Платок Фариды
Вся жизнь Фариды Мухамедовны была служением наследию. В самые сложные кризисные годы она делала для его сохранения всё, начиная с бесплатных экспертиз и заканчивая бесплатными лекциями для просвещения любознательных. Она была одним из тех, кто обосновывал программу реконструкции центра в начале 2000‑х, когда при расселении ветхого жилья памятники должны были пойти на ремонт — именно эту часть. Участвовала в экспедициях, вела мониторинг, разрабатывала важнейшие охранные документы. Она написала Стратегию наследия Татарстана
Фото Гульнары Сагиевой
27 июня безвременно ушла из жизни Фарида Мухамедовна ЗАБИРОВА — председатель Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, известный архитектор, автор и большой друг журнала «Казань» с самого первого номера…
Уйти в мир иной и со всеми близкими и друзьями успеть незадолго до этого попрощаться — ведь так могут только очень светлые люди. Две недели в больнице она нам звонила, и мы все с ней говорили, говорили обо всём на свете. Ожидали скорой выписки. Но увы…
...А многие, оказывается, и не знают о Фариде Забировой и её высокой миссии правды, или не хотят знать... Горького читать, как несведущие в наследии люди эмоционально пишут в сети, не стесняясь, какие-то неуместные сведения о том, чего не было вовсе.
Вся жизнь Фариды Мухамедовны была служением наследию. В самые сложные кризисные годы она делала для его сохранения всё, начиная с бесплатных экспертиз и заканчивая бесплатными лекциями для просвещения любознательных. Она была одним из тех, кто обосновывал программу реконструкции центра в начале 2000‑х, когда при расселении ветхого жилья памятники должны были пойти на ремонт — именно эту часть. Участвовала в экспедициях, вела мониторинг, разрабатывала важнейшие охранные документы. Она написала Стратегию наследия Татарстана. Ей мы обязаны списком и обоснованием исторических поселений в республике. Она тащила на себе огромный пласт работы с казанскими памятниками так называемого частно-государственного партнёрства. Многочисленные проекты, авторский надзор, неусыпная бдительность за процессом реставрации, ... а уж когда мы дожили до опыта воссоздания памятников, она радовалась и сияла — и урезонивала критиков: ведь каждый опыт — это опыт, говорила она, и с медведем на Северном полюсе можно договориться ради спасения наследия. И мы шли договариваться. Иногда, и правда, успешно.
В позапрошлом году «Школа горожанина» с её участием прошла с большим успехом, многие горожане постигли невидимый прежде смысл в сохранении нашей археологии, архитектуры, открыли для себя понятия «культурный слой», «регламенты», «охранная зона». В институтах она читала лекции на курсах повышения квалификации, на курсах экскурсоводов, выступала на конференциях, без устали воспитывала реставраторов в архитектурном университете. Ей постоянно звонили журналисты спросить, чем реставрация отличается от реконструкции, а редевелопмент от застройки. Она постоянно участвовала в методическом совете по реставрации при Министерстве культуры и была самым активным его участником. А совет собирался с 2011 года еженедельно, проектов на рассмотрение шло много, и все сложные. Методсовет — это общественный орган, такое же явление, как и ВООПИиК в целом, за это не платят, субсидий не дают, наоборот, об этом труде никто и не знает и потому оценить его никто не может, кроме специалистов. Сколько грамотных решений было выработано нашими реставраторами, благодаря профессиональному обсуждению, сколько выездов на объекты мы проводили чтобы технологи и методологи смогли найти верный подход в тонких нюансах реставрации...
И, конечно, все дома «Том Сойер Феста» в Казани, все 16, Фарида Забирова курировала и помогала волонтёрам найти нужных спецов для решения узких конструктивных или технологических задач. На критику реагировала с добром, была открыта к диалогу, даже номинировала некоторых критиков на премии и помогала издавать им книги. «Не боюсь я никого, кроме Бога одного», — говорила она.
Эти горькие слова писать мне стоит особых сил, потому что есть, есть незаменимые люди, и бывают невосполнимые утраты. Когда человек тебе повязывает в поездку шейный платок и говорит, верни, это мой любимый, а потом дарит тебе солнечные очки, книги, сумочки, столько всего, что ты вовек не вернёшь ни того, что дарено, ни того, что дано на время. Возвращать можно только нематериально — личным вкладом в общее дело, хотя бы немного близким по объёму к её, энергией, хотя бы немного похожей на её энергию по силе, и добром к людям. Надеюсь, что таким же, вложенным в сердце накрепко.
Сейчас, когда наша отрасль совсем развалена невеждами, и никаких научных и технических советов давно никто не проводит, отдавая всё на откуп заказчикам и формальному согласованию по набору нужных документов — именно сейчас наступило время говорить о проблемах. Но некому говорить. Мы осиротели. Мы, как говорится, «дальше сами». Последние наши встречи с Фаридой Мухамедовной касались больших планов по развитию общества охраны памятников, новым шагам на основе большого опыта. Мы будем продвигать её идеи и сделаем то, о чём успели договориться, я верю в это. Фарида научила нас любить и верить несмотря на то, что происходит вокруг — ведь всё течёт и всё меняется, и люди меняются тоже, иногда даже к лучшему. Особенно — к лучшему. Если искренне верят и любят.
Фото Юлии Калининой
***
На закате всё небо — платок Фариды,
Переливчатый шёлковый дым.
На маршрутах её всё поля да ручьи,
Чепчуги, Бирюли, Куркачи.
Уходя уходи, оставаясь — играй,
До локтей засучив рукава.
Бугульма, Саралы, Заказанье, Кырлай,
Города вы мои, острова...
Берега вы мои, облака, дерева,
Мы сажаем леса и сады,
Белоглазые звёзды идём согревать,
Укрывая платком Фариды.
Синий вол, красный лев и орёл золотой
Повстречают того, кто в пути,
Кто отчаялся эти маршруты найти,
Чтобы их разделить с Фаридой.
Как на кладбище тесно! Стоят под дождём
Древний Болгар, Биляр, Курнали.
Из земли мы выходим и в землю уйдём,
И на небо взойдём из земли.
...То не флаг на флагштоке задорно горит,
И не парус алеет в казанском порту,
Зеленея на время намаза.
Если будешь рассказывать, всем говори:
«Это реет над миром платок Фариды —
Многоцветье, приятное глазу».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев