Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Спутник над Казанью

Журнал "Казань", № 10, 2017 Юрий БАЛАШОВ Фарит ГУБАЕВ (фото) Увидеть в небе первый искусственный спутник Земли хотели все. Сообщения о том, в какое время над какой частью планеты он окажется, печатали газеты. Говорили: как звезда, только летит вокруг Земли, сразу отличишь. Обидно было бы пропустить! Мне и сверстникам не...

Подошло указанное в газетах время, однако никакой рукотворной звёздочки в небе не наблюдалось. Может, ошиблись, не так прочитали?

Но вот толпа внизу оживилась, задвигалась.

- Спутник, спутник!!!

- Где, где?

- Да вот же, как ты не видишь?!

Высоко-высоко над Казанью прочерчивала свой путь новая звезда! Такой восторг довелось испытать в следующий раз только тогда, когда в космос полетел Юрий Гагарин, наш Гагарин! Потом мы услышали голос рукотворной звезды: «Бип! Бип!..» Спутник оставался на орбите девяносто два дня, преодолел около шестидесяти миллионов километров, а его радиопередатчики на батарейках работали две недели после старта.

Вскоре в газетах и журналах, на марках и сувенирах появились изображения спутника: круглый сверкающий шар с раскинутыми усиками антенн. Красивый!

Тогда, узнавая последние новости из сообщений ТАСС, мы и представить себе не могли, что пройдёт время - и мы сможем познакомиться с теми, кто создавал космические корабли, с теми, кто пилотировал их. До этих небожителей было далеко. Как до Луны.

И вот уже - шестьдесят лет космической эре. В Государственном Кремлёвском дворце - творцы космической техники, учёные, конструкторы и инженеры, лётчики-космонавты с жёнами и детьми. От блеска звёзд Героев и орденов в свете софитов тележурналистов можно ослепнуть. Многие фотографируются у спутника, знакомого шара с антеннами. Конечно, это макет, точная копия.

В зале глава «Роскосмоса» Игорь Комаров поздравляет всех с праздником. Гаснет свет, появляются первые кадры нового художественного фильма «Салют-7». Кинолента - о спасении гибнущей орбитальной станции, полететь к которой доверили лётчикам-космонавтам Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных. По мнению специалистов, экспедиция была самым сложным, драматичным моментом в истории пилотируемой космонавтики. В огромном зале Кремлёвского дворца - сосредоточенная тишина. А когда героям фильма удаётся пристыковаться к неуправляемой вращающейся станции, выполнить другие немыслимо сложные задачи, волной проходят по рядам зрителей аплодисменты. И хотя в кино, как сказал после премьеры фильма лётчик-космонавт Алексей Леонов, многое совсем не так, как происходило на самом деле, а порой и вовсе как в голливудском блокбастере, это ведь не документальное свидетельство, зато эмоции плещут через край, и молодёжь воспримет киноленту! И среди тех, кто пережил события, положенные в основу фильма, он воспринимался совсем иначе, нежели, скажем, с монитора компьютера.

{gallery}kosmos{/gallery}

Потом на сцену вышли киногруппа и космонавты, делились впечатлениями, вспоминали, фотографировались. В том числе специально для читателей «Казани». А мы теперь уже знали, что наш город и шестьдесят лет назад был причастен к освоению космоса, и сейчас не остаётся в стороне.

Наш вошедший в историю спутник продолжает накручивать витки вокруг планеты, он ведь первый, и так будет вечно. В небе над Казанью он обязательно пролетает над нашей улицей.

Три дня, с 12 по 14 октября, в Иннополисе кипели страсти вокруг двадцати девяти проектов молодых архитекторов, которые прошли в финал. Всего же на старт вышли 377 участников из пятидесяти восьми городов одиннадцати стран мира! Задание было такое: представить свои оригинальные идеи по разработке многофункционального городского квартала. Статус 1-го биеннале был высоким - на работы финалистов приехали посмотреть президент Татарстана Рустам Минниханов и министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Михаил Мень.

По их лицам было видно - им интересно. Задерживались почти у каждого стенда и живо обсуждали. Но высокие гости уехали, а беспристрастное жюри осталось.

Все взоры были обращены на гуру архитекторов председателя жюри Сергея Чобана. Отрешённый, он проносился по изогнутому коридору, и макеты футуристических микрорайонов начинали дрожать. На воплощение каждого из них было отпущено по 200 тысяч рублей, поэтому все получились добротными и походили на декорации к мультфильмам - с деревьями и даже машинками. У финалистки из Казани Анастасии Ярёменко (она архитектор Горкинско-Ометьевского парка) даже снежок лежал на крышах и дорогах.

Казань на биеннале также представляла группа ребят из архитектурного бюро «Иннополис Архитектс» и «HEADS Group» (Владислав Куликовский, Арсен Хаиров, Тимур Степанов, Михаил Капитонов). Вот что они говорят о своём проекте:

«Нашей главной задачей, которую мы перед собой ставили, было найти оптимальное решение формирования жилой застройки сегодняшнего дня. Поэтому, участвуя в конкурсе, мы решили создать проект, который уже завтра можно воплотить в жизнь. Наш проект комфортного квартала - компромисс между девелопером и архитектором. Взяв максимально высокую, согласно регламенту конкурса, плотность в тридцать тысяч квадратных метров на гектар, удовлетворяющую желания девелопера, мы попытались создать максимально комфортную среду».

Это вполне реалистичный проект, который мог бы появиться на каком-нибудь пустыре в Казани. Но так может думать рядовой неискушённый горожанин, а у столичных архитекторов иное видение того, каким должен быть современный город. К примеру, специальным призом жюри был отмечен фантастический проект Рубена Аракеляна (московское бюро WALL): на безжизненной планете торчат эдакие соляные столбы, от которых время от времени отваливаются капсулы с людьми и начинают мигрировать как бочка из кинокомедии «Кин‑дза-дза». На презентации архитектор признался, что его вдохновил Рэй Бредбери, и такой дом позволяет человеку быть свободным и перелетать вместе с квартирой куда он захочет, как в звездолёте.

А вот цитата из аннотации к проекту архитектора из Санкт-Петербурга Олега Манова: «Живая природа в разные времена являлась источником вдохновения, но проявлялось это по-разному. «Хватит машин… хочу сконструировать природные органы!» - писал дизайнер Эль Лисицкий в 1924 году».

За свой «орган» под названием «FUTURA» Манов получил бронзовый приз, который представлял собой скромную коробку из-под алкогольного напитка.

Серебряную пирамидку за «разработку универсального, максимально адаптивного сценария развития квартала» увезла в Москву Надежда Коренева. Её квартал состоит из домов малой этажности, похожих на ячейки.

«Подход, который я формулирую, называется SCRIPT,- туманно пояснила архитектор.- Это не только компьютерная программа, но и аббревиатура, которая подчёркивает основные идеи проекта: структура, ядро, правило, заполнение, программирование, трансформация».

Золото и спецприз от Минстроя России достались архитектурной группе из Москвы CITIZENSTUDIO. Вручая награду, Сергей Чобан сказал: «Победители представили элегантный и точный проект. Это взрослая, цельная и в то же время разно­образная работа!»

Зато остальным финалистам были обращены утешительные слова президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, что к талантливым ребятам нам следует присмотреться внимательнее. И молодые архитекторы расходились с надеждой, что на следующей биеннале, которая состоится в Иннополисе через два года, они возьмут реванш.

Хотя всё же было обидно, что Казань, как гостеприимная хозяйка биеннале, осталась как бы ни с чем, и не нашлось даже утешительного приза для казанцев - питомцев старейшего архитектурно-строительного университета - этой маленькой коробочки из картонки, окрашенной в блёклый цвет надежды…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев