В поисках обнажённого человека
В коридорах Казанского художественного училища им. Николая Фешина — тишина. В классах идут уроки. На дверях некоторых аудиторий таблички — «Не входить. Обнажённая модель».
В коридорах Казанского художественного училища им. Николая Фешина — тишина. В классах идут уроки. На дверях некоторых аудиторий таблички — «Не входить. Обнажённая модель». Секреты взаимодействия «Пигмалионов и Галатей» нашим читателям раскрывает директор училища Ольга ГИЛЬМУТДИНОВА.
— Ольга Александровна, добрый день! Образование юных художников начинается с геометрических фигур, потом они рисуют баночки, скляночки… А дальше? Когда появляется человек и почему он голый?
— Студенты первого курса рисуют натюрморты, второго — гипсовые головы, а к изучению человеческого тела переходят на третьем. Основа основ — пластическая анатомия, сначала ребята исследуют строение ног и рук, и уже на четвёртом курсе рассматривают человека целиком. Для того, чтобы научиться рисовать одетых героев, нужно знание внутренней конструкции, ведь любые складки, любые изгибы образуются исходя из особенностей фигуры конкретного человека.
В зависимости от изучаемого предмета, может меняться и цель работы с обнажённой натурой: так, для рисунка важна точность анатомического строения, а для живописи — цветовые отношения, идея, которую хочет высказать художник.
Ольга Гильмутдинова
Фото Гульнары Сагиевой
— Кого чаще рисуют — мужчин или женщин? Есть ли разница для образовательного процесса?
— Исторически, в работах старых художников обнажённая натура — в основном мужская. Как правило, в основе сюжетов были библейские истории, преимущественно с героями-мужчинами. Мужская натура тогда изучалась очень подробно. Обнажённая женщина — это немножко другое, её художники писали и пишут для понимания красоты мира. Её изучение в образовательном процессе началось значительно позже. Отмечу: художники не воспринимают обнажённую натуру как тело, это объект для изображения, для зрительного восторга, поэтому в любой натуре видятся пластический знак, цветовые пятна, которые в картинной плоскости складываются в законченное решение.
Есть воспоминания Николая Ивановича Фешина: когда он готовился к экзамену по анатомии для поступления в Академию художеств, нарисовал больше 300 рисунков. Преподаватель был строг: «Рисовать красивые картинки — не значит знать анатомию!» Хотя, как уверяет сам Фешин, знал он её практически в совершенстве... Это чётко ощущается в его рисунках: обратите внимание, как пластически один элемент человеческого тела переходит в другой, как преломляется конструкция…
Т. Портнова. «Обнажённая натурщица у окна»
Холст, масло. 1999. Преподаватель А. Г. Хамидуллин
— Сегодняшние натурщики — кто они?
— Совершенно разные люди. Есть и молодые девушки-студентки, и их друзья, и люди в возра-
сте. Конечно, определённое табу в обществе всё равно существует: что, мол, это такое, позировать раздетым?! И, конечно, здесь приходится говорить о том, что никогда художники не смотрят на обнажённое тело как на просто тело.
— Никогда-никогда? История Пигмалиона и Галатеи невозможна?
— Не буду уверять на сто процентов, но глобально, когда мы смотрим на натуру, мы отключаемся от понимания физиологического и художественного. В первую очередь видятся пластика, цветовое отношение, видится человек, как очень сложная конструкция, как что-то совершенное — любой человек однозначно имеет божественное начало. Предметы, созданные людьми, могут быть красивыми по форме, идеально выверенными, но только человек — уникален. И каждая натура, обнажённая или не обнажённая, имеет свою изюминку, которую нужно увидеть, но, конечно, это не всегда происходит.
Фото Гульнары Сагиевой
— Сколько по времени занимает работа с натурой?
— Зависит от того, насколько (будущий) художник владеет мастерством, но в среднем любая натура — это минимум двенадцать часов. Дальше — до бесконечности. Может быть и двадцать четыре, и тридцать часов…
О. Михасёва. «Обнажённая»
Холст, масло. 2010. Преподаватель О. А. Гильмутдинова
— И модель приходит все эти разы?
— Конечно, с определённой регулярностью.
— Работа модели оплачивается?
— Да, но оплата символическая, если разделить на часы, получится на какую-то копеечку больше, чем минимальный размер оплаты труда, поэтому назвать это заработком сложно…
— В здании училища довольно прохладно. Модели не замерзают?
— Если нужно, приносим дополнительные обогреватели, так что всё в порядке!
— Самим студентам нравятся эти занятия?
— Рисовать человека всегда интересно, обнажённого — в том числе.
«На время сеанса забудь, что она женщина…»
К нашему разговору подключается заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, преподаватель живописи Айрат Габдуллович ХАМИДУЛЛИН:
— Отметьте: всегда есть разница — обнажённые или голые.
— В чём она состоит?
— Глядя на работы истинного мастера, у зрителя не возникает физиологических эмоций, ты забываешь о том, что женщина на картине раздета; акцент делается на цвет, пластику, а если этого нет, тогда остаётся только голое тело, и всё.
В учебном процессе я предпочитаю моделей-женщин, по моему мнению, мужчин писать нельзя, они некрасивые. Любая женщина априори прекраснее мужчины. Да, у неё могут быть недостатки, но задача художника состоит в том, чтобы их скрыть. Художнику важно обмануть зрителя — но при этом сохранить сходство.
Фото Гульнары Сагиевой
— То есть если у модели есть морщинки, или там прыщик — от них лучше отойти?
— Конечно! Важна и поза, которая не должна быть пошлой. Да, сейчас могут нарисовать всё что угодно, но это не будет красиво. Случается, что, не имея опыта, юный художник изображает героиню хуже, чем она есть, но со временем он учится этого избегать.
— В чём отличие профессиональной и непрофессиональной натурщицы?
— В годы моей учёбы и работы в Москве общался именно с профессионалками. Это была их основная деятельность, с записью в трудовой, которая звучала как «ассистент художника». Среди них встречались и девушки с тремя образованиями, со знаниями языков, которые на самом деле сотрудничали с КГБ…
Кроме того, профессиональные модели точно знают и понимают, какая должна быть поза, как нужно встать; у них другая степень выносливости, они достаточно легко приспосабливаются, ведь часами сидеть или стоять в одной позе не так-то просто!
Те, кто приходят сюда сегодня, вряд ли сделают это своей постоянной работой: прямо сейчас им деньги нужны, они пришли, попозировали, и на этом всё.
— Героини могут забрать рисунки со своим изображением с собой?
— Работы, как правило, остаются у студентов, но модели не так сильно похожи, их лица не найдут по этим рисункам. Конечно, можно договориться и оставить что-то на память.
— Художники не смотрят на модель как на объект желания?
— Нет, если пишешь обнажённую, ты не воспринимаешь её как женщину. Даже если речь о любимой женщине, на время сеанса об этом нужно забыть…
Т. Портнова. «Обнажённая натурщица»
Бумага, графитный карандаш. 2000. Преподаватель А. Г. Хамидуллин
Н. Габдулхаков. «Обнажённая модель у зеркала»
Холст, масло. 1999. Преподаватель А. Г. Хамидуллин
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев