О чём пришлось умолчать
7 июня Учителю Эвире Давидовне Брусиной исполнилось девяносто лет. «Мне многое дорого из того, что подарила жизнь,— говорит актёр Качаловского театра, народный артист России Геннадий Прытков.— Но встреча с Эвирой Давидовной самая значимая. Мама любила говорить о нас так: — Знаешь, Генка, когда ты приходишь от неё, у меня ощущение, что умнее становишься!
7 июня Учителю Эвире Давидовне Брусиной исполнилось девяносто лет.
«Мне многое дорого из того, что подарила жизнь,— говорит актёр Качаловского театра, народный артист России Геннадий Прытков.— Но встреча с Эвирой Давидовной самая значимая. Мама любила говорить о нас так:
— Знаешь, Генка, когда ты приходишь от неё, у меня ощущение, что умнее становишься!
И это действительно так.
Я её ученик! Я и жизнь свою во многом сформировал по её принципам.
Как и другие её ученики. Дорожим ею и сейчас. Несмотря на то, что сами стали бабушками и дедушками, а в душе — всё дети, которые приходят к Учителю набраться ума-разума».
Мы публикуем тексты журналистов —
Надежды Андреевны Сальтиной, к сожалению,
недавно ушедшей из жизни,
Марины Сальтиной и Анны Миллер,
учениц Эвиры Давидовны Брусиной.
Они не требуют комментариев.
Однажды моя старшая дочь Марина показала мне своё школьное сочинение о героине пьесы А. Н. Островского «Гроза» — Катерине. Дочь доказывала (вопреки общепринятому, устоявшемуся утверждению), что Катерина — совсем не «луч света» в тёмном царстве. В конце сочинения красными чернилами учительница начертала следующую «резолюцию»: «Я не согласна с твоим мнением. Но ты убедительно доказываешь свою точку зрения. 5».
Такое я встретила в первый (и последний) раз, хотя встречалась в школах, институте со многими литераторами. Впервые видела, как педагог поощряет самостоятельность мысли в своих учениках (годы спустя внук рассказал о своём учителе, который требовал, чтобы в сочинении было как можно больше цитат: — Я хочу убедиться, что вы прочитали книгу. А ваше мнение меня не интересует!).
С мужем доктором физико-математических наук профессором Борисом Лукичом Лаптевым.
Фото из личного архива Эвиры Брусиной
Потом дочь ещё не раз с восхищением рассказывала об этой учительнице. Я решила познакомиться с Эвирой Давидовной Брусиной и напросилась к ней на факультатив по советской литературе.
На факультативе школьники сами выбирали автора из предложенных преподавателем и делали сообщения, а Эвира Давидовна дополняла их сообщения.
А имена-то какие были: Блок, Есенин, Ахматова, Пастернак, Цветаева, Саша Чёрный!
На занятии, посвящённом Александру Блоку, она говорила о поэте как о родном человеке, читала стихи тихо, просто, выразительно, вовлекая ребят в разговор какими-то вопросами.
Ещё было занятие, где речь шла об Анне Ахматовой, о которой в те годы даже не упоминалось в школьной программе. И о том «знаменитом» постановлении ЦК КПСС «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где втаптывали в грязь Ахматову и Зощенко. И, хотя уже заканчивались 60-е годы, это постановление от 1946 года никто не отменял. Эвира Давидовна очень спокойно и убедительно доказывала, что оно не просто ошибочно, что это возмутительный акт варварства, издевательства над деятелями культуры.
А на занятии, посвящённом замечательному поэту и прозаику Борису Пастернаку, она рассказала о выступлении Владимира Семичастного, председателя КГБ, в связи с публикацией в заграничном издательстве романа «Доктор Живаго».
Она процитировала то место в выступлении Семичастного, где он сравнивал поэта со свиньёй, которая не гадит там, где ест, а вот Пастернак нагадил там, где ест. И голос её звенел, когда она обратилась к слушателям с вопросом:
— А как, по-вашему, можно назвать вот такого деятеля?
И мне вдруг стало страшно за неё: ведь если кто-нибудь из ребят перескажет услышанное, и это дойдёт до какой-нибудь «инстанции» типа райкома (или ещё какого-нибудь «…кома») — её «потащат» по тем инстанциям, и неизвестно, чем это может кончиться. Но вслед за страхом я испытала и огромный прилив восхищения ею: если бы каждый учитель отдавал столько любви детям, был бы так же высок и честен перед ними — какое поколение выходило бы в жизнь из школ, институтов! Я написала в «Комсомольце Татарии» очерк о ней. Но об этом занятии я умолчала. Оказывается, и ребята тоже — никто не проболтался.
Вот такой учитель достоин звания заслуженного, народного. Но она, кроме любви ребят, ничего не имела. И не имеет.
Сейчас очерк как жанр умер. Словно нет у нас интересных, талантливых людей.
Сейчас стремятся взять интервью у проституток, банкиров. Также мы можем увидеть спину киллера и услышать его искажённый голос, повествующий о делах…
Мода на интервью с честными, творческими людьми прошла.
К сожалению…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев