Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Главные новости

Учитель жизни

Жизнь бесспорно интересна, многогранна и прекрасна. Многие люди с сожалением понимают это только к концу фильма под названием «Жизнь», когда дочитывают убегающие «титры». Но бывают и такие уникальные случаи, когда совершенно «зелёному» ученику открывает, казалось бы, простые, но важные истины ОН — главный в его жизни учитель.

Жизнь бесспорно интересна, многогранна и прекрасна. Многие люди с сожалением понимают это только к концу фильма под названием «Жизнь», когда дочитывают убегающие «титры». Но бывают и такие уникальные случаи, когда совершенно «зелёному» ученику открывает, казалось бы, простые, но важные истины ОН — главный в его жизни учитель. Тот учитель, который даёт эти знания не как урок, а как совет, как жизненную историю, просто и ненавязчиво, ловя момент готовности твоего сознания (когда открыты условные «уши»). Именно в такие моменты в памяти и душе ученика навсегда запечатываются знания о том, что такое настоящие любовь, счастье, дружба, верность и предательство, как отличить честность от лицемерия, что назвать смелостью или трусостью, кто достоин награды, а кто — забвения. Но самое главное, чему может научить учитель — научить быть Человеком и всегда отвечать за свои слова и поступки. 
 

Для меня и моих одноклассников тот самый учитель — учитель физики Валентина Степановна Соколова, сегодня уже заслуженная пенсионерка, завершившая свою славную трудовую деятельность в Казанской средней школе № 23. В этом году она перешагнула свой восьмидесятилетний рубеж и сделала это, как всегда, с высоко поднятой головой, с улыбкой, с неугасаемой внутренней энергией и любовью к жизни, с «фигой» в кармане, припасённой всем неприятностям.
Благодарю Господа Бога и судьбу за то, что у меня был и есть такой учитель. Даже моим детям посчастливилось позаниматься с Валентиной Степановной. Они окончили другую школу и с сожалением заключили — как жалко, что у нас не было такого учителя.
Её многочисленные заслуги и результаты титанического труда могут занять в описании не один огромный том. Но вот один живой эпизод я навсегда запомнил. 
Юбилей нашей школы. Актовый зал полон гостей, большая их часть состоит из бывших учеников, от недавно окончивших до зрелых: у одного седина в волосах, у другого ослепительно блестящая лысина, у третьего огромная трудовая «мозоль», не позволяющая застегнуть пиджак. 

Вале 16 лет (во втором ряду в середине в клетчатой кофточке). 1958


На экране идёт видеоряд, представляющий преподавателей, работавших и работающих в нашей школе. Реакция присутствующих моментально давала оценку тому или иному преподавателю, но самые бурные и продолжительные овации были посвящены ей, нашей единственной и неповторимой «ВС». Той, которая всю свою трудовую жизнь посвятила нам, детям, всем таким разным: талантливым и бестолковым, примерным и шкодливым. Той, которая не просила наград за свою самоотдачу и самоотверженность, той, которая оставила на работе своё здоровье, той, которая, как все, проживала жизненные невзгоды и успевала быть мудрой женой и заботливый матерью. 
Моя любовь к физике легкообъяснима. Если бы Валентина Степановна вела любой другой предмет, я уверен, что полюбил бы и его. Ведь каждый её урок был увлекательным, и всегда хотелось узнать — а что будет дальше?
Горжусь полученными знаниями по физике и до сих пор помню многие темы. Собирая на работе различные электрические схемы, с улыбкой «слышу» её голос на уроке про то, откуда, куда и зачем бегут заряженные частицы по проводам и что делать с возникающим сопротивлением. А ещё помню, как по закону физики искусно выбивало пробки во всей нашей школе, что и говорить, практику мы любили больше теории. После чего наши родители часто чинили школьные розетки. 
От лица всех её учеников хочу пожелать ей только одного — наикрепчайшего здоровья. Сегодня для неё это — самая ценная награда за её любовь к труду и людям. 

Работа педагогом в лагере «Семиозёрка». 1962


Ещё хочу, чтобы мои внуки услышали её увлекательные рассказы о том, почему светят солнце и лампочка, почему дуют ветра, идут дождь и снег... И ещё тысячи разных «почему» и «потому» для всех любознательных юных ушей.
Мы немного поговорили с Валентиной Степановной и попросили рассказать о своём профессио­нальном пути.

— В 1964 году окончила Казанский государственный педагогический институт по специальности «учитель физики и черчения». Сразу после окончания по распределению поехала работать в Бугульму. Через год перевели в Казань в школу № 31. В те времена директор обязательно должен был сам посетить первые уроки молодого специалиста, сделать выводы, помочь, осуществить то самое наставничество, о котором сейчас так много говорят. Помню, как директор Чернова Нина Сергеевна, посетив первый урок, сказала: «Голова, голос, уважение к детям в наличии, сделаю из тебя учителя достойного». 
Сразу дали 9 и 10 классы. Ученики почти ровесники, страшно, трудно, но раз уж взялся за дело, бросать нельзя. Классы были дружные, не только учёбой занимались, практически вся жизнь в школе проходила.
В 1972 году в Казани построили школу № 20, близко от дома, в котором жили. А уже двое детей — Ирочке 6 лет, Оленьке 2 годика. Перевелась в новостройку. Контингент детей непростой, в основном переселенцы с привокзальных улиц. В классе, который мне дали, на учёте в Детской комнате милиции стояло 15 детей, но труд и любовь сотворили чудо, к выпуску все были сняты с учёта. Учились, трудились, ходили в походы, обе мои дочки буквально выросли в школе. История из одного похода запомнилась. Тогда мы пошли с ночёвкой на озеро «Яльчик». Сидим вечером у костра, песни поём. Появляется стайка местных мальчишек, рассматривают нас и направляются к Вале Макеевой (она была девушка красивая, высокая, крупная, статная, выглядела старше своих лет): «Тётенька, можно мы с вами посидим?» Валя поняла, что они её за учительницу приняли, не растерялась: «Если хулиганить не будете — сидите». Они оказались умелыми ловцами раков, мы даже соревнование с ними маленькое устроили, кто больше наловит. Победил наш Игорь Шад (впоследствии служил штурманом экипажа вертолёта). Здорово было. Но Вале ещё долго не до смеха было. «Тётенька, можно мне с урока уйти?», «Тётенька, а можно мне контрольную не писать?», ребята из класса не успокаивались. Через неделю Валя не выдержала и расплакалась, и шутки тут же прекратились.

8 «А» — первый класс, который дали мне в 20-й школе.


А вот история из другого похода. Возвращаемся из марийских лесов на пригородном поезде. Народу в вагоне — не продохнуть. Рая Василенко, оказывается, поймала ужа и положила его в рюкзак. Ему, видимо, в рюкзаке стало душно, он высунулся. Заметив его, какая‑то женщина начинает кричать: «Змея, змея, убейте её!» Здоровенный мужик тянется к рюкзаку, и вдруг душераздирающий Раин крик: «Это ужик, он не кусается, он маленький, не убивайте его!» Мужик от неожиданности отступает, Рае дают место, она садится, прячет ужа в рюкзак, а весь вагон буквально умирает со смеху.
Много цветов дарили, но один скромный букетик нарциссов запомнила на всю жизнь. 8 марта 1973 года, первый урок в 8 «А», где я классный руководитель. Ребята встают, а Вовка Сарсков несёт мне букет, молчит, а из глаз слёзы ручьём льются, класс застыл в мёртвом молчании. Я чуть в обморок не упала. Вовку этого как огня вся школа боялась. Что же такое должно было случиться, чтобы он плакал? Тихо спрашиваю: «Вова, что случилось? — а он: «Я не знал, что они мороза боятся, простите меня». Гляжу, а цветы как обваренные. От сердца отлегло, я рассмеялась, обняла его: «Спасибо, мне таких ещё никто не дарил». Вовка утёр слёзы и улыбнулся. Он потом в Афганистане служил, ранен был, награды получил, а потом дальнобойщиком работал. Класс был очень дружный. До сих пор многие из них навещают, звонят, помогают. 
В 1979 году переехали на другую квартиру, и я перевелась в школу № 23, в ней я проработала до конца своей трудовой деятельности, до 2013 года. Меня поставили заву­чем, но с 1986 года я попросилась в учителя, в связи с болезнью дочки. Сколько выпустила учеников, никогда не считала, но очень много. Выпуск был практически каждый год, поскольку вела физику всегда в старших классах. Первым директором в 23-й школе была Кузина Людмила Гавриловна, опытный педагог, блокадница Ленинграда. После неё руководство школы продолжила Шакирзянова Альбина Заудатовна. В школе был дружный, творческий учительский коллектив. Внедряли всё новое. У меня, например, отлично работала система зачётов, проводить которые помогали сами ученики.
Смело могу сказать, я счастливый человек! С удовольствием шла на работу, а с работы спешила домой. Муж и две дочки всегда понимали меня, поддерживали, помогали. Кабинет физики мы с семьёй оформляли, они помогали проводить открытые и творческие мероприятия и многое другое.
Всё это давало хороший результат. Были очень сильные выпуски. Вот, например, в 1988 году в 10 «А» было 7 золотых медалистов и 2 серебряных, а ещё не меньше десяти человек просто окончили 10 класс на отлично. Но не все мои ученики учились хорошо в силу разных причин. Но в основном это были хорошие, отзывчивые, порядочные люди. Видимо, пословица «Как аукнет­ся, так и откликнется» работает в жизни, да и закон бумеранга ещё никто не отменял.
Среди моих выпускников огромное количество настоящих крутых профессионалов, это — врачи, военные, айтишники, работники МВД, юристы, инженеры, строители, преподаватели, психологи, энергетики, дальнобойщики, рабочие, предприниматели, научные работники и преподаватели вузов. Все направления и не перечислишь. Всех выпускников поимённо перечислить невозможно, а выделяя одних, обидеть других не хочу, своё место в моём сердце занял каждый из них. Всем желаю здоровья и успехов. С многими и сейчас поддерживаю связь.

— А что вы пожелаете молодым учителям?

— Молодым, начинающим учителям я бы пожелала знать хорошо свой предмет и владеть методикой преподавания, обязательно надо знать и детскую психологию. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы дать ученику искорку знаний, надо впитать целое море». Но самое главное, учеников своих надо любить, и тогда и у вас, и у них всё получится! 

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев