Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Праздник «Гусиное перо» пришёл в Казань

Журнал «Казань», № 1, 2018 Недавно в Старо-Татарской слободе впервые за много лет провели татарский народный праздник «Гусиное перо». Его организовали префектура «Старый город», Фонд развития Старо-Татарской слободы и благоустройства озера Кабан и гостинично-развлекательный комплекс «Татарская усадьба».

И хотя это было только театрализованное представление, гуся ощипали по-настоящему и соблюли главные элементы действа. И угощение было вкуснейшим!

Праздник собрал многих известных деятелей национальной культуры. Народная артистка России и Татарстана Венера Ганеева предложила провести летом на набережной озера Кабан праздник песни, а инициатор представления «Гусиное перо» Зуфар Гаязов сказал, что эту замечательную идею горячо поддерживает. Председатель Государственного комитета Республики Татарстан Сергей Иванов считает, что такие праздники привлекут внимание очень многих казанцев и гостей города.

Об этом празднике я узнал из книги «Татары Среднего Поволжья и Приуралья», когда в начале семидесятых заинтересовался родной культурой. До этого мне, городскому жителю, выросшему в русской среде за пределами Татарстана, не приходилось ни видеть это весёлое действо, ни слышать о нём.

Попросил знакомую писательницу Диляру Зубаирову найти мне село, где ещё сохранилась эта традиция, праздник, который также называют «Гусиная помощь». Так я оказался в селе Чалпы Азнакаевского района Татарстана.

Увиденное привело меня в шок. Как это, такой роскошный зрелищный праздник мало кому известен?!

С раннего утра во всей деревне царило оживление.

{gallery}soyer{/gallery}

Женщины собирались стайками в нескольких домах. Мужчины ходили кругами вокруг этих изб. Некоторым из них было поручено забить гусей. Во дворе дома, где намечалась съёмка, подготовили к ощипыванию сорок гусей.

Накануне хозяйка договорилась с родственниками и соседками, что они придут к ней помочь с обработкой птицы. И действо началось. В атмосфере шуточных песен, дружеских приколов и несмолкающего смеха летел пух, выщипывались перья. Неженатые мужчины в это время заглядывали в окна. По традиции считалось, что во время «Каз омэсе можно подобрать себе надёжную работящую невесту.

Часа через три гусей ощипали, и вся участвовавшая в этом команда, повесив тушки на коромысла, двинулась за околицу, где протекала речка. Обмыв все тушки в проруби, кавалькада с песнями под гармонь вернулась в дом.

Все уселись вокруг самовара. Был подан огромный балиш с мясом гуся. После чайной церемонии молодёжь до позднего вечера искренне веселилась - пела песни и плясала под гармонь.

Вернувшись в Казань, я стал предлагать фоторепортаж в республиканские газеты. Поскольку до меня такие снимки нигде не публиковались, редакции отказывались их брать, дескать, я хочу пропагандировать религиозные традиции. Религиозного в этом обряде было лишь чтение небольшой молитвы перед забоем гусей.

Осмелился на публикацию только журнал «Азат хатын» (современный «Сююмбике»), разместив снимки на обложке и двух разворотах внутри издания.

В последующие годы этот праздник начали снимать и мои коллеги. Газеты и журналы Татарстана охотно публиковали фотографии на эту тему.

Через много лет фотографии этого праздника украшали экспозиции моих персональных выставок в дальнем зарубежье.

Вот почему я считаю себя первооткрывателем обряда «Каз омэсе» для прессы нашей республики.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев