Паром «Волгарь» в истории Казани
Волга для меня, коренного казанца, не просто могучая река, географический объект — это живой организм со всеми атрибутами, в том числе, транспортными. С жизнью на этой реке связана история всей моей семьи, начиная с деда и бабушки. Они завели обычай: каждое лето снимать дачу в Верхнем Услоне, гористом поселении на правом берегу. Эту традицию продолжала и моя мама. Более того, утром 22 июня 1941 года, в день объявления войны, наша семья находилась на площади у речных пристаней.
Вадим ПЕЧНИКОВ
Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Волга для меня, коренного казанца, не просто могучая река, географический объект — это живой организм со всеми атрибутами, в том числе, транспортными. С жизнью на этой реке связана история всей моей семьи, начиная с деда и бабушки. Они завели обычай: каждое лето снимать дачу в Верхнем Услоне, гористом поселении на правом берегу. Эту традицию продолжала и моя мама. Более того, утром 22 июня 1941 года, в день объявления войны, наша семья находилась на площади у речных пристаней. Мы направлялись в Услон, на дачу, как ранее и планировалось. Все наши пожитки находились на телеге, ведомой коричневой лошадкой. В это время из всех уличных громкоговорителей передавали речь председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова о вероломном нападении фашистской Германии.
На коротком семейном совещании, прямо на месте, было принято смелое решение: несмотря ни на что — ехать! Но как через Волгу добраться до Верхнего Услона? Единственным транспортным средством, перевозившим людей и повозки, был паром «Волгарь». Именно о нём-то и поведём далее речь.
В конце XIX — начале XX веков было трудно переправляться на другой берег Волги, в частности, под Казанью, на вёсельных деревянных лодках. И дело не только в том, что многие казанцы имели за Волгой сады и дачи, но и увеличивался поток людей, следовавших из центральной части на восток, на Урал, Сибирь и обратно. Однако прямого судоходного сообщения не существовало. Не было ещё и железнодорожного моста через Волгу. Он был открыт лишь в 1913 году.
Паром для обслуживания казанцев и их гостей был построен в Швеции в 1895 году по заказу нашего земляка, купца Савелия Ковалёва. Как один из наиболее состоятельных тогдашних «бизнесменов», к тому же приверженец технических новаций, он заказал паром в Стокгольме. Оттуда его доставили частями на баржах через Мариинскую водную систему в город Сормово. Там судно собрали и направили к месту приписки в Казанское пароходное общество волжских линий «Самолёт», совладельцем которого являлся господин Ковалёв.
В первой половине ХХ века паром был главным средством сообщения между Казанью и Верхним Услоном и единственным крупным судном на этом маршруте, его ещё называли «перевоз» — такой термин совершенно точно определяет сущность данной новации.
По меркам дореволюционного времени это был просто чудо-пароход! Сохранившиеся сведения позволяют представить некоторые его технические достоинства. Оригинальный металлический корпус (и носовая, и кормовая его части имели одинаковую, эллипсоидно‑округлую, форму), целых четыре винта, скорость — около 15 километров в час, грузоподъёмность — 75 тонн. Работал паром на мазуте, мощность достигала 180 лошадиных сил. При небольшом ледоставе мог быть ледоколом.
Но самым замечательным свойством по праву считалась большая вместимость судна — до трёхсот человек и тридцать подвод одновременно, а впоследствии и автомобилей, в основном — полуторок‑грузовичков «ГАЗ».
Места для пассажиров были двухъярусными: и в носовой его части, и на корме имелись сидения в трюме, и открытые места — на палубе. Первым капитаном «Волгаря» был Н. Ноговицын. Долгие годы капитанствовал на «Волгаре» А. Рыбакин из Набережных Моркваш.
Расписание движения парома определялось в зависимости от времени года. Обычно рейсы совершались каждые два часа, начиная с 4-х утра, от Верхнеуслонской пристани. Последний рейс с правого берега начинался в 8 часов вечера. Лишь паводок вносил в это расписание свои коррективы. Весной и осенью первый и последний рейсы отменялись.
В Казани паром приставал у пристаней, называемых «Бакалдой». (Старинное слово «Бакалда» означало небольшой залив, озеро, заполнявшиеся талой водой во время весеннего половодья.) Туда из города, точнее от железнодорожного вокзала, можно было доехать за пятнадцать‑двадцать минут на трамвае первого маршрута («единичка») до конечной остановки «Дальнее устье» (имелось в виду устье реки Казанки).
Время собственно переезда с берега на берег занимало всего около двадцати минут! Но не надо забывать, что ширина Волги у Казани в те годы была относительно небольшой: в районе Верхнего Услона где-то около трёх-четырёх километров. К тому же к осени река сильно мелела. На участке между левым, казанским, берегом, где находилась станция Старое Аракчино, и Верхним Услоном (правый берег) к концу лета вырастала длинная — около двух километров — песчаная коса-отмель с многочисленными заливчиками, кишащими мальками-рыбёшками. Откуда появилось такое препятствие? Рассказывают, что когда-то в этом месте затонула баржа, и при быстром тогда течении реки её стало постепенно засыпать песком. Всё это, безусловно, затрудняло судоходство.
Стоимость билета на паром составляла от пяти до десяти копеек, провоз багажа — до пятидесяти копеек в зависимости от величины. Переправа лошади или крупного скота — «по 10 копеек с головы». Все цены были вполне доступны человеку среднего класса.
Здания стационарного речного порта, как такового, не существовало. И в Казани, и тем более в сельской местности, местом погрузки-выгрузки и пассажиров, и транспортных средств служили большие деревянные баржи-дебаркадеры. Они соединялись с берегом дощатыми мостками-настилами.
После революции пароходное сообщение между Казанью, Верхним Услоном, Печищами и другими правобережными населёнными пунктами на некоторое время прервалось. Судно участвовало в Гражданской войне, его активно использовали красные части. И именно красногвардейцы присвоили парому имя «Волгарь» (до тех пор он оставался безымянным). Позднее паром ходил агитационным пароходом по Волге и Каме.
Когда же мирная жизнь вошла в нормальное русло, «Волгарь» вернулся на своё старое рабочее место и верой и правдой прослужил горожанам ещё более четырёх десятков лет.
Многим людям старшего поколения и сегодня памятен специфический, тонкий, пронзительный гудок «Волгаря» (гудок у него был паровой). Лето 1941 года мы с мамой и бабушкой прожили в Верхнем Услоне. Другой член семьи — мамина родная сестра — Вера Николаевна Печникова — уже в июле, как врач, была призвана в Красную Армию, и закончила военную карьеру в чине майора лишь в 1946 году в Кёнигсберге. Мне было всего семь лет, но я хорошо помню, как однажды «Волгарь», следуя вдоль берега, долго‑долго издавал какие-то особенно печальные, непрерывные гудки: это было прощание с услонскими «новобранцами», мобилизованными на фронт. Ведь все военные годы он был, по сути, «траурным пароходом», увозившим новобранцев от родных мест, от семейных очагов. И каждый раз с тревогой и болью смотрели на него сельчане. Трудная миссия выпала на долю капитана «Волгаря» и его команды, в число которых входили машинист А. Бобонин и девушка-матрос К. Белякина. Потом уже на «Волгарь» стали смотреть с радостью и надеждой: ведь с каждым рейсом возвращались домой солдаты-победители.
«Волгарь» иногда выполнял и развлекательную миссию, перевозя желающих отдох-
нуть и поразвлечься на остров «Маркиз» — очень популярное в те годы место летнего отдыха казанцев. «Маркиз» располагался напротив тогдашних казанских пристаней и районного центра Верхний Услон. Он был невелик — 1000 на 350 метров. На его южной стороне располагалось два залива: глинистно-болотных, с рогозом на водном урезе и тополино‑ивовой рощицей на восточной оконечности. Для удобства граждан на «Маркизе» были устроены палатки, шалаши и даже стационарные постройки — хорошо сплетённые из ивовых прутьев беседки-хижины. На острове продавали мороженое, квас и газированную воду. Организовывались массовые гуляния и физкультурные мероприятия, командные игры, танцы. На импровизированных костровищах жарили тут же пойманную рыбу или варили уху. По праздникам часто приезжали оркестр и мастера по производству салютов. К сожалению, после заполнения Куйбышевского водохранилища волжская вода затопила значительные участки прежней береговой линии, и знаменитый «Маркиз» практически исчез.
В первой половине ХХ века по Волге ходили четыре парома, подобные «Волгарю». Так, в Горьком (Нижнем Новгороде) курсировал паром «Окарь». Но только наш легендарный казанский «Волгарь» дожил до преклонных лет. Он прослужил до 1956 года, пока уровень Волги не поднялся и плавание по «рукотворному морю» на дореволюционном пароме стало небезопасным.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев