствовала, и ледяной звон слышался ей в каждом движении. Неля дёрнула ладонь – кожа от пальцев отделилась и частично осталась на железе.
- А ты знаешь, что в такую погоду часты пожары? Люди по пять нагревателей в одну розетку втыкают, некоторые и вовсе костры жгут, – продолжал звучать то ли из телефона, то ли из дырочки в стекле голос.
— Я…, — Неля совсем растерялась. Ей казалось, что она и не мёрзнет вовсе, а только дребезжит изнутри, как старый будильник.
— Ты вот горнолыжница, а лицо даже кремом не намазала на морозе. Отгадай загадку: две ходули, два махала, два смотрила, одно кивало!
— Я не ззз… 
И вдруг послышались крики. Кто-то звал её по имени. «Неля-а-а!!! Ты где заблудила-а-ась???» Белое безмолвие на улице Павлюхина дёрнулось от тёплых человеческих голосов. «Я тут! Скорее! Спасите меня!» Она побежала через молочную пелену навстречу друзьям, пылая радостью и забыв про холод, ведь скоро часы пробьют 12….
Неля вошла в хрущёвку и мигом разделась, сняла меховые чуни и стала растирать свои босые в колготках ноги. Всё в ней полыхало и от мороза, и от счастья. На её платье с вырезом внимательно посмотрели семь пар дружеских глаз. Едва горела конфорка, они успели приготовить только одно горячее блюдо. Все сидели в шапках и шубах. 
— В большинстве районов Татарии столбик термометра опускался до отметки 46 - 48, в Агрызе и Казани - до 52,5 гр. мороза, - говорило радио на стенке. — Кроме того, случилась авария на газопроводе, выходят из строя электрические подстанции и автомашины не заводятся — замерзает тормозная жидкость.
— Моя бабушка говорила, таким неожиданным бывает первый зимний месяц раз в пятьдесят лет, — сказал кто-то.
Неля разглядывала зимние узоры на окнах лоджии и курила.
— Человек, — вдруг вспомнила она и  улыбнулась. — Отгадка – человек!..
Телефон Неле подключили в 1998 году.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев