Очаровательный учитель с «синдромом вечной молодости»
Мужчина в школе и тогда, и сейчас — редкий элемент. Конечно, престиж школьного учителя в советские времена был высок. В конце 60-х на экраны вышел фильм «Доживём до понедельника», где главную роль учителя истории сыграл Вячеслав Тихонов.
Это был новый тип педагога, не излагающего учебник от корки до корки, а размышляющего вслух перед классом о роли личности в истории, о высоком призвании человека, о смысле жизни. Надо признать, школе № 67 с учителем истории крупно повезло. Владимир Иванович Алёхин мечтал учить детей и преподавать любимую историю. Про таких говорят — учитель от Бога!
— В 1979 году мы учились в десятом классе, и у нас не было классного руководителя, — вспоминает Зухра Нургалеева, выпускница казанской средней школы № 67. — И тут узнаём новость, что в школе появился учитель истории, который будет нашим новым классным. Помню, как мы с подругой-одноклассницей побежали на первый этаж посмотреть на него. Интересно же! Увидев, прямо ахнули. До сих пор стоит перед глазами, как он, высокий и статный, стремительной походкой летит по коридору, а на лице поблёскивают очки. И такой улыбающийся, добрый. Прямо кадр из фильма! Вёл свои уроки Владимир Иванович очень интересно. Мы сидели тихо, не шелохнувшись, как в театре одного актёра. Он был очень артистичен и пластичен. Оказалось, что история вовсе не скучный предмет с датами и именами, а наоборот, очень даже интересный! Он был человеком, поглощённым своей деятельностью от начала и до конца. В желании учить и обучать он был в своей родной стихии. Он жил этим, вдохновлял, будоражил и воодушевлял окружающих его людей. В этом было его очарование, влюбляющего в него с самого первого знакомства с ним.
С классным руководителем.
В четвёртом ряду в центре — Владимир Алёхин. 1980
Владимир Иванович Алёхин
Зухра, хозяйка цветочного салона в центре Казани, может бесконечно рассказывать о своём любимом учителе. Мы сидим в её магазине за столом флориста и рассматриваем альбомы, которые оформлял Владимир Иванович, вернувшись со школьниками из похода на природу или из поездки по историческим местам. Альбомы хранятся в длинных коробках из-под роз, в них — рисунки, фотографии, схемы маршрутов и даже приклеенные автобусные или железнодорожные билетики.
— Владимир Иванович сам прекрасно рисовал и фотографировал. Музыку сочинял, играл на гитаре и пел красивым голосом. И всё у него великолепно получалось. Его увлечённость творчеством, желание совершенствоваться в разных видах искусства давали ему силы жить и развиваться дальше. Он прекрасно рисовал акварелью, тушью и цветными карандашами, занимался гравюрой. И во всё это уходил с полной отдачей. А какие он незабываемые экскурсии проводил! Заслушаешься! Знал старую Казань, и особенно Кремль, как свои пять пальцев. Он был уникален во всём!
Владимир Алёхин вёл школьные кружки — краеведческий и археологический. Возил ребят на Волгу и Камское море, на остров-град Свияжск и в Булгары, брал в экспедиции на раскопки городищ и стоянки древнего человека. Они даже на места Бородинского сражения ездили. Сына Бориса и дочь Дашу тоже брал с собой в походы, но на самом деле детей у Владимира Ивановича было гораздо больше — это все его ученики и кружковцы!
Схема маршрута по острову Свияжск и акварель Владимира Ивановича.
— Он был очень энергичный. Глаза блестели. Не входил, а стремительно влетал. Крепко пожимал руку и говорил: «Эх, хорошо на свете жить!» — рассказывает Зухра. — Любил чаёвничать. Приходил ко мне в цветочный магазин, и здесь мы устраивали посиделки, на которые собирались мои подружки. Владимир Иванович доставал гитару и пел песни… Он обладал широкой душой и добрым сердцем. Любил детей, животных и растения. Его душа болела даже за выброшенные на помойку домашние цветы. Вот таким он был — трогательным, творческим, добрым, с бесконечной жаждой жизни и желанием получить знания от покинувших нас эпох!
Фирая ШАЙХИЕВА
В биографии Владимира Ивановича есть страница: депутат Казанского городского Совета народных депутатов. Его выдвинул коллектив школы. Родители учеников тех лет без всяких сомнений голосовали за любимого учителя своих детей. Будучи депутатом, он познакомился с Павлом Анатольевичем Шмаковым, директором Академического колледжа при Казанском государственном университете и позднее создателем школы СОлНЦе. Они были единомышленниками по духу и соратниками, их объединяло единство педагогических взглядов на этом сложном этапе развития и обновления российского образования. Именно это позволило Владимиру Ивановичу впоследствии работать в школе под руководством Павла Шмакова, где он создал не только свои исторический и краеведческий кружки, но и целую систему патриотического воспитания. Вокруг него образовалось содружество подростков и студенческой молодёжи. Они любили историю, свой родной край, но более всего их роднило душевное тепло, безграничная эрудиция Владимира Ивановича, который им передавал свои знания и бесценный жизненный опыт.
Археологические экспедиции.
Ольга СКОРОХОДОВА,
вдова Владимира Алёхина
Каждому человеку свыше даётся жизненное задание, которое он обязательно должен выполнить. Каждому — по силам, кому-то очень маленькое, незначительное. А моему мужу было дано огромное жизненное задание: судьба расстелила перед ним дорогу, на которой оказались сотни ребятишек, нуждающиеся в нём, он увлекал их, поддерживал, вселял чувство уверенности в себе, учил никогда не унывать и позитивно относиться к жизни. Романтизм, отменное чувство юмора и «синдром вечной молодости», когда кажется, что вся жизнь впереди, помогали ему в этом. Его несомненный педагогический дар был его сущностью, он просто так жил и по-другому не умел.
Владимир Иванович был начисто лишён умения «устроиться» в этой жизни по общепринятым правилам, найти «место под солнцем», заполучить какие-то материальные блага, его не затронула вся эта скверна нашей жизни. И оказалось, что именно это мы в нём и любили больше всего — вот эту инаковость, чудаковатость, непосредственность и открытость. И эти чувства, которые он не прятал, были вовсе не проявлением слабости, глупости и наивности. Наоборот, он был настолько самодостаточен и уверен в себе, что не нуждался в масках.
Удивительно, как в трудностях жизни и страданиях куются характер и личность человека. У Владимира Ивановича было трудное детство. Он мальчиком, часто совсем голодный, допоздна сидел в неотапливаемой сельской школе и ждал, когда родители-учителя закончат работу. И взрастил этим в себе терпение, которое так пригодилось ему в педагогической работе. Его ученики не могут припомнить случая, чтобы он кого-то унизил, оскорбил, сорвался в сердцах на ком-то из детей. Терпенье, бесконечное терпенье, которым обладают только истинные Учителя.
В походе.
В детстве у него вообще не было никаких игрушек, так трудно жили. И вот уже почти в подростковом возрасте родители подарили ему первую (и видимо, последнюю, в силу возраста) игрушку: машину‑болванку, просто корпус деревянной машины, где не было ни руля, ни крутящихся колёс, ни кузова‑самосвала. Но в его воображении какая это была машина! Как он был ей рад, как самозабвенно играл с ней, колёса и руль крутились, рычал мотор, открывались и закрывались дверцы, зажигались фары. Он объездил на этой машине полсвета и построил десятки городов! Воображение, воздушное покрывало золота воображения делало своё дело, озаряя ослепительным светом его безрадостное детство. Этим факелом он озарил и жизнь своих многочисленных учеников. Это и было его жизненным заданием, которое он выполнил на «отлично».
Встреча через двадцать лет.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев