Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Спасёт ли достопримечательное место?

Сергей САНАЧИН Много лет работая в сфере планировки и застройки Казани, убедился в ничтожности повсеместно признанного инструмента защиты ценного архитектурного наследия под названием «Проект зон охраны объектов культурного наследия». Это любимое детище и подкормка псевдоохранников по всей стране вместо упразднения и замены действенными методами охраны наследия - продолжает лелеяться.

Охрана зон вместо охраны зданий и их комплеков пришла к логичному тупику. Если город исторический, то в нём много ценных объектов старины. Вокруг каждого - своя охранная зона. Это приводит к тому, что множество зон охраны отдельных ценных зданий сливается в большие территориальные массы. Федеральный же закон 2002 года «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» запретил в охранных зонах всякое строи­тель­ство, не связанное с охранительными целями.

Но прекращение нового строи­тель­ства на огромных территориях исторических городов лишено здравого смысла. Поэтому этот федеральный запрет годами и по всей стране нарушался. В том числе и в Казани. Кончилось тем, что Кабинет министров Респуб­лики Татарстан через три­дцать семь лет упразднил проект зон охраны 1988 года. Но, увы, сам принцип охранения недвижимого наследия зонами остался.

Убеждение в том, что охранение виртуальных зон уводит от охранения реальных объектов, привело к поиску других способов защиты последних. Один из них - пре­ду­смотренный тем же федеральным законом - выявление и учёт «объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия» и «объектов, представляющих собой историко‑культурную ценность». Такие, витьеватой формулировки объекты, до постановки их в официальный охранный реестр, по закону тоже подлежат охране.

Одновременно сложилось понимание, что в Казани имеется большой пласт зданий, построенных в XX веке, до компании 1954 года по «устранению излишеств», которые тоже ценны и которые тоже нуждаются в опеке. Проведя выявление таковых сооружений этого периода, я представил заявку на постановку сорока семи из них на госохрану через Управление архитектуры и градострои­тель­ства Исполкома Казани.

Два объекта из этой заявки находятся в Авиастрои­тель­ном районе. Это «Дворец культуры имени В. И. Ленина» (1951-1952, архитектор Р. М. Муртазин) и «Посёлок имени Серго Орджоникидзе», он же «Соцгород Авиакомбината» (Квартал № 1: Гипрогор / Москва / , архитектор К. М. Соколов, В. Н. Симбирцев, Г. Р. Сум‑Шик, С. А. Лопатин, 1932 - 1934; Квартал № 2: Горстройпроект / Москва: мастерская академика И. В. Жолтовского / , архитектор Л. Б. Каток, Т. Н. Дружинина, 1938 - 1939). Причём Соцгород был единственным объектом, предлагавшимся к постановке на охрану как памятник градострои­тель­ства.

В итоге 30 марта 2009 года три­дцать семь объектов из списка были утвер­ждены в качестве «объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия», первым заместителем министра культуры Респуб­лики Татарстан А. Р. Гайнутдиновым. А дальше должна была последовать работа - уже министерства - по переводу «кандидатов» в собственно объекты культурного наследия. Но этого не произошло.

А произошло - совсем недавно - придание Соцгороду не статуса памятника, как это предлагалось мною, а статуса достопримечательного места. Достопримечательное место - это тоже один из трёх видов объектов культурного наследия, пре­ду­смотренных законом. Но - с опаснейшим нюансом. На территории памятника или ан­самб­ля запрещается строи­тель­ство объектов капстрои­тель­ства. А на территории достопримечательного места разрешается ограниченное их строи­тель­ство при условии… того‑то и того‑то.

Слова «ограниченное» и «при условии» из серии шедевра законодательных документов советской поры по имени - «как правило». Ключевой здесь вопрос: кто будет определять эти «ограничения», эти «условия»? Как правило - всё те же.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев