С верой на воскресение
Автор журнала — известный казанский звонарь рассказывает об одной из важных традиций колокольного звона.
Автор журнала — известный казанский звонарь рассказывает об одной из важных традиций колокольного звона.
Каждый знает, какие сильные впечатления может производить колокольный церковный звон при особенных обстоятельствах и душевных настроениях человека.1
(Н. И. Оловянишников)
Один из старинных канонических колокольных звонов — погребальный или проводной. Здесь используются два вида русского православного звона — перебор и трезвон. Перебор — медленные удары по одному разу в каждый колокол от малого до самого большого, он символизирует жизнь человека от рождения. После перебора колоколов производят одновременный удар во все колокола, что символизирует конец земной жизни. Перебор, имеющий скорбный характер, и следующий за ним удар «во вся» могут повторяться неоднократно. Вторая часть — краткий трезвон, как правило, звучит светло и радостно. Он выражает христианскую веру в воскресение и вечную жизнь души усопшего.
Наш земляк, Степан Васильевич Смоленский (1848–1909) — исследователь древнерусского церковного пения, палеограф, хоровой дирижёр и педагог, в своей работе «О колокольном звоне в России», опубликованной в 1907 году, оставил уникальные воспоминания о казанских звонах. О погребальном звоне он пишет:
«После первой части звона, состоящей из многократного повторения этого периода, следует вторая часть звона «во все». Но в этой второй части уже не слышны те переборы малых колоколов, которые так задорны и веселы в других звонах. Сама нескладица аккордов в первой части, часто слышимая на нестройных колоколах, не режет ухо слушателя, увлекаемого в этом звоне оригинальными его ритмическими контрастами. Знатоки ценят тут артиста — звонаря по тому diminuendo, которой трудно сделать на крупных колоколах, по равномерному увеличению пауз при переборе, и — по силе дружного удара «во все». Знатоки ценят также и вторую часть этого звона, после бывшего Largo. Тут у опытного звонаря в так называемом «проводе» должна быть сначала очень умеренная скорость, должны быть не однажды проведены темы «заупокойного» перезвона. Хорошие звонари иногда производят в этом звоне сильнейшее впечатление. Умелые паузы и громкие аккорды в первой половине прямо бьют по нервам... Они полны глубокого трагизма. Во второй части душевная рана врачуется необычайно уместным «тихим» звоном...»2
Звон при погребении иереев, иеромонахов, игуменов, архимандритов и архиереев несколько отличается. По уставу совершают сначала 12 ударов в большой колокол, потом — трезвон, по прочтении разрешительной молитвы при троекратном возгласе «Вечная память» — новый трезвон. При выносе тела из храма — снова перебор и в завершении — трезвон.
В настольной книге звонарей «История колоколов и колокололитейное искусство» Николая Ивановича Оловянишникова (1875–1918) упоминается о колокольных звонах в знак траура в связи со смертью русских царей:
«Так, например, из летописи мы видим, что по случаю кончины царя Михаила Феодоровича 1645 г. «весь тот день от преставления царского и до погребения благовест был в большой колокол».
Миниатюра Лицевого летописного свода.Шумиловский том. 1472. Молебен у гроба преосвященного митрополита Петра чудотворца.Надпись: «Во вторый ж дне часа того иуня в 1, совершивше утренюю, повелеша звонити во вся колоколы и начаша молебен».
«В былине «Смерть Ивана Грозного» говорится, когда умер царь «как ударили да в большой колокол».
«Иностранец Масс, бывший в Москве в смутное время, пишет: “На носилках принесли тело царевича Димитрия из Углича и на них же оно было положено в Архангельском соборе. Я не думаю, чтобы в это время в Москве был хотя один колокол, который бы не гудел. Люди были оглушены звоном в колокола, а как только мощи поставили в собор, так и стали происходить над некоторыми чудесные исцеления».
«В выписке о кончине Царя Иоанна Алексеевича говорится: «А до выноса тела Великого Государя из хором в церковь Архангела Михаила, на Ивановской колокольне был благовест также и во время выноса тела его, Государя, к той церкви был звон по обыкновенному чину тихогласно».3
Широко известна миниатюра Лицевого летописного свода, где изображён благовест в 1000-пудовый очепный колокол, который был лит Николаем Фрязиным (он же Николай Немчин) и «поставлен на деревянную колокольню». Этот колокол оповестил о смерти Василия III 4 декабря 1533 года. До конца XVII века в нашей стране, наряду с язычным, существовал и очепный способ звона. Язычный, когда удар производится языком в неподвижно закреплённый колокол — принадлежность только русского православного звона. Очепный был заимствован у Западной Европы, где раскачивали колокол, который сам ударялся о свободно висящий язык. Очеп — длинный шест, при помощи которого производился звон. Очепный звон сохранился до наших дней в Псково-Печерском монастыре. Три больших благовестника знаменитой звонницы — очепные.
В «Истории колоколов» указан год официального введения похоронного звона в Западной Европе — 703 год. В книге приводятся примеры колокольного звона в случае эпидемий. Так, «во время чумы, свирепствовавшей в 1427 году в Страсбурге, колокол, называемый Святой Дух, дал трещину благодаря усиленному звону по случаю многочисленных похорон...»4
В России во время эпидемий всегда прибегали к усиленному колокольному звону, совершали Крестный ход и служили молебны. В «Краткой истории города Казани» казанского историка Михаила Самсоновича Рыбушкина (1792–1849) сообщается о событиях 1654 года:
«Во время морового поветрия в Казани подняли икону Смоленской Божией Матери. Когда икона была внесена в воскресенские ворота, то по всем церквям приказано было начать колокольный звон, который продолжался до тех пор, как чудотворный лик обнесли вокруг стен кремлевских».5
1 Оловянишников Н. И. История колоколов.
2 Смоленский С. В. О колокольном звоне в России. Музыка колоколов.
3 Оловянишников Н. И. История колоколов.
4 Там же.
5 Рыбушкин М. С. Краткая история г. Казани.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев