Тайна имени всегда влекла его
Каким был основатель школы татарской ономастики Гумар Саттаров Я познакомился с основателем школы тюрко-татарской ономастики доктором наук Гумаром Саттаровым благодаря своему интересу к языку, к этимологии слов, к ономастике.
Каким был основатель школы татарской ономастики Гумар Саттаров
Я познакомился с основателем школы тюрко-татарской ономастики доктором наук Гумаром Саттаровым благодаря своему интересу к языку, к этимологии слов, к ономастике. Бывал у него дома, на пятом этаже «хрущёвки» в Советском районе Казани. Гумар Фаизович жил на улице Бари Галеева, рядом с Казанским техникумом связи, платформой Новаторов и покрытыми лесом оврагами Русско-Немецкой Швейцарии. Познакомиться нам помогло и то, что Гумар Саттаров — мой земляк, он родился и вырос в Зеленодольском районе, в деревне Молвино.
Мы говорили с ним о языке, ономастике, истории народов. Часть наших бесед я по журналистской привычке записывал на диктофон. Гумар Фаизович известен как автор книг, в которых раскрывал происхождение татарских имён. Кстати, в советские времена именно по книгам Саттарова родители часто называли своих детей, чтобы имя соответствовало татарским традициям. Никогда не думаешь, что потеряешь человека, если бы я осознавал это, то разговоров было бы больше. Выдающийся учёный умер 26 августа 2010 года на 89-м году жизни. Гумар Фаизович похоронен на кладбище родной деревни Молвино. К сожалению, в СМИ я не увидел ни одной большой публикации, посвящённой этому событию, не прочёл рассказа об этом интересном человеке. Надеюсь, мои записи хоть немного восполнят существующий пробел.
Как я не стал Кукурузой
— По рассказам матери, меня хотели назвать Маис,— рассказывал Гумар Фаизович.— Отец был секретарём сельского совета (он окончил три класса церковно-приходской школы в Соболевском). В духе того времени папа предложил назвать меня «Маис», то есть Майский, ведь я родился в конце мая. Хотя официальная дата моего рождения — 2 июля 1932 года. Дед Габдрахман-куке, который был учеником Каюма Насыри и тонко чувствовал язык,— воспротивился. Мол, это не имя, а собачья кличка, пусть внук будет долгожителем, дадим имя Гумар — «Жизнь».
Татарское имя Гумар (арабское по происхождению) означает жизнь, то есть время от рождения до смерти, человеческий век, житьё, живучий. Оно имеет множество вариантов написания и звучания, например, у сибирских татар: Кумар. Такое имя даётся с пожеланием ребёнку долгой жизни.
Я очень благодарен дедушке за то, что меня не назвали Маисом — Кукурузой.
Мой дед Габдрахман-куке
— Знаменитый татарский просветитель Каюм Насыри и мой дедушка — родственники по линии матери. Наши роды связаны незримыми нитями — это о многом говорит и, конечно, сказалось на судьбе Габдрахман-куке Саттарова и всей нашей семьи.
Мой дед Габдрахман, когда ему было семнадцать лет, стал круглым сиротой. Оставшись без отца, без матери, без бабушки и дедушки, он отправился в Казань на Алафузовский завод. В то время хозяином Адмиралтейской слободы был купец Иван Алафузов. В 1865 году здесь открылась льнопрядильная фабрика, ставшая одной из лучших в текстильной промышленности Поволжья, Урала и Сибири. На одном из алафузовских предприятий работал мой дед. Габдрахман-куке носил прозвище — кукушка. Это одинокая птица, не имеющая своего гнезда. Живя в Казани, дед душой оставался в деревне, его манил совсем другой уклад жизни.
Мать Гумара Саттарова — Халиса
Он интересовался историей своего народа, в частности, историей деревни Молвино. Об этом узнал Каюм Насыри и пригласил к себе на занятия. Получив уроки просветителя, благодаря его помощи и поддержке, мой дед стал краеведом, историком своей деревни.
Деревня с булгарскими корнями
— Во времена распада булгарского государства в наши края приехал человек по имени Моллагол. Он основал нашу деревню Мулла Иле (Молвино) и стал основателем рода. В корнях этого этнонима два слова: «учёный» и «деревня», сторона, край. В булгарском языке слово «иле» означало деревня, это же сохранилось в чувашском языке.
Молвино, как и всё Предволжье,— очень красивый край. Большая деревня, более пятисот хозяйств, среди выходцев из нашего села много известных людей. Например, историк Хайри Гимади (Хайретдин Гимадиев). Мы познакомились с ним, когда он принимал у меня вступительный экзамен в Казанский университет. Он спросил: «Гумар, откуда вы родом?» «Из деревни Мулла Иле — Молвино». Он всплеснул руками: «Вы же мой земляк!»
Когда будущему историку было двенадцать лет, мой отец (тогда председатель сельсовета) отвёл его в детский дом Свияжского уезда. Ещё до революции из наших краев пошёл род Ваисовых — татарских религиозных подвижников. Благодаря булгарскому происхождению села среди выходцев из него много людей высоких, с курчавыми волосами, большими глазами. (Говоря об этом, Гумар Фаизович явно имел в виду себя. Он был «большеокий», высокий, с курчавыми волосами. — Прим. Р. С.) У людей с кипчакскими корнями был другой разрез глаз. Слова «болгары» и «булгары» на татарском языке звучат созвучно. Они оставили много следов в нашем языке. Например, Булгариевы — шахзода Булгари дал имя своему сыну — Галиаскар. Жители Молвино — Булгариева Гульнафиса Насибулловна, Булгариев Гумар Галиаскарович.
«Сынок, хочу, чтобы ты стал инженером»
— Моя мама Халиса была совсем неграмотная, но чистейший человек! Кстати, имя Халиса как раз означает «чистейшая». Мы Саттаровы: Саттар — это одно из имён Аллаха — Всепрощающий. Имя отца Файзрахман означает «щедрость Бога, щедрость Аллаха».
Гумару Саттарову 20 лет
Жила наша семья очень бедно. У моей сестрички было единственное платье. Однажды она надела его, не дождавшись, когда ткань высохнет после стирки, и побежала в школу. В здании школы было очень холодно, девочка простудилась и умерла от двустороннего воспаления лёгких.
Помню, как я провожал отца на войну, шли с ним пешком в Тюрлему. Тогда он обнял меня, поцеловал и сказал: «Сынок, теперь ты в семье старший, всегда помогай матери и помни меня. Я постараюсь вернуться живым. Хочу, чтобы ты учился и стал инженером». Отец скончался в 1943 году. Инженером я не стал, но стал филологом и историком.
Я работал в деревне, помогал матери, очень хотел учиться. В 1950 году поехал поступать в Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина на отделение татарской филологии и истории. Конкурс был семь человек на место. Историю сдал на «отлично», язык и литературу — тоже на «отлично», но сочинение написал на тройку…
Историко-филологический факультет КГУ я окончил с отличием. После Казанского университета в 1955 году поехал на работу в Сибирь. В Тобольском пединституте готовили преподавателей русско-татарской филологии, там я занялся наукой. Часто вспоминаю Тобольск — губернский старинный город со своей историей, богатой культурой.
Вернувшись в Казань, поступил в 1959 году в аспирантуру. Конкурс был очень большой. Я стал первым учеником академика Мирфатыха Закиева. Тема моей кандидатской диссертации, которую я защитил в апреле 1963 года — «Развитие культуры татарской речи учащихся V–VIII классов в условиях местного диалекта». Но мне интереснее было другое — я увлёкся пересечением языка, литературы и истории. В этом направлении я и стал работать.
Считаю себя деревенским человеком
Гумар Фаизович говорил, что ему порой снится родная деревня.
— Я до сих пор считаю себя деревенским человеком,— признавался учёный.— Каждое лето, когда позволяло здоровье, по два месяца жил в деревне. Там много моих учеников. Председатель сельсовета — тоже мой ученик, выпускник Казанского федерального университета.
Деревня — это возможность проявить себя со всех сторон. Человек, родившийся в городе, часто оказывается в тепличных условиях. Из сельчан поколения 30-х вышло много учёных — кандидатов и докторов наук, деревенские ребята стали видными физиками, филологами, историками. Вроде бы репетиторов в деревнях не было, так как же они пробились?
Приём вступительных экзаменов. 1973
Жизнь была тяжёлая, пойти в науку или в армию — тогда это была единственная возможность вырваться из нищеты. А одарённые люди в деревнях были. Чтобы хоть как-то уехать из колхоза, они мобилизовались и очень добросовестно учились. Это естественный отбор. Нас так нужда закаляла. И Нурлатская школа была неплохая.
В селе знают своих земляков, поддерживают связи с ними. Тукай не стал бы Тукаем, если бы он не интересовался историей родного края. Так же и Каюм Насыри. Современные учёные по-разному решают вопросы происхождения топонимов, гидронимов, антропонимов, антропотопонимов, этнонимов, этнотопонимов, зоонимов, космонимов, ономатопоэтонимов и других -онимов. А Каюм Насыри в первую очередь все вопросы этимологии связывал именно с историей родного края.
Каждое имя несёт в себе загадку. Раскрывать происхождение личных имён — особенно интересно. Это тайна, которую хочет познать каждый.
Секреты ономастики
Почему Гумар Саттаров увлёкся ономастикой?
— Мой интерес к названиям рек, гор, деревень — всё это продукт воспитания,— был убеждён Саттаров.— В том, что я стал именно языковедом и историком, сказалось большое влияние дедушки, воспитавшего нас в духе любви к истории, к языку, к родному краю.
Как открывают тайну имени человека, каковы законы ономастики? Это требует от учёного, антропонимиста разносторонних знаний. Важно знание родного языка и влияния на него других языков — в нашем случае арабского, русского, чувашского, марийского, фарси и иных.
Любой топоним «пробивают» сначала по гидронимам, ведь без воды нет жизни. Древний человек не мог добывать воду с глубины двести метров. Он особенно зависел от водных источников — ключей, родников, болот, озёр, рек, колодцев. И всё это отражается в языке. Многие названия меняются, появляются города: Брежнев, Устинов, Каганович, но вот гидронимы остаются самыми устойчивыми. Часто они несут в себе память о народах, живших здесь многие века назад.
Наша столица Казань. От деревни Казан-баш течёт река Казанка, на которой возник город. Казан — это и «котёл», и «глубина», и название одноимённой реки. У речки бывают глубокие и неглубокие места, так вот, глубину на реках у татар называют «казанлык». Кстати, «казан» — это священная посуда, у язычников он нёс огромное мистическое значение, его хранил и передавал только глава рода. Есть легенда, что слуга уронил в воду золотой казан и отсюда пошло название будущей столицы. Нет! Более убедительна версия происхождения названия города от гидронима. Так же на берегах реки Иж стоит город Ижевск, на реке Кострома — одноимённый город Кострома, на реке Москва возникла столица России. Поиск по гидронимам, как древнейшим топонимам,— это одно из основных правил ономастики!
Пятьдесят восемь лет в науке
— Я защитил докторскую диссертацию в марте 1975 года на тему «Антропонимия Татарской АССР». В тюркологии это была первая докторская по тюрко‑татарской ономастике,— вспоминал Гумар Фаизович. (Кстати, тюрко-татарская ономастика сформировалась как самостоятельное научное направление именно в 70-е годы. 5 марта 1975 года можно назвать днём рождения нового научного направления. Хотя, возможно, сам Саттаров из скромности не согласился бы с этим утверждением.— Р. С.)
На научной конференции с академиком Абдулханом Ахматзяном. 1994
— Учёный должен делать выводы на основе историко-лингвистического анализа огромного фактического ономастического материала,— размышлял Гумар Фаизович.— Мои ученики работают над вопросами тюрко-татарской ономастики, этнолингвистики, исторической и современной лексикологии и словесности, исторической географии и этногенеза тюркских народов. С 1975 года наука ушла далеко вперёд, и современные лингвисты не должны оставаться на месте, им надо делать выводы с использованием всех достижений мирового языкознания.
Мой стаж вузовской педагогической и научной работы пятьдесят восемь лет. В Казанском университете я преподавал «Лексикологию современного татарского языка»; «Основы тюрко-татарской ономастики»; «Татарскую диалектологию»; «Методику преподавания языка в средней школе». В 1981 году стал профессором кафедры татарского языка. Разрабатывал такие дисциплины: «Татарская антропонимия», «Татарская ономастика в школе», «Культура речи в школе», «Татарская топонимия». В 2002 году мне была присуждена Государственная премия Республики Татарстан в области науки за монографию «Татар топонимиясе», в 2003 году присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Увы, сейчас здоровье не позволяет активно работать. Но мои коллеги продолжают историко-лингвистическое исследование тюрко-татарской ономастики, диалектов и лексики в свете этногенеза татарского народа. Я убеждён, что проблемы «лингвоэтноистории» не должны оставаться без внимания.
О любви…
Саттаров был жгучим красавцем, в которого влюблялись женщины. И сам он, по воспоминаниям выпускниц университета, часто заглядывался на симпатичных студенток. Однако сам Гумар Фаизович называл себя однолюбом, всю жизнь смотревшим только на одну женщину.
— Она была красавицей Востока! — вспоминал учёный.— С детского садика я симпатизировал девочке по имени Альфия. Потом мы вместе учились в начальной школе в Молвино, затем — в Нурлатах. Семь километров каждый день добирались в школу. В девятом классе я признался в любви, но Альфия мне отказала. Тогда я ходил в стёртой дырявой шубе, зато на голове была «шапка» из курчавых чёрных волос.
Хотя мы из одной деревни, сблизились уже в Казани. Я поступил в КГУ, а она училась на физмате учительского института. Однажды Альфия с моей двоюродной сестрой пришла в гости. Я проводил девушек, пригласил её в кино. Она жила на улице Кремлёвской на съёмной квартире. В 1955 году я попросил её руки, мы поженились в июне того года и вместе прожили пятьдесят восемь лет. Альфия была учительницей, хорошим педагогом.
Ляля и Айвар
Дочь Ляля Саттарова увлеклась точными науками, стала кандидатом физико-математических наук, работает в Сибири. Часто приезжала к отцу.
— Имя Ляля означает «цветок тюльпана», для татар тюльпан — это особый цветок, символ нашего народа,— пояснял выбор имени отец.— Мой сын Айвар стал архитектором. Его имя восходит к словам «лунный; красивый, как месяц». Он родился в мае 1956 года в Тюменской области, где я работал в Тобольском пединституте. Айвар окончил Московский архитектурный институт по специальности «Архитектура». В 1989 году он стал членом Союза архитекторов СССР, а в 2000 году членом Союза художников Республики Татарстан.
Визит учеников. 2017
Горжусь тем, что при строительстве мечети на территории Казанского Кремля использовались и его архитектурные решения. Айвар создал проекты многих храмов в Татарстане. Ещё в 1996 году творческая проектная группа под его руководством получила первую премию за проект мечети Кул Шариф на республиканском конкурсе. Кстати, тот конкурс был по существу международным. Проект Айвара приняли за основу. А в 2006 году за вклад в проектирование мечети Кул Шариф Айвар Саттаров удостоен звания «Заслуженный архитектор Республики Татарстан».
Работа Айвара в области проектирования татарских мечетей была отмечена и медалью Духовного управления мусульман Республики Татарстан «За служение народу». Айвар награждён орденом Дружбы Республики Казахстан за вклад в проектирование соборной мечети «Нур Гасыр» в городе Актобе. В 2012 году он в составе группы архитекторов стал лауреатом Тукаевской премии.
Белый джигит, Каратун и Айша
— Ономаст и антропонимист должен знать историю разных народов. Только сумма знаний даёт ответ,— размышлял Гумар Фаизович.— Например, названия многих сёл и деревень Зеленодольского района исторически связаны с основателями населённых пунктов. Вопросы ономастики необходимо рассматривать в связи с этногенетическими вопросами, происхождением и формированием племён и народов. Татары, как и любой другой народ на планете Земля, состоят из множества ручейков. Например, легендарная Сююмбика (жена Сафаргали хана) — ногайка. Один из определяющих компонентов татарского народа — булгарский. Как я не раз отмечал, наша деревня Молвино (Мулла Иле) — булгарского происхождения. Думаю, что история Волжско-Камской Булгарии ещё принесёт много открытий.
Многие татарские населённые пункты носят имена основателей деревень: например, Нурлаты — в основе мужское имя Нурдаулят («лучезарное богатство»). Язык имеет тенденцию к сокращению, осталось имя из двух слогов «Нур-лат». Молвино восходит к мужскому имени Муллагол.
Татары не называли населённые пункты женскими именами, а у нас рядом с Зеленодольском расположена деревня Айша, напоминаю я Саттарову.
— Действительно, очень редко в Татарстане населённые пункты носят имя женщины, преимущественно в основе их мужские имена,— говорит он.— Деревня Айша названа женским именем Айша (Гайша), так звали одну из любимых жён Пророка. Название принесли с собой переселенцы из Высокогорского или Арского районов Татарстана.
Каратун — чёрная шуба. Когда началась христианизация края (одним из её центров в Предволжье был Свияжск), известный креститель был одет в чёрную одежду и получил прозвище «Каратун».
Название деревни Ширданы — не тюркского происхождения, скорее всего это имя имеет угрофинские корни. Марийские по происхождению топонимы нередки в республике. Недалеко от моей деревней есть озеро Кукмар куле (озеро двух марийцев).
Слово Бишбатман переводится как «пять мер веса», но в нашем случае это имя собственное — имя человека, в честь которого назван населённый пункт.
Акзигитово — «Белый джигит», белый молодец. Слово «Ак» несло магическое значение — белый, добродетельный. Здесь жили знаменитые на всю округу мастера серебряных и золотых дел.
По записям бесед с Гумаром Фаизовичем Саттаровым
«Он был поэтом, влюблённым в родной язык»
— Я запомнил отца как человека, всецело преданного своему делу,— говорит Айвар Саттаров.— Он очень любил свой народ, однако не замкнулся в нём, среди его учеников, кроме татар, были казахи, узбеки, тувинцы и даже шорец.
Как учёный, отец был авторитетен среди отечественных и зарубежных тюркологов и востоковедов. В Казанском университете он заведовал кафедрой татарского языка, опубликовал 560 научных статей на татарском и русском языках, 25 монографий. Общий объём научных трудов отца составляет более 800 печатных листов. Разбирая отцовский архив, и не только научный,— Гумар Саттаров был поэт — я вижу много стихов, посвящённых родному языку и будущему своего народа. Он всю жизнь посвятил служению ему.
Фото из архива Гумара Саттарова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев