КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ
Особенные дети, которые хотят быть такими, как все
Журнал "Казань", № 2. 2016 Катюша Данилова не видит. Совсем. До трёх лет она различала какие-то образы, видела какое-то подобие солнечного света. Но в десятом классе мир погас окончательно. Сейчас ей двадцать, Катюша - миниатюрная и, на первый взгляд кажется, беззащитное создание. Но в первые же минуты разговора становится понятно,...
Журнал "Казань", № 2. 2016
Катюша Данилова не видит. Совсем. До трёх лет она различала какие-то образы, видела какое-то подобие солнечного света.
Но в десятом классе мир погас окончательно.
Сейчас ей двадцать, Катюша - миниатюрная и, на первый взгляд кажется, беззащитное создание. Но в первые же минуты разговора становится понятно, какой это сильный человек.
Она студентка Университета управления «ТИСБИ», и одна из тех, кто обучается в рамках программы инклюзивного образования.
Далеко не все представляют себе, что значит инклюзивное образование. «Инклюзия» в переводе с английского языка означает «включённость». И если говорить просто, то за словосочетанием «инклюзивное образование» стоит процесс «включения» - доступности образования для всех, в том числе и для детей-инвалидов. Причём, доступность образования в обычных школах и вузах, вместе с обычными, здоровыми детьми. В данном случае мы говорим не о тяжёлых инвалидах, которые прикованы к постели или психически нездоровы. Речь идёт о тех детях, которые могут учиться и воспринимать материал наравне со здоровыми сверстниками. Конечно, им требуется и дополнительное оборудование, и больше усилий, и особый подход со стороны педагогов. Но всё это окупается, когда мы видим, как чувствуют себя эти люди, которых приняло общество.
«Здесь меня не считают какой-то другой»
Наша страна только-только начинает осознавать огромную потребность детей с особенностями в нормальном общении и обучении. Казань стала одним из первых городов в России, где повернулись лицом к этой большой проблеме.
Университет управления «ТИСБИ» - коммерческий, но он единственный в Татарстане, который занимается инвалидами. И прежде всего благодаря его лидеру - ректору университета Нэлле Матвеевне Прусс.
«Много лет назад - в 1995 году меня попросили помочь с поступлением в наш вуз детей-инвалидов из коррекционной школы,- говорит Нэлла Матвеевна.- Конечно, это было не просто. Но я прониклась этой проблемой, и мы создали первую группу из шестнадцати человек. Дети были из неимущих детей, поэтому решили обучать их бесплатно.
Через три года, когда школьные педагоги пришли на наш выпускной, они плакали. Потому что не узнали своих детей. Это были совершенно другие люди. Свободные, общительные, социально адаптированные.
Именно тогда я поняла, что мы будем продолжать обучение детей с особенностями развития.
Сегодня уже шестьсот ребят - среди них слабовидящие, слабослышащие и с детским церебральным параличом - прошли обучение в нашем вузе на безвозмездной основе. Конечно, мы не можем обучать всех бесплатно, но если перед нами ребёнок со светлой головой и ему нечем платить за учёбу, идём навстречу. И после окончания вуза не бросаем своих выпускников на произвол судьбы. У нас действует кадровое агентство, которое помогает трудоустраивать, в том числе и ребят с особенностями развития. В основном они находят работу бухгалтерами, но есть среди наших выпускников и руководители фирм, и юристы.
Екатерина Данилова, студентка второго курса «ТИСБИ»:
- После окончания школы мы с мамой обращались в десятки вузов, но нам везде отказывали. Говорили: «Нет мест» или «нужен сопровождающий». А здесь меня приняли! Мне не только интересно учиться в нашем университете, важно, что у меня тут есть друзья, они не считают меня «какой-то другой», я участвую в студенческих мероприятиях, чувствую себя счастливой!
В прошлом году «ТИСБИ» выиграл тендер на обучение школьных учителей по работе с детьми-инвалидами. Пятьсот учителей со всей республики уже прошли обучение. Далеко не каждый учитель, даже подготовленный, сможет найти правильный подход к ребёнку с особенностями. Кому-то не хватает такта, терпения, кому-то - душевной стойкости.
Таких детей немало. И если им только создать условия…
Остаётся удивляться, когда в одном месте можно встретить целый коллектив таких педагогов. Школа № 78 - также единственная в Казани, активно развивающая инклюзивное образование. Так сложилось географически, что школа находится рядом с реабилитационным центром для детей-инвалидов. И когда встал вопрос об обучении некоторых из них в обычной средней школе, то выбор, естественным образом, пал на школу, находящуюся по соседству.
Как и в случае с «ТИСБИ», роль личности в решении сложных задач инклюзивного образования оказалась первостепенной. Именно с приходом в школу нового директора Альфии Гусмановны Урманчеевой педагоги и родители увидели, как можно преодолеть психологические барьеры и позволить детям с особенностями быть среди обычных детей. По её инициативе была получена лицензия, дающая право обучать детей-инвалидов по любой программе.
Альфия Гусмановна Урманчеева, директор средней школы № 78:
- Наверно, так было суждено, что я девяносто процентов времени отдаю работе с детьми с особенностями развития. Все мои усилия направлены на то, чтобы их максимально адаптировать в общественной среде. Для этого я использую все возможности, стучусь во все двери. Убеждаю, доказываю, прошу! Ведь чем раньше ребёнок попадёт в общество здоровых детей, тем лучше будет результат! У нас все учителя прошли обучение по работе с детьми-инвалидами. На всех этажах мы оборудовали поручни для детей-«опорников», в каждый класс закупили специальные парты, открыли так называемую «сенсорную комнату», кабинет монтессори, пригласили на работу сильного психолога.
Но это малая толика того, что необходимо. В реабилитационном центре у нас тоже есть свои классы. Мы могли бы оттуда взять колясочников на обучение среди здоровых детей. Но нам не позволяют условия. Прежде всего, нужен лифт. При всем желании, даже вдвоём-втроём, учителям не поднять ребёнка на коляске на другой этаж. А если их несколько?
Родители просят, умоляют взять детей на обучение. Просятся со всего города. Но у нас ограниченное число мест.
Таких детишек немало, и если создать им условия, они смогут учиться и в школе, и дальше в вузе. Мы видим, как они меняются на глазах. Если же ребёнок до школы сидел дома или ходил в специализированный детский сад, часто динамика бывает просто поразительной!
Лейла Галеева:
- В этой школе учится наша дочь Амина. В два с половиной года она стала терять слух, и спустя какое-то время нам пришлось сделать операцию и поставить дочери имплант. Хотя мы её водили в специализированный садик для слабослышащих детей, вскоре стало понятно, что ребёнок вообще не пытается говорить, потому что в садике не было речевой среды. То же самое нас ждало и в первом классе. Когда Амина замолчала, у меня началась паника. Мы обошли больше десяти школ с просьбой взять дочку в обычный класс. Но нам везде отказывали. И вот, к счастью, услышали о 78-й школе. Пришли к Альфии Гусмановне, и она согласилась взять Амину! Мы снова отдали её в первый класс. Прошло немного времени, и Амина заговорила! Сейчас она и учится хорошо, и танцами занимается, и дополнительно - английским языком. Знаете, в этой школе здоровые дети общаются с детьми-инвалидами на равных, но при этом помнят, что есть правила, которые необходимо соблюдать. Об этом учителя говорят и с детьми, и с родителями. Например, одноклассники Амины хорошо знают, что её нельзя толкать, даже нечаянно. Потому что можно повредить имплант, а это потребует повторной дорогостоящей операции.
В нынешнем году Министерство образования республики планирует в каждом районе создать базовую школу с инклюзивным образованием. А это значит, предстоит большая работа по обучению педагогов, по психологической подготовке родителей здоровых детей, по оснащению школ.
главное, всем, кто думает: это не про меня - не стоит забывать, что жизнь - не раз и навсегда написанный сценарий. Так что если однажды за одну парту рядом с вашим ребёнком сядет ребёнок-инвалид, пожалуйста, постарайтесь найти нужные слова…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев