Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Самая радушная ёлка — в Ратуше!

Когда вечером на площади зажигают фонари и включают подсветку зданий, этот дом превращается в итальянское палаццо. Хочется заглянуть за шторы в высокие окна. А что там? В Колонном зале, под ослепительными ледышками огромной люстры, сверкает украшениями лесная красавица, а вокруг неё Дед Мороз со Снегурочкой водят хоровод. Дети восторженно хлопают в ладошки. Их радость передаётся взрослым, которые в новогодние праздники тоже становятся немножко детьми. Они с умилением вспоминают свои ёлки и подарки в бумажных кульках…

В новогодние праздники Казанская Ратуша становится похожей на сказочный замок.

Фото Марины Волконадской

 

Фото Юлии Калининой

Дина Латфуллина — гостеприимная «хозяйка» Казанской Ратуши.

Интересное место
На площади Свободы, бывшей Театральной, хорошо «читается» вся история нашего города, писанная в камне: протяжённое здание КАИ с пропеллерами на фасаде стоит на месте Главной почтовой конторы, где должны были отмечаться все проезжающие (был среди прочих и Пушкин); белоколонный Театр оперы и балета, построенный пленными немцами там, где до революции си­ренью благоухал сад с Державиным в римской тоге; напротив — Ленин в пальто с ныне пустующей трибуной. Когда-то на ней принимали майские и ноябрьские демонстрации первые секретари Татарского обкома, а принаряженные казанцы с транспарантами, шариками и искусственными цветами на веточках нестройными рядами проходили по этой площади, выкрикивая лозунги в поддержку курса партии. За спиной вождя разбит скверик, именно здесь находился театр, который «свёл с ума» Федю Шаляпина, доставшего грошовый билетик на галёрку. В глубине площади — зелёная «сталинка» с метровыми буквами на крыше «Миру — мир» и строгое здание Кабмина Татарстана. По правую сторону — Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева с органом, где не только музыка звучала, но также проходили инау­гурации президентов Татарстана и чествования юбиляров. На этом казанском пятачке переплелись политика и культура. Всё, что происходило в стране, зеркально отобразилось здесь. 
Но самым старым и приметным домом дворцовой архитектуры — итальянское палаццо в центре Казани! — остаётся здание Дворянского собрания, которое после реконструкции обрело статус Казанской Ратуши.

Благотворительная ёлка от имени мэра Казани. 

фото Марата Мугинова

— Я работаю здесь с самого открытия, которое состоялось в 2005 году после масштабной реконструкции, длившейся с 1997 года, — рассказывает Дина Анваровна ЛАТФУЛЛИНА, «хозяйка» Казанской Ратуши. — Город готовился к празднованию Тысячелетия, и такое знаковое здание в центре столицы, конечно, необходимо было привести в порядок. Благодаря федеральной целевой программе «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани» нашлись средства на дорогостоящую реконструкцию. Прежний руководитель Анна Нифантьевна Романова проделала огромную работу по организации и проведению реставрации такого сложного объекта. При мне происходило становление Ратуши как административного здания, со всеми своими функциями представительского здания мэрии г. Казани.
Перед реконструкцией были проведены историко-архивные исследования, чтобы не исказить замысел архитекторов, построивших этот особняк в 1854 году для Дворянского (Благородного) собрания. По материалам, сохранившимся в Российском историческом госархиве в Санкт-Петербурге и Национальном архиве РТ, восстановили фасад и внутреннее убранство. Конечно, не обошлось без улучшений. Старый проект немного осовременили и органично добавили купольный этаж. 
— Дом — уникальный, со своей богатой историей, в которой отразились все события большой страны. Сначала Дворянское собрание, потом Дом крестьянина, красноармейца, в послевоенное время — Дом офицеров Казанского гарнизона и, наконец, Казанская Ратуша. Вместе с названием менялись задачи и функции здания. Дом, как и в былые времена, наполнен жизнью. Здесь постоянно что-то происходит. Мэр Казани проводит встречи с высокими гостями столицы и делегациями; собираются комиссии Городской Думы, где решаются насущные вопросы большого города, чтобы сделать жизнь казанцев лучше и комфорт­нее; заседают депутаты и представители бизнес-сообщества. В Казанской Ратуше устраиваются различные общественные, экономические и культурные мероприятия, проходят концерты классической музыки и художественные выставки. Первые лица республики используют эту площадку для торжественных встреч и переговоров. Не раз здесь бывали Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Анатольевич Медведев, Михаил Владимирович Мишустин и другие высокопоставленные чиновники. Но есть также открытые мероприятия, которые охотно посещают казанцы. На первом этаже постоянно работает галерея, где выставляются современные казанские художники и скульпторы.
С большим успехом в Ратуше прошло несколько фотовыставок, оставивших заметный след в культурной жизни Казани. Выставка голландского фотографа Гисберта Ханекроота «От АББЫ до ЗАППЫ. Рок-фотография 1970-х». Ему позировали Джон Леннон, Мик Джаггер, Род Стюарт, Боб Марли, Джо Кокер и другие мировые звёзды. Мастер пытался взглянуть глубже сценического образа и запечатлеть не звезду, а личность. Фотовыставка «Время колокольчиков. Герои русского рока» — проект о главных музыкантах ленинградской рок-сцены конца 70-х. Среди гостей был Сергей Бугаев (больше известный под псевдонимом Африка) — харизматичный участник ленинградского рок-движения и герой представленных фоторабот. Выставка известного российского фотографа Валерия Плотникова «Высоцкий, Марина, Друзья», в открытии которой принял участие народный артист России Сергей Безруков. Фотовыставка, посвящённая 30-летию культового фильма «Игла», на открытии которой присутствовал режиссёр картины Рашид Нугманов. 

Высоцкий живёт в песнях, фильмах и фотографиях.

Фото Марата Мугинова

Все звёзды в одном альбоме!

Фото Марата Мугинова

Говорит Африка…

Фото Марата Мугинова

Стены помнят
В Колонном зале в разные годы пели Собинов и Вертинский, играли Скрябин и Рахманинов, читал монологи Василий Качалов, в жёлтой женской кофте на сцену выходил Маяковский и бросал в зал червонцы образов: «В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей», «Я сошью себе чёрные штаны из бархата голоса моего». Лёжа на чёрном рояле, Давид Бурлюк выкрикивал свои стихи из книжки «Дохлая луна», а эгофутурист Игорь Северянин в смокинге читал нараспев «Ананасы в шампанском». 15 сентября 1909 года «для дорогих земляков» здесь звучал покоривший искушённую ев­ропейскую и столичную публику бас Фёдора Шаляпина. Зал был полон, открыли окна, чтобы не попавшим на концерт и толпившимся на улице горожанам тоже было слышно. 
Как следует из «Путеводителя по достопримечательностям Казани», изданного в 1982 году: «По своему внутреннему убранству и замечательным акустическим данным Колонный зал Дома офицеров и по сей день является одним из лучших в городе». А в книге, описывающей памятники истории и приметные дома нашего города, выпущенной в издательстве ­«Искусство» в 1978 году, сказано: «Дом дворянства служил преимущественно местом встреч “высшего общества”». Здесь устраивались балы, вечера, концерты, маскарады, парадные приёмы и званые обеды, различные празднества. В рассказе Льва Толстого «После бала» необычайно точно отражена атмосфера беспечного веселья, царившая на таких вечерах: «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыкантами — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливное море шампанского. Хоть я и охотник до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках».

Балы вернулись
Невероятно, но сегодня в бывшем Дворянском собрании вновь устраивают балы! Всё, как и раньше: бальные платья, фраки, веера…
— Идею возродить дворянские балы предложила директор лицея имени Лобачевского Елена Германовна Скобельцына. Выпускные классы с восторгом поддержали её, и теперь каждый год в Колонном зале Казанской Ратуши — бал! Лицеисты, отложив в сторону мобильники, примеряют на себя костюмы той романтической эпохи и вживаются в образы барышень и кавалеров. Они разучи­вают с хореографом сложные бальные танцы и как бы перемещаются во времени. Когда это грандиозное событие происходит, то, кажется, что идут съёмки исторического фильма. Затем со своими учениками к «бальному движению» подключилась директор лицея при Академии наук Татарстана Татьяна Виниаминовна Беспалова, историк по специальности. Глядя на них, и другим школам тоже захотелось. Например, гимназия № 19 проводит у нас бал первоклассников.

«Средь шумного бала, случайно…». Фото предоставлено Музеем Е. А. Боратынского

В вихре событий
Оказавшись в этом роскошном зале, чувствуешь себя как-то возвышенней. Театральная люстра ослепляет, под потолком тянется балкон для зрителей и оркестра, на стенах живопись с позолотой, под ногами цветной «ковёр», набранный из различных пород дерева. Разглядывая, невольно начинаешь кружиться на месте. Кажется, что вот-вот и грянут звуки мазурки, распахнутся парадные двери и в зал вплывут танцующие пары…
Историк Николай Загоскин в «Спутнике по Казани» упоминает этот зал в связи с событиями в июне 1887 года: «Великие князья Михаил Николаевич и Сергей Михайлович проследовали в Дом Дворянского собрания, где происходило общее представление служащих и представителей сословий; здесь Их Высочествам был предложен чай…»
Во время Первой мировой вой­ны в зале, где раньше вальсировали пары, поставили железные кровати на 70 человек. Привезли первых раненых с фронта. В 1915 году этот лазарет посетила «Ея Императорского Высочества Великая Княгиня Елисавета Фео­доровна».
Осенью 1917 года по начищенному воском паркету Колонного зала застучали солдатские сапоги, облепленные грязью. 26 октября в этом здании была провозглашена Советская власть в Казани. В 1918 году мимо него по Грузинской улице промаршировали белочехи, среди которых был Ярослав Гашек. Вслед за ними проскакали будённовцы.
В Колонном зале, украшенном кумачовыми стягами, в 1919 году выступала Надежда Крупская. Здесь заседал Казанский губернский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Демьян Бедный читал свои стихи-агитки:

«Товарищи, ура!
Казань у нас в руках,
Играет солнышко на боевых 
штыках.
В груди у нас душа играет,
Белогвардейская вся сволочь 
удирает!»

Говорят, что во время Великой Отечественной войны в этих стенах размещался Детский дом. Наступила мирная жизнь. Из Шанхая в Россию вернулся Олег Лундстрем с джаз-бэндом, и в 1948 году в Доме офицеров впервые зазвучал джаз. В Колонном зале теперь крутили американское и трофейное немецкое кино, а по выходным под патефон или гармонь устраивали танцы. И, несмотря на ра­зруху и бедность, когда даже хлеб был по талонам, для казанских детишек устраивали новогодние ёлки! 
В 2014 году полтысячи казанцев приняли участие в съёмках финальной сцены комедии «Ёлки 1914» в Казанской Ратуше. 
В 2018 году в здании бывшего Дворянского собрания прошли съёмки фильма «Зулейха открывает глаза». 

В кругу лицеистов был замечен Пушкин с обворожительной N.

«Кружится вальса вихорь шумный, 
Чета мелькает за четой…»

Фото из архива лицея имени Н. И. Лобачевского КФУ

Ёлки, соединяющие времена
— Наша гордость — это новогодние ёлки! — говорит Дина Анваровна. — Они проводились всегда и в Дворянском собрании, и в Доме офицеров. До сих пор я встречаю горожан, которые восторженно вспоминают новогодние праздники в этих стенах. Идея возродить ёлки реализовалась не сразу. Сначала надо было найти режиссёра, который был бы нацелен не на коммерческий успех, а на возрождение старых добрых традиций, на то, чтобы дарить детям незабываемый праздник! Нужна была такая ёлка, которая соответствовала бы уровню Казанской Ратуши и осталась в истории. Нам понравились предложения талантливого режиссёра-постановщика, продюсера Казанского камерного театра «Сдвиг» Михаила Волконадского. И вот уже несколько лет мы устраивали в новогодние каникулы свои эксклюзивные ёлки с театрализованным шоу.
В первый день в Казанской Ратуше, по устоявшейся традиции, проходила благотворительная ёлка от имени мэра Ильсура Раисовича Метшина. В эти дни даже деловой кабинет мэра украшала ёлка, создавая праздничное настроение. Депутаты выкупали билеты и передавали их в благотворительные фонды. В последующие дни билеты на ёлку могли приобрести все желающие. 
— Три раза в день в течение всей новогодней недели шли наши ёлки при полном аншлаге. Михаил Волконадский поставил у нас «Спящую красавицу» и «Щелкунчик». В них столько спецэффектов и интерактива с детьми! Я старалась посмотреть каждое представление, и всегда мне это было интересно. Каждый раз — всё по-новому! Захватывала игра актёров, но больше всего впечатляла реакция детей. У них такие восторженные глаза! Они живо сопереживали и сами становились участниками постановки. Что бы ни происходило в мире, в стране и в нашей жизни, надо дарить детям сказку. Лесная красавица, мерцающая игрушками, куд­рявая белая борода, серебряный посох и большой красный мешок с подарками… — это останется в памяти и будет согревать добротой всю жизнь.

Дина на ёлке в Театре кукол «Экият». 1979

Фото из архива Дины Латфуллиной

Вкусные воспоминания детства
— Помню ёлку в Театре кукол на Луковского, — вспоминает Дина Анваровна, и глаза её светятся ёлочными фонариками. — Мама тянет меня за руку, под ногами снежная каша. У меня приподнятое настроение. Ведь там меня ждут Дедушка Мороз с внучкой Снегурочкой!
В бывшей церкви, где в хоре пел маленький Шаляпин, вместо елея пахло елью и конфетами. Над входом в нишах для икон висели куклы. Дед Мороз был похож на батюшку, такой же большой и добрый, с окладистой бородой, только без креста.
— Тогда всё было проще. Не сравнимо с сегодняшними ёлками. Сейчас детишек родители привозят наряженными, как принцев и принцесс на королевский бал. А в наше время люди жили скромно. Моя мама, как добрая фея, за ночь шила мне новогодние наряды. Просыпаюсь утром, а на стуле — платье, украшенное дождиком. Полный восторг!
Дина Анваровна до сих пор вспоминает как сказочный сон свои московские ёлки, которые проходили в Кремлёвском дворце съездов: 
— Это, конечно, фантастика! Родители устраивали мне несколько раз такой чудесный праздник. Впечатления от Кремлёвской ёлки были сумасшедшими. Поражало всё: и размах, и организация, и действие, и подарки! Родителей внутрь не пускали, только детишек. В светлом фойе тебя встречали пионеры‑старшеклассники в парадной форме. Помню отглаженные белоснежные рубашки и красные галстуки, похожие на языки пламени. К детям было очень заботливое отношение. Пионеры брали тебя за руку и вели в гардероб, где помогали раздеться. Красочный пригласительный билет на ёлку вкладывали в сапожок, как стельку, по нему на выходе дети получали подарки. Потом тебя вели в огромный зал и усаживали на твоё место. Начиналось сказочное представление. Выходила Снегурочка со зверюшками. Все хором звали Деда Мороза, и вот, он появлялся! Настоящий, наш, из заснеженной сказки. Мы ликовали! По окончании действия доставали из сапожка билет и шли за подарками. Они были необычными, вместо бумажного пакетика — большая пластмассовая игрушка в виде звезды или Спасской башни, а внутри вкуснейшие московские конфеты. Нет, я их не съедала. Подарки не открывала, а целиком довозила до дома, и уже за обеденным столом всех угощала. Мне хотелось поделиться радостью с родителями и родственниками. Потом пионеры одевали нас и выводили на улицу. Там ставили парами и, чтобы не устраивать толкучку, водили во кругу. Родители стояли, как в аэропорту у ленты с чемоданами, и высматривали своих детишек. Увидят, выхватывают и забирают домой. Всё было продумано!

Китаянка, танцующая на слонах.

Парадная лестница с загадочными китайцами.

В новогоднюю полночь стрелки часов 
превращаются в ножницы, отрезающие время. 

Фото Юлии Калининой

Китайцы, 
исполняющие желания

Парадная лестница из коричневого мрамора с загадочными китайцами-светильниками по бокам, которые как будто хотят шёпотом поведать о своей тайне. Откуда они? Когда появились? И почему именно китайцы?
Экзотический стиль шинуазри (фр. chinoiserie — китайщина) был весьма популярен в Российской империи. Далёкая страна, покрытая шёлковым покровом тайны, вызывала повышенный интерес. Мода на всё китайское, конечно, пришла из Парижа, но в России первым её подхватил Пётр Первый, для него в Петергофе был отстроен Монплезир с китайским кабинетом.
Говорят, что когда-то китайцы украшали особняк Осокина, который стоял на месте Казанской Ратуши до пожара 1842 года. Их нашли на пепелище, почерневшими от огня.
— Многие из наших гостей верят, что китайцы исполняют заветное желание, стоит только дотронуться до хоботков слоников у подножия, — раскрывает одну из тайн этого дома Дина Анваровна. — Признаться, я иногда злоупотребляю служебным положением. Всякий раз, проходя мимо, что‑нибудь да загадаю…
Дом большой и старый, со своим энергетическим полем, исходящим от стен. Дежурные, которые остаются в ночную, рассказывают о странных звуках.

Любимые места 
и закоулки

Какие бы шумные мероприятия ни проводились в этом доме, звуки быстро гаснут, поглощаемые толстыми стенами. И не слышно совсем городского шума за окном. Там метель крутит белые воронки, набрасывая песцовый воротник на плечи вождя мирового пролетариата, проносится поток машин, мигая новогодними огоньками, прохожие спешат, подгоняемые ветром. Жизнь незаметно перетекает из будущего в прошлое, делая короткую остановку в настоящем. Люди уходят, а старые дома со своей историей остаются, как книги с пожелтевшими страницами, в которых гравюры прикрыты пергаментом.
— Я очень люблю этот дом с его прошлым и настоящим. Он для меня многомерен. Конечно, когда в Колонном зале включают большие люстры и всё начинает сверкать и переливаться, то моё сердце переполняет во­сторг от красоты, которую удалось восстановить и сохранить для будущих поколений. Бывает так, что когда стою за дверями и ожидаю конца мероприятия, то мой взгляд вдруг подмечает какую-то новую деталь: узор лепнины или рисунок причудливой тени… Вроде бы я столько раз всё это видела, но под определённым освещением вдруг обнаруживается что-то новое!

Часы на крыше
Раньше, в советские годы, часы с термометром находились на балконе Дома офицеров. Они были электронные с лампочками и показывали точное время и температуру. Старожилы их ещё помнят. Теперь на фасаде Ратуши под гербом Казани время отсчитывают часы чистопольского завода «Восток». В ночь на 1 января, когда стрелки сойдутся наверху, казанцы вновь, как и во все времена, поднимут бокалы за мирное небо над головой и пожелают друг другу счастливого Нового года! 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев