КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ
Память о старой Казани нужна казанцам нынешним
Журнал "Казань", № 3, 2016 Равиль Сайярович Айдаров - член Союза архитекторов Российской Федерации, заслуженный архитектор Республики Татарстан, кандидат архитектуры, академик международной академии искусства и культуры. Окончил архитектурный факультет Казанского государственного инженерно-строительного института. Работал главным архитектором Вахитовского района Казани, главным художником Казани, начальником инспекции Госархстройконтроля Казани, руководил персональной творческой мастерской....
Журнал "Казань", № 3, 2016
Равиль Сайярович Айдаров - член Союза архитекторов Российской Федерации, заслуженный архитектор Республики Татарстан, кандидат архитектуры, академик международной академии искусства и культуры.
Окончил архитектурный факультет Казанского государственного инженерно-строительного института. Работал главным архитектором Вахитовского района Казани, главным художником Казани, начальником инспекции Госархстройконтроля Казани, руководил персональной творческой мастерской. С 2004 года - доцент кафедры изобразительного искусства Казанского государственного архитектурно-строительного университета.
Награждён медалью «В память тысячелетия Казани», золотой медалью «Национальное достояние России», серебряным орденом «Служение искусству», орденом «За вклад в культуру», орденом на ленте «Академик МАКИ», медалью «Талант и призвание».
Казанский государственный архитектурно-строительный университет выдвинул кандидатуру Равиля Сайяровича Айдарова на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая за историко-архитектурную монографию «Казанский деревянный дом XIX - начала XX веков в акварели и графике: издание второе дополненное» (Казань, издательство «Kazan-Казань», 2015), с авторской архитектурной графикой (рисунки, чертежи, акварели), отражающей архитектурный облик утраченных деревянных жилых домов и улиц старой Казани.
- Равиль Сайярович! Ваши работы, посвящённые деревянной архитектуре уходящей Казани, монография на эту тему вызывают у казанцев очень большой интерес! Чем, на ваш взгляд, он объясняется?
- Для меня самого было во многом неожиданным, когда первые выставки акварелей с изображениями деревянных жилых домов Казани вызвали такой неподдельный интерес и такие высокие отзывы. Я понял, что коснулся чего-то очень дорогого для казанцев, которые обитали в этих домах, ходили по этим улочкам старого города, или там светились по вечерам окна их родителей, бабушек и дедушек, звучали голоса их близких...
- В ваших работах деревянные жилые дома изображены со всеми подробностями архитектурного облика, архитектурной деталировки, в цветах, даже более впечатляюще, чем это было в натуре. Как это вам удалось?
- Дело в том, что я по образованию архитектор. Моя акварельная живопись соединяет два жанра, две техники - живопись по сырой бумаге, позволяющую выразить прозрачность неба, воды, пышность зелени, и архитектурную акварель. Вторая очень важна для меня возможностью точно, с исчерпывающей достоверностью запечатлеть архитектурный облик домов благодаря кропотливой передаче всех их особенностей, декоративного оформления, цвета, света. Поэтому, думаю, так узнаваемы эти дома для казанцев и так трогательно воспринимают они сбережение их обликов!
- Как пришла идея издать в виде монографии ваши исследования и ваши графические работы по деревянным домам?
- Давно собирал материалы о татарских деревянных домах Казани, фотографировал, изучал документы в архивах и литературу. Начало было положено в 1980-е годы, когда в городе было ещё довольно много деревянных зданий. Будучи главным архитектором Вахитовского района, я участвовал в приведении их в надлежащий облик. С конца 1990-х годов, когда стал преподавать рисунок и живопись на архитектурном факультете архитектурно-строительного университета, всерьёз занялся изучением деревянной застройки исторического центра Казани, которая в основном относилась к ХIХ - началу ХХ века. Все дома уже тогда были аварийными, части фасадов утрачены или искажены перестройками.
Поскольку при реконструкции исторического центра многие деревянные дома ломали, возникла неотложная необходимость фиксации, изучения и сохранения хотя бы их достоверного архитектурного облика. В 2009 году я защитил на эту тему кандидатскую диссертацию, которую иллюстрировал авторскими акварелями и рисунками. Увлечение деревянной Казанью продолжается по сей день. В технике архитектурной акварели мне удалось восстановить архитектурный облик ста деревянных домов.
- Какой практический результат может иметь ваша работа для города?
- Говорят, что без прошлого нет будущего, это хорошо осознают не только жители Казани, но и архитекторы-реставраторы, руководство города и республики, архитектурное управление. На выставках акварелей с изображениями старой Казани многие говорили о том, что хотели бы получить такие же, сохранить память о домах, с которыми связаны события их жизни. Но такой кропотливый труд невозможно повторить. Поэтому после окончания выставок обычно высказывались пожелания об издании в виде монографии архитектурных акварелей с их описанием. Сначала издали небольшим тиражом учебное пособие для студентов архитектурного факультета. И это уже был первый практический результат - использование акварелей в учебном процессе, для подготовки будущих архитекторов, которые должны хорошо знать историю города, национально-региональные традиции.
Олеся Александровна Балтусова познакомила с этим учебным пособием президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. Как раз тогда по его решению в Казани начала осуществляться программа сохранения архитектурного наследия. Тема оказалась актуальной и востребованной, поэтому президент рекомендовал издать монографию широким тиражом, а затем и переиздать, чтобы обеспечить библиотеки города и республики. Удалось значительно увеличить количество архитектурных акварелей деревянных жилых домов и старинных улочек Казани.
Книга была отмечена дипломами на международных университетских конкурсах книг об архитектуре в Баку в 2014 году и Железноводске в 2015 году, а также дипломом Союза архитекторов России по итогам конкурса «Лучшее печатное издание и лучшая публикация об архитектуре и архитекторах» на фестивале «Зодчество» в Москве в 2014 году.
- Конечно, важно сохранить в памяти горожан и в истории культуры республики облик деревянной архитектуры Казани, её своеобразные традиции. К тому же в городе воссоздаются утраченные деревянные дома Старотатарской слободы. Могут ли ваши материалы здесь пригодиться?
- Мне удалось выявить и описать особенности именно татарского деревянного дома. Татарская усадьба - это целый комплекс надворных строений. Деревянные дома и улицы в Старотатарской слободе отличались от тех, что были в других частях города. Татарский жилой квартал состоял из усадебных и многоквартирных домов, которые также различались планировкой и внешним обликом.
Поэтому, чтобы восстановить исторический облик Старотатарской слободы, можно постепенно воссоздать один татарский деревянный квартал, татарскую усадьбу со всеми на-дворными строениями. Чертежи для этого в моём исследовании есть, они опубликованы в монографии. Туристов интересует именно деревянная архитектура как особая традиция, которая так разнообразно проявлялась на территории России, Татарстана и, в частности, в Казани.
- Недавно прошла ваша персональная выставка в Госсовете Республики Татарстан о деревянной архитектуре общественных зданий Казани. Некоторые из домов знакомы казанцам по старинным открыткам, но, написанные вами с такой подробностью и душевностью, они особенно интересны. Поражает, в Казани было такое архитектурно-художественное разнообразие, такое богатство необычных форм и декора. Как вы создавали эту серию архитектурно-художественных работ?
- Обращение к деревянным общественным зданиям - логическое продолжение интереса к деревянным жилым домам. Увы, даже в конце ХХ века, когда деревянных жилых домов сохранялось ещё достаточно много, общественных зданий насчитывалось единицы. Кто из казанцев не помнит деревянный павильон на конечной остановке трамвая номер два («двойки»)? Но не все обращали внимание на решение такого скромного здания в стиле модерн.
Архитектура общественных зданий - более сложная и требует особой точности в передаче их облика. Иногда для восстановления его облика сопоставляешь несколько изображений. Берёшь увеличительное стекло и с несовершенных фотографий позапрошлого века по крупицам открываешь детали оформления фасадов. Я также использовал и опубликованные в каталогах старинные фотографии, почтовые открытки казанских коллекционеров.
- Как вы считаете, можно было бы восстановить хотя бы одно из деревянных общественных зданий?
- Такие прецеденты в архитектурной практике европейских стран есть. Это было бы важно для туристического имиджа Казани. Отчасти самопроизвольно так и происходит. Например, деревянные мечети Казани, которых уже несколько, в общих чертах прямо продолжают традиции ХIХ века. Деревянные церкви в Татарстане строятся традиционными по архитектуре. Общественные здания были, конечно, очень разными по своему предназначению: бани, больницы, цирк, кинематограф, выставочные павильоны, рестораны, гостиницы... Многое - безвозвратно в прошлом, а вот, скажем, садово-парковые торговые павильоны в виде лёгких деревянных конструкций были бы вполне актуальны и сегодня.
- Тепло дерева не позволяет вам расстаться с ним. Как вы намерены продолжать свою работу по изучению старой Казани?
- Есть потребность в издании архитектурно-художественной монографии с авторскими акварелями деревянных общественных зданий. Есть материалы для монографии, посвящённой деревянной архитектуре Старотатарской слободы. Готовятся работы для выставки в новой московской Соборной мечети.
- Спасибо за ваши труды, Равиль Сайярович! Больших вам успехов в творчестве, столь важном для сохранения национального культурного наследия.
Беседовал Руслан ГАЙСИН
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев