Самородок
Творческий портрет Сергея Шакурова Этот скромный человек с негромким голосом, но чёткой дикцией внутри твёрд как камень. С ним невероятно интересно общаться, но довольно трудно работать. Не по причине неуживчивости характера, а оттого, что, чем бы он ни занимался, планка требований к себе и коллегам у него высока. Это не...
Судьба его не баловала, одновременно опуская в самую гущу событий и неоднократно предоставляя шанс самореализации. К пословице «трудно в учении - легко в бою» он относится с грустной иронией. Всему в своей жизни ему пришлось обучаться в ходе боя. Но такой жёсткий режим постижения бытия не истребил в нём детское умение восхищаться и находить интересную тему, в очередной раз с головой погружаясь в её изучение.
Сергей родился 4 января 1957 года в городе Дрогобыч Львовской области. Отец Пётр Андриянович, пройдя всю Великую Отечественную, в 1960 году забрал трёхлетнего сына и уехал к сестре в Казань. Он был талантливым художником, работал в Доме офицеров. Сергей рос среди красок, подрамников, рисовал с детства.
Казань становится родным городом Сергея, они с отцом жили в историческом центре на улице Щапова. Он оканчивает восьмилетку, затем с отличием техническое училище по специальности «токарь‑универсал четвёртого разряда». Дважды участвовал в конкурсе и оба раза удостаивался звания «Лучший по профессии» среди токарей республики, во всесоюзном конкурсе занял почётное пятое место.
После окончания школы Сергея призвали в армию. За недолгий срок службы в Группе советских войск в Германии он обрёл и потерял дорогих для себя людей: родились сыновья‑близнецы и умер отец. Надо было кормить семью, пошёл работать на завод «Серп и молот», затем на стройку, не до учёбы было, хотя мечта о художественном образовании не оставляла, творческий потенциал проявлялся во всём, чем он занимался.
Познав на практике все стадии строительства, Сергей приобрёл бесценный опыт, позволяющий детально представлять, как создаются сложные строительные объекты, курировать специалистов всех технологических звеньев на всех этапах строительства.
Волею судеб Шакуров оказался на разборке завалов Александровского пассажа, где увлёкся реставрацией и заинтересовался технологией восстановления отдельных элементов старых домов. Он творчески подходил к реставрации и проявил себя как думающий исследователь, что отличало его от «шабашников». Его находки и открытия, основанные на понимании технологии строительства, восхищали профессионалов‑реставраторов.
В организованной Шакуровым в стенах Пассажа столярной мастерской появлялись на свет уникальные изделия - двери, окна, художественные рамки, шкатулки, выполненные в технике блочной мозаики. Дверь, изготовленная им по собственным эскизам и установленная в представительстве Республики Татарстан в Москве, признана искусствоведами произведением декоративно‑прикладного искусства.
В то время он сам спроектировал коттедж для своей семьи, планировка которого была очень красива и проста: в основу его автор заложил пропорции «золотого сечения». Но к этому он шёл, изрисовав набросками целую тетрадь, по клеточкам рассчитал каждый кирпич, продумал порядовую схему кладки. И так тщательно Шакуров прорабатывает все свои проекты, пока не добьётся гармонически уравновешенных пропорций. Чувство пропорций, гармонии у него врождённое, будто внутри датчик сидит.
В 1991 году Сергей стал членом Союза дизайнеров России. Увлечение реставрационной практикой, знание строительных приёмов разных эпох, уникальные навыки анализа, умение брать ответственность на себя, да и сама жизнь привели его на объекты Казанского кремля. Он участвовал в реставрации комплекса Пушечного двора с командой специалистов под руководством Фариды Забировой. Опыт и знания Шакурова оказались очень ценными и полезными. Именно тогдашняя работа стала значительной вехой в его становлении как профессионального зодчего.
В 1993 году, собрав опытных мастеров‑подвижников для совместной работы над объектами, под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан Шакуров создаёт проектно‑строительное предприятие «АССАРТ» (Ассоциация содействия Союзу архитекторов Республики Татарстан).
Три года спустя друг семьи Искандер Сайфуллин, окрылённый творческими идеями Шакурова, увидел в орнаменте «Шамс» шкатулки Сергея план мечети. Он пригласил Сергея поучаствовать в конкурсе, объявленном для воссоздания мечети Кул Шариф в Казанском кремле. Шакуров, увлёкшийся к тому моменту работой с графическими программами на недавно появившихся тогда компьютерах, создаёт модель, позволившую ему совместно с Сайфуллиным одержать победу во втором туре этого конкурса.
Казавшаяся первоначально невероятной удачей честная победа в конкурсе на самом деле оказалась зерном раздора, став причиной неприятия со стороны ряда коллег, недаром говорят: где мечеть или церковь строится - там чёрт крутит. Даже спустя много времени после сдачи такого знакового объекта продолжаются споры о его авторстве и доле участия авторов в проектировании. Даже Государственная премия Татарстана, вручённая авторскому коллективу в 2012 году, выглядит скорее компромиссом ради примирения с другими группами, работавшими над проектом мечети в разное время, чем реальной наградой за создание уникального объекта.
К празднованию тысячелетия Казани город готовился принимать гостей разного ранга. Шакурова пригласили участвовать в воссоздании гостиницы «Совет», теперь это «Palace Hotel Шаляпин». Сергей с Татьяной Максимюк, женой и соратницей, справились с поставленной задачей, выполнив в сотрудничестве с казанским ГипроНИИавиапромом в сжатые сроки комплексный эскизный проект реставрации, реконструкции и нового строительства технологически сложного объекта, занявшего впоследствии первое место среди объектов реставрации к тысячелетию Казани.
В 2006 году коллеги приняли Сергея Шакурова в Союз архитекторов, оценив его творческий вклад в архитектуру Казани. По рейтингу лучших построек города к его 1000‑летию жилые дома, возведённые по проектам Шакурова, получили максимальный балл. Оценивала постройки группа из десяти экспертов - членов Союза архитекторов Республики Татарстан.
Амбициозная идея градоначальника о строительстве современной стометровой высотки в сердце города разбилась о камни градостроительных советов. Рождённый в тяжких муках компромиссный проект здания «Гранд отель Казань» стал первым опытом проектирования в стиле хайтек. Воплотить задуманное Сергей попытался в конкурсе на проектирование комплекса общественно‑торгового центра «Акчарлак», и хотя почётное второе место добавило ему авторитета среди коллег, проект‑победитель так и остался нереализованным.
Архитектурная мастерская выполняла и иные проекты. Шакуров, их автор, был одновременно главным инженером‑проектировщиком, осуществлял авторский надзор, а иной раз сам вставал на место каменщика, немало удивляя окружающих.
В мае 2010 года у Сергея Шакурова был очень важный разговор с Минтимером Шаймиевым, в котором впервые прозвучала идея строительства мечети в Болгаре. Минтимер Шарипович проектировщиком видел только Сергея Шакурова.
О такой работе мечтает каждый архитектор, такой шанс даётся далеко не каждому. Проект комплекса Белой мечети, в том числе и все мраморные элементы интерьера и экстерьера, деревянные детали, люстра, даже ручки для входных дверей делались по чертежам Шакурова. Если к этому добавить невероятно короткие сроки проектирования и строительства и то, что с момента первого разговора до сдачи мечети прошло всего два года, то становится понятным: только разносторонние знания и навыки позволили справиться с такой непростой задачей.
Владимир Владимирович Путин, посетивший Болгар и комплекс мечети, особо отметил удивительный эффект её воздействия на зрителя: «Издали она видится такой монументальной, а вблизи оказывается маленькой и уютной». Президент особо отметил высокое искусство создателей комплекса, не зная, что автор этой красоты даже не является обладателем архитектурного диплома, оставляя этот факт как единственный слабый аргумент в споре со своими недоброжелателями.
Спорить сам Сергей Петрович не любит, всем спорам предпочитает содержательную аргументированную беседу. Эрудит и блестящий рассказчик, он мог бы стать прекрасным педагогом, но именно формальность в виде отсутствия диплома лишила многих студентов талантливого учителя и ценного наставника. Впрочем, это Шакурова никогда не угнетало, он знал: у талантливейшего Руша тоже не было диплома архитектора…
Жизнь в небольшом домике в лесу на берегу волжского залива даёт Шакурову новые идеи, силы и вдохновение, а всю свою любовь он дарит семье- любимой женщине и пятерым сыновьям, трём внучкам и двум внукам, которые из‑за дел и забот всё реже могут вместе собраться за общим столом.
А жизнь продолжается, и кто знает, что ещё приготовила Сергею Шакурову судьба?
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев