Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Парк «Старое русло» — стержень Адмиралтейской слободы

Журнал «Казань», № 2, 2017 Ка­зань - один из ведущих центров роста современной России, ядро Казанской агломерации. Адмиралтейство, старый район города, мы рассматриваем в его развитии, а парк становится центральной осью этого развития.

Роль акватории в городской черте

Каждый административный район города имеет собственный уникальный ресурсный потенциал, который может лечь в основу формирования точек роста и притяжения населения и гостей города на своей территории. Становясь местом сосредоточения предприятий обслуживания, досуга и мест приложения труда, районы способны создать альтернативу городскому центру и сформировать систему городских центров второго порядка.

До недавнего времени город развивался центростремительно, это было обу­словлено рядом крупных международных событий и соответственно ориентацией на внешнего потребителя. В результате центр Казани функционально и транспортно перегружен. Для дальнейшего устойчивого развития города необходимо более равномерное распределение центральных городских функций.

В Кировском районе таким потенциалом к дальнейшему развитию обладает территория Адмиралтейской слободы. Здесь сохранились и памятники архитектуры, и уникальные фрагменты исторической городской среды, включая планировочную структуру, и культурный ландшафт. Особенность района - обширный водный фронт, который в общей сложности составляет 5431 метр (длина береговой линии Адмиралтейской слободы включает выход на Куйбышевское водохранилище и реку Казанку).

Акватории в городской черте во многом определяют образ города и городскую идентичность. Одно из главных направлений развития городов - возрождение береговых линий, стремление включить их в активное городское пространство. Ещё одна важная черта Адмиралтейской слободы - большие площади, занятые хозяйственно‑складскими территориями и не действующими производственными объектами, которые ко­гда‑то выполняли градообразующие функции.

В 2013 году научно‑проектный центр «Интерра» Казанского государственного архитектурно‑строи­тель­ного университета разработал стратегический мастер‑план «Адмиралтейская слобода», содержащий новые идеи функционально‑пространственной организации территории, преобразования транспортной инфраструктуры, структуры занятости населения и структуры социально‑бытового обслуживания.

На основе мастер‑плана в 2014 году институт «Казгражданпроект» создал проект планировки территории «Старое русло реки Казанки и Адмиралтейская слобода».

В 1914 году отсечённый дамбами фрагмент Казанки (старое русло) включён в реестр водных объектов Российской Федерации и получил название «Адмиралтейский пруд». С 1956 года этот участок старого русла Казанки служил сточной канавой для промышленных сбросов. В следующем году был разработан проект его экологической реабилитации и начаты работы.

Определять все преобразования будет возвращение к жизни старого русла реки, а ключевыми объектами парка «Старое русло» станут Зилантов монастырь, Льнокомбинат, большинство корпусов которого се­го­дня не используются, но представляют собой архитектурную ценность, и музейно‑выставочный комплекс «Адмиралтейская верфь». Песчаный мыс продолжит парк с выходом на волжскую набережную.

Планирование парка«Старое русло»

Городские парки в шаговой доступности от жилья - неотъемлемая часть качественной городской среды. При выборе жилья именно это очень часто оказывается самым важным. В Казани сейчас реализуются муниципальные и респуб­ликанские программы, направленные на повышение уровня и качества озеленения, комплексное улучшение качества городской среды - «Зелёный рекорд», «Цветущая Ка­зань», «Год парков и скверов», «Год водоохранных зон». Несмотря на это, экологи, планировщики, представители туриндустрии отмечают нехватку обу­строенных парков и набережных в центральной части города, разрозненность элементов зелёного каркаса, малое количество услуг в парках.

Городской тематический парк «Старое русло» величиной в восемьдесят четыре гектара - главный смысловой элемент возрождаемой Адмиралтейской слободы, и он предназначен не только для обес­пе­чения рекреации, но и для презентации истории становления Российского флота. Учитывая масштаб территории, парк станет одним из важных элементов в общегородском зелёном каркасе.

Стержневой элемент каркаса парка - рекультивированный Адмиралтейский пруд и «Императорская аллея», связывающая парк Петрова (который предполагается переименовать в исторический сад «Красные ворота» и включить в состав парка «Старое русло») с Южными воротами (южный вход в парк со стороны «Песчаного мыса»). А высотная доминанта территории - расположенный на горе Зилантов Свято‑Успенский монастырь.

Планировочная, композиционная структура парка сформирована как взаимосвязанная система крупных комплексов, локальных объектов, открытых для пуб­лич­ного пользования отдельных тематических садов и архитектурно‑ландшафтных зон (террасный сад, те­атральный сад, фестивальное поле, зона аттракционов и прочие), где во всём (архитектуре, материалах, дизайне, навигации, колористическом решении) просматривается общая тема.

Объекты парка можно разделить на аттракционно‑зрелищные, историко‑познавательные и сервисные, поскольку качественное обслуживание посетителей во многом определит успех тематического парка.

Композиционно парк делится на две части железной дорогой. Главные входы в парк располагаются на севере (в комплексе с парком Петрова), на юге со стороны улицы Боевая и с восточной стороны по улице Несмелова. У входов будут площади для остановок общественного транспорта, распределения посетителей и стоянки автомашин.

Верхняя часть парка

В верхней части парка должны быть:

зона массовых мероприятий у Восточных ворот пара, центральная входная площадь с каскадными фонтанами, конечная станция конки и экскурсионных корабликов, многофункциональный комплекс «Кожгалантерейная фабрика» с площадью для проведения фестивалей, сад аттракционов с полем для массовых игр;

комплекс Льнокомбината с оранжереей экзотических растений, музеем Алафузова, Алафузовским те­атром, ресторанным комплексом и те­атральным садом с летней эстрадой;

физкультурно‑оздоровительная зона парка (спортивно‑игровой комплекс, открытые футбольные, баскетбольные, волейбольные, теннисные площади, экстрим‑парк и многофункциональное праздничное поле, лыжные и велосипедные маршруты на всей территории парка;

северный вход с зоной тихого отдыха (она занимает большую часть парка, развиваясь вдоль левого берега старого русла до южных парковых ворот, в ней небольшие выставочные павильоны, летний концертный амфите­атр, помещения для любительских занятий и читальни);

Свято‑Успенский Зилантов монастырь с монастырским садом.

Нижняя часть парка

В нижней части парка запланированы:

зона культурно‑про­светительских мероприятий у южного входа в парк с музейным комплексом «Адмиралтейская верфь»;

зона отдыха детей вблизи Императорской аллеи;

хозяйственная зона, для которой отводится участок на периферии парка со своим выездом на прилегающую улицу.

Планировочная структура парка организована с учётом его круглогодичного использования. На всей его территории будет двигаться конка. Летом действует также маршрут экскурсионных малотоннажных судов, как историческая реминисценция судов петровского времени.

Территория парка в целом муниципальная, в то время как часть садов и архитектурно‑ландшафтных комплексов может быть предоставлена в долгосрочную аренду инвесторам.

Парковое строи­тель­ство и государственно‑частное парт­нёрство

Се­го­дня в связи с неустойчивой экономической ситуацией в России и мире усиливается тенденция к активизации отношений государства и частного бизнеса. Инструментом такого взаимодействия стало государственно‑частное парт­нёрство. В мировой практике накоплено огромное количество реализации подобных проектов. Совместная деятельность в рамках государственно‑частного парт­нёрства основана на поддержке и стимулировании частных инвестиций бюджетными средствами и кредитными ресурсами. Возможно сов­мест­ное финансирование работ, при этом снижаются риски и затраты частных инвесторов на начальных этапах освоения территорий.

Один из ярких примеров государственно‑частного парт­нёрства при строи­тель­стве и эксплуатации парков - строи­тель­ство Диснейленда в Париже. Удалённый на три­дцать два километра от Парижа Диснейленд Резорт в городе Валь д'Эроп является копией Диснейленда, расположенного в США. В 1989 году было подписано многостороннее три­дцатилетнее соглашение между французским правительством, компанией Euro Disney (УК) и местными властями (пять муниципалитетов и один региональный орган власти). Правительство Франции взяло на себя расходы по строи­тель­ству парковой инфраструктуры (четыреста миллионов долларов) и станции трансъевропейского железнодорожного экспресса. Под строи­тель­ство парка компании «Walt Disney» были проданы 1,9 тысячи гектаров земли. В качестве финансовых преференций компании «Walt Disney» был предоставлен долгосрочный займ по льготным ставкам (семьсот семьдесят миллионов долларов) и субсидии на сумму три­дцать миллионов. Более того, для компании «Walt Disney» была установлена эффективная налоговая ставка, равная 5,5 процента вместо 18,6 процента. В свою очередь, компания «Walt Disney» спроектировала и построила парк, вложив сто миллионов долларов из собственных средств.

Открывшийся в 1992 году парк постоянно развивается. Се­го­дня в этот комплекс, состоящий из двух тематических парков, гостиничного комплекса, деревни с магазинами, кафе, ресторанами, увеселительными заведениями, кемпингом, ледовым катком, озером, двумя конференц‑залами, полями для гольфа и несколькими бассейнами, приезжает до десяти миллионов посетителей в год.

В России также начали создавать условия для государственно‑частного парт­нёрства, в том числе в строи­тель­стве и эксплуатации парков, и уже осуществляется ряд проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересный пример реализации программы государственно‑частного парт­нёрства на территории Новой Москвы, рядом с поселением Рязановское - проект парка реконструкции событий российской истории. В парке будут построены декорации для достоверного восстановления событий из разных эпох - крепости, дома в архитектурных стилях прежних веков. Кроме того, спе­циа­листы сделают насыпи, выроют траншеи и окопы. Парк площадью около ста пятидесяти гектаров будет строить частный инвестор - компания «RDI Group», а город возьмёт на себя сооружение транспортной инфраструктуры и инженерии.

{gallery}adm{/gallery}

«Старое русло» как тематический парк

Тематические парки - это современная глобальная индустрия (внешний и внутренний туризм, городская, региональная экономика), причём настолько экономически успешная, что здесь главное успеть «застолбить место». Тематические парки используют как инструмент продвижения и брендирования города. Доходность тематического парка несравнима с инвестиционной отдачей обычного парка культуры и отдыха.

Как правило, половину прибыли тематических парков дают посетители аттракционов, и другую половину - дополнительные платные услуги: парковка, общепит, гостиничный бизнес, продажа сувениров, проведение конференций и других коммерческих общественных мероприятий. Очень часто крупные торговые марки используют тематические парки как площадку для популяризации, продвижения и продажи своей продукции.

Времяпрепровождение в тематическом и обычном парке также различается рази­тельно.

Обычно тематические парки сочетают в себе природные рекреационные ресурсы (ландшафт, зелёные массивы, акватории) и развлекательные комплексы, обес­печивая посетителей разнообразным и увлекательным отдыхом. В тематическом парке взрослые и дети в форме игры перенимают информацию об истории и окружающем мире.

Примеры успешных тематических парков на историческую тему:

- исторический парк в Sovereign Hill (Австралия, на территории штата Виктория), посвящённый истории австралийской «золотой лихорадки», где каждую ночь проводится реконструкция восстания местных золотоискателей - Eureka Rebellion, произошедшего в 1854 году;

- французский парк исторических шоу‑спектаклей Le Puy du Fou, который посвящён истории Франции с древности до начала XX века.

В России индустрия тематических парков пока только зарождается. Примеры таких территорий именно на тему истории или окружающего мира - парк «Казачья станица Атамань» в Тамани, этнопарк «Кочевник» в Московской области на тему «Мир кочевых народов», а также «Сочи Парк», построенный перед Олимпиадой‑2014, где ключевой темой является культурное и историческое наследие России.

Если говорить о Парке «Старое русло», то общая концепция парка - презентация в увлекательной обучающей форме истории со­здания военно‑морского и торгового флота России.

То, что будет происходить в парке, должно соответствовать общей тематике и привлекать внимание всех категорий потребителей: взрослых, детей, пожилых людей, подростков. Согласно проектной задумке здесь могут проводиться и крупные городские события - фестивали, парады, ярмарки, городские праздники, и каждодневные бизнес‑мероприятия, выставки, конференции, мастер‑классы, кинопоказы, фотосессии.

Центральный тематический объект парка - музейно‑выставочный комплекс «Адмиралтейская верфь», музейная и архитектурная концепция которого подготовлена и началось проектиро­вание.

Как можно будет путешествовать в парке. Трамвай на конной тяге

Территория исторически играла роль въездного узла в город с западного направления - здесь проходил Старый Московский тракт (он начинался в месте, называемом Петрушкиным разъездом). Это была наиболее оживлённая точка в городе, куда курсировала первая конка, здесь размещалось первое трамвайное депо, было разворотное кольцо и отсюда до центра протянули первый трамвайный маршрут. До восьмидесятых годов XX века действовал трамвайный маршрут № 1. Предполагается воссоздать конку как туристический объект и внутренний транспорт парка.

Посещение парка может быть по следующему маршруту. Те, кто пришёл, садятся у Восточных ворот парка на прогулочные кораблики и плывут по Адмиралтейскому пруду с остановками у объектов притяжения до Южной входной зоны, затем пересаживаются на конку и возвращаются к восточному входу.

Скульптурные композиции

До 1956 года в Адмиралтейской слободе хранили уникальный памятник русского судостроения - галеру «Тверь», построенную в треть­ей четверти XVIII века. В 1767 году на ней путешествовала от Твери до Симбирска императрица Екатерина II. Это было двена­дцативёсельное судно длиной сорок семь и шириной восемь метров, богато обставленное и украшенное позолоченными фигурами. Там же хранился и катер императора Павла I, посетившего наш город в 1798 году. Поскольку эти реликвии сгорели, планируется их воссоздать и разместить на территории Музейно‑выставочного комплекса «Адмиралтейская верфь». Также рассматривается возможность размещения памятников императорам и орудия полуденного выстрела.

Этнографический музей под открытым небом

Древнее селение Бишбалта (в переводе - «пять топоров») ко­гда‑то было ядром Адмиралтейской слободы. В нём проживали татарские мастера по дереву - плотники, лесорубы, столяры, которые со временем стали специализироваться на строи­тель­стве речных судов разного типа.

Также в парке предлагается построить выставочный зал истории архитектуры Казани, причал туристических судов Адмиралтейского пруда, ресторанный комплекс «Эскадра» в виде пришвартованных кораблей и другие тематические объекты.

Тема воды и объектов, связанных с историей, судоходством, продолжается на территории Песчаного мыса.

Волжские ворота Казани и Песчаный мыс

Используя имею­щиеся вводные пути, до Казани можно добраться из пяти морей: Балтийского, Азовского, Чёрного, Каспийского и Белого (в шестидесятые‑семидесятые годы XX века словосочетание «Порт пяти морей» было брендом Казани). О том, что Ка­зань пока не имеет качественных выходов к Волге, водный потенциал города не раскрыт и отсутствует волжская панорама, в последнее время говорят много.

Волжская панорама города может быть сформирована высотной застройкой в Ново‑Татарской слободе, где нет ограничений по высотности, а также частично на территории Песчаного мыса, с сохранением коридора видимости с воды Свято‑Успенского монастыря на Зилантовой горе. Монастырь виден сквозь западную часть мыса четырёхсотметровым коридором между улицами Адмиралтейской и Набережной, и застройка в этом коридоре не должна закрывать вид на него.

В восточной же части мыса может быть архитектура более крупного масштаба и повышенной ­этаж­ности. Размещение двух крупномасштабных комплексов (на территории Песчаного мыса и в районе старого грузового порта), читаемых с воды и подчёркнуто фланкирующих историческое ядро с комплексом Кремля, позволит сформировать запоминающуюся волжскую панораму Казани как современного развивающегося города с уникальным историко‑культурным наследием.

Сейчас территория Песчаного мыса, расположенного непосредственно в береговой зоне, полностью свободна от застройки (общая площадь с учётом намыва и строи­тель­ства берегозащитных сооружений составляет 298 520,8 квадратных метров), доступна для транспорта и вполне может быть подключена к городским инженерным сетям. Именно здесь с точки зрения очерёдности может сформироваться выход города к воде. Кроме того, это место является въездной зоной (воротами) в город с западного направления, и образ застройки, архитектуры должен поддерживать это его значение. Для полноценного освоения территории необходимо строи­тель­ство береговой защиты и набережной протяжённостью четыре километра и триста три­дцать метров.

Поскольку на территории Адмиралтейства исторически располагалась верфь с сооружениями судострои­тель­ного комплекса, то здесь будут размещены объекты, связанные с водным спортом, туризмом, торговлей уникальными товарами (верфь, маяк, рыбный базар, орудие «Полуденный выстрел», яхтенная школа). Эти объекты в западной части мыса будут не выше пяти этажей и сохранят обзор Зилантова монастыря. В восточной же части территории планируется сформировать жилой комплекс «Песчаный мыс» повышенной ­этаж­ности.

По кромке береговой линии формируется обу­строенная набережная с несколькими маринами (яхтенными гаванями), пешеходными прогулочными пространствами, туристическими пристанями.

Как вдохнуть жизнь в территорию Льнокомбината

Комплекс Льнокомбината выгодно расположен на берегу старого русла Казани. Реорганизация этого района - шаг к качественному развитию города.

Се­го­дня, на этапе постиндустриализации, недействующие промышленные территории города скрывают большой резерв. Надо восстановить на заброшенной, деградирующей территории социальную активность, наполнить её жизнью. А для этого создать качественную среду обитания.

Мировой опыт оживления промышленных и хозяйственных зон довольно обширен и в разной степени эффективен. Самый распространённый подход - снос неиспользуемых промышленных зданий и сооружений, складов с последующей застройкой высвободившихся территорий. Такой подход подразумевает необходимость значительных инвестиций, в том числе из государственного бюджета. Другой, более гибкий и менее затратный подход, подразумевает принадлежность части объектов к культурному наследию и включение их в городской архитектурный ансамбль. То­гда предусматривается более щадящая форма преобразования и сохранение архитектурного облика.

Самый молодой, но набирающий популярность подход - «bottom‑up», то есть преобразование «снизу». Такие проекты требуют значительно меньших финансовых вливаний, затрагивают только местные ресурсы и вовлекают местных активных горожан. Ключевые инструменты реализации подобного подхода - разнообразные инициативы по временному использованию зданий и обустройству общественных пространств. Яркий пример - «Гейдельбергский проект» в Детройте, где заброшенные кварталы благодаря усилиям художников и местных жителей превратились в художественную галерею под открытым небом.

В последние годы подобные проекты осуществляются в Москве и Санкт‑Пе­тербурге. Здесь очень популярными стали Центр современного искусства «Винзавод», арт‑кластер «Красный Октябрь», центр дизайна ARTPLAY, дизайн‑завод «Флакон», лофт‑проект «Этажи», креативное пространство «Ткачи» и некоторые другие пространства.

Комплекс Льнокомбината обладает огромным потенциалом для наполнения его жизнью. Большинство его корпусов не используется, а некоторые из них принадлежат к культурному наследию. Это даёт возможность переориентировать старые промышленные постройки, сделав их привлекательными благодаря культурно‑исторической ценности. К комплексу нужно применить многофункциональный подход с точным балансом между коммерческим и общественным использованием возрождаемого пространства. Здесь также предполагается создать музей Алафузова.

Когда можно создать задуманный парк?

Если говорить о реальных сроках поэтапного градострои­тель­ного восстановления территории, то к трёхсотлетнему юбилею Адмиралтейства в 2018 году можно построить Музейно‑выставочный комплекс «Адмиралтейская верфь» и верфь исторических судов на Песчаном мысу, временно разместив возле неё орудие «Полуденный выстрел» (впоследствии предполагается переместить его на южную оконечность мыса).

За 2017 - 2022 годы можно полностью построить парк «Старое русло», в это же время необходимо соорудить объекты береговой защиты. Завершить со­здание всего задуманного (вместе с реконструкцией Льнокомбината, строи­тель­ством жилого комплекса «Песчаный мыс» и всех объектов на мысу) можно к 2028 году (310‑летие Казанского адмиралтейства).

Закирова Юлия Александровна - доцент кафедры градострои­тель­ства и планировки сельских населённых мест Казанского государственного архитектурно‑строи­тель­ного университета, кандидат архитектуры.

Латыпова Мария Сергеевна - ассистент кафедры градострои­тель­ства и планировки сельских населённых мест Казанского государственного архитектурно‑строи­тель­ного университета.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев