В поисках «казанского следа»
Весной прошлого года я побывал в музеях нескольких российских городов и получил представление о том, чем они могут быть полезны при создании Музейного комплекса Казанского адмиралтейства.
Санкт‑Петербург
В Российском государственном архиве Военно‑морского флота документы XVII - XIX веков хранятся в здании на Серебристом бульваре. Интересны доклады лесных знателей (так в старое время называли специалистов по выращиванию и уходу за лесом.- Ред.) начала XVIII века, документы об обмундировании офицеров и увольнении мастеровых середины века, ведомости на постройку кораблей начала XIX века и другое. Здесь шестьдесят девять единиц хранения с планами, профилями и фасадами объектов Казанского адмиралтейства за 1784 - 1830 годы, на два десятка сделал заказы. К сожалению, более ранних чертежей обнаружить не удалось. Кроме того, в каталогах архива подобрал много дел для будущих заказов: галеры «Тверь», упразднения Адмиралтейства. Также обнаружились некоторые чертежи кораблей казанской постройки, например, люгера «Горностай».
Для входа в музей‑макет «Петровская Акватория» на Малой Морской льготный билет оказался положен не всем музейным работникам, а только членам некоего их «Творческого союза». Случайно получилось так, что для меня провели индивидуальную экскурсию. Узнал, что стоимость музейного комплекса общей площадью тысяча квадратных метров с макетом в пятьсот квадратных метров составляет пять миллионов долларов - это в ценах до девальвации рубля. Перспективы его окупаемости не совсем ясны, к тому же являются коммерческой тайной. Создавали макет более сотни энтузиастов, но поскольку он уже практически готов, в штате музея осталось всего два художника. Сделал вывод: подобный макет Казанского адмиралтейства и волжского судоходства может получиться не менее, а может быть, и более интересным, хотя вовсе не обязательно делать его настолько большим.
Верфь исторического судостроения «Полтава» в посёлке Лахта на берегу Финского залива находится совсем близко от газпромовского скандально известного четырёхсотметрового «Лахта‑центра». Поскольку верфь - не музей, бесплатный билет приобрести не удалось. Присоединился к небольшой группе и прослушал экскурсию, которые проводятся каждые час‑два. Кроме того, на верфи можно отпраздновать день рождения и отметить другие личные события. Выяснил, что оригинальный линейный корабль «Полтава» был целиком построен из казанских вековых дубов. Современная копия «Полтавы» спроектирована максимально близкой к оригиналу, она не будет иметь дизельного двигателя, как, например, «Гото Предестинация» в Воронеже. В будущем «Полтава» должна ходить под парусами, иметь разборную музейную экспозицию, использоваться как учебный корабль, в мероприятиях и для съёмок фильмов. Конечно, современный такелаж весь синтетический, древесина обрабатывается специальными средствами от гниения, и прослужить корабль должен лет сто. Строят его энтузиасты под руководством представителей петрозаводской школы деревянного судостроения, известной с советских времён. Коллектив «Полтавы» накопил колоссальный практический опыт, который можно использовать при создании копий галеры «Тверь», струга «Москворецкий» и брига «Волга» в Музее Казанского адмиралтейства. Эти судостроители способны создать проекты «наших» кораблей и дистанционно руководить строительством.
{gallery}vit{/gallery}
В Центральном военно‑морском музее не увидел ничего прямо относящегося к Казани, если не считать карт Каспийского моря. Многие модели кораблей оказались без этикеток. Вообще, экспозиция рассказывает о покорении Балтики, Чёрного моря, Антарктиды, Тихого океана, не уделяя внимания адмиралтействам на внутренних реках. Тем не менее, возможность найти в фондах музея предметы, относящиеся к Казанскому адмиралтейству, велика.
В Артиллерийском музее на Кронверкской набережной, несмотря на бесплатный вход в него как музейному работнику, право фотографирования пришлось выкупать. К сожалению, в экспозиции преобладает материал по сухопутной артиллерии и инженерным войскам, не имеющий отношения ни к флоту, ни к Казани. Здесь можно увидеть предметы петровской и екатерининской эпох, в частности, образцы оружия, в том числе флотского, например, мушкетоны и довольно редкие виды ракет начала XVIII века.
Нижний Новгород. Воронеж. Москва
В Музее речного флота Волжской государственной академии водного транспорта в Нижнем Новгороде экскурсию провела директор Галина Павловна Абаева. Хотя основной упор в экспозиции сделан на пароходный и теплоходный флот, два первых зала посвящены парусно‑гребному флоту. Особенно интересной оказалась модель струга «Москворецкий», на котором Пётр I прибыл в Казань в 1722 году. По словам директора, музей обладает значительной коллекцией документов по теме Казанского округа путей сообщения середины XIX - начала XX века.
По рекомендации Галины Павловны мы также посетили музей истории завода «Красное Сормово». Однако в нём ничего относящегося к нашей теме не оказалось. Сам завод существует с 1848 года, и главное внимание в музее уделяют пароходам и теплоходам, причём построенным именно на этом заводе.
В Техническом музее, преобразованном недавно из частного в государственный, обнаружилось множество предметов, имеющих прямое или косвенное отношение к флоту XVIII - XIX веков: кузнечные меха, циркульная пила, токарный станок, домкрат, штурвал и даже напёрсток для шитья парусов.
В Воронеже мы побывали на линейном корабле «Гото Предестинация», копии корабля петровского времени. Экскурсию провела заведующая отделом «История создания морского флота» Воронежского краеведческого музея Елена Николаевна Селезнёва. Сам корабль находится на балансе МЧС, обслуживается командой из двадцати матросов, а музей владеет экспозицией на борту. На реальном судне экскурсии можно проводить не более чем для двадцати человек в час. По мнению Елены Николаевны, в Казани имеет смысл строить не действующие копии, а макеты судов - в целях безопасности и увеличения пропускной способности.
В самом краеведческом музее есть раздел экспозиции об истории создания Воронежского адмиралтейства. Ничего относящегося к Казани не нашлось. Зато удалось получить представление о том, как может быть организована экспозиция о строительстве флота.
Последним в ходе поездки стал Государственный Исторический музей в Москве. Здесь множество экспонатов по теме морского и речного флота, некоторые, возможно, имеют отношение к Казанскому адмиралтейству: старинные карты с Казанью и Каспийским морем, портреты Дмитрия Кантемира, Алексея Макарова и других особ из свиты Петра I. Вероятно, какие‑то интересные нам предметы могут храниться в фондах музея.
Зайцев Виталий Александрович - старший научный сотрудник отдела истории и культуры Татарстана Национального музея Республики Татарстан.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев