Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Вековые традиции казанского судостроения

Журнал «Казань», № 2, 2017 Каким будет музейный комплекс «Адмиралтейская верфь» Музейный комплекс «Адмиралтейская верфь» создаётся в условиях активного развития новых технологий и различных инноваций, когда музеи стремятся занять достойное место на рынке культурных продуктов и услуг, развивая всевозможные виды сервисов.

Сегодня миссия музея не сводится только к сохранению и показу историко‑культурного и природного наследия, но всё более направлена на устойчивое развитие и продвижение территории.

Столица Татарстана может гордиться тем, что история со­здания Российского флота связана с Казанским адмиралтейством, ставшим одним из крупных судострои­тель­ных предприятий XVIII века.

С самого начала своего Ка­зань, расположенная на слиянии Волги и Казанки, занимала важное место в становлении и развитии Великого Волжского пути - трансъевропейской магистрали из Балтики в страны Востока.

Веками здесь формировались традиции судостроения. Уже в летописных источниках XVI века - «Царственной Книге» и «Казанском летописце» упоминается татарское селение Бишбалта, где строились суда в Казани. В начале XVIII века голландский художник и путешественник Корнелис де Бруин в путевых записках уже описал судострои­тель­ную верфь: «Мы проехали немного вперёд, напротив верфи, где строились корабли, в 6 или 7 верстах от города, в месте, где река очень широка. Там 40 барк и кораблей на спускном помосте (стапелях) и множество других судов, начатых стройкой и стоявших более впереди, подле города».

Казанское адмиралтейство было со­здано в 1718 году и просуществовало до 1830 года. За это время здесь построили более четырёхсот судов различного типа для Чёрного, Каспийского, Балтийского и Северного морей. Среди них - семь бомбардирских кораблей, двена­дцать фрегатов, корвет, пять бригов, двена­дцать палубных ботов, две бригантины, тендер, двена­дцать галиотов, четыре люгера, большой транспорт, одинна­дцать обыкновенных транспортов, десять гетботов, семь кугоров, четыре эмбенских бота, восемь военных иолов, две канонерские лодки, сорок шесть военных гардкотов и другие мелкие суда.

Музейный комплекс «Адмиралтейская верфь» возникнет на историческом местоположении Казанского адмиралтейства и станет одним из немногих российских музеев (таких всего пять), посвящённых истории судостроения и становления военно‑морского и речного флотов, и вторым после петербургского музея «Адмиралтейские верфи», где будет показана история верфи, со­здания и деятельности третьего по дате образования адмиралтейства в России.

В основе концепции «Адмиралтейской верфи» - значимость исторической территории как уникального комплекса памятников и культурных традиций.

Мы познакомились с оте­че­ственным и зарубежным опытом музеев и музейных комплексов сходной тематики. Такие существуют во многих городах мира, и прежде всего тех, которые на протяжении веков были крупнейшими портами и центрами кораблестроения - в Париже (Франция), Мадриде и Барселоне (Испания), Осло (Швеция), Амстердаме (Голландия). К сожалению, знакомство с этим опытом отчасти было виртуальным. Члены творческой группы провели огромную работу по выявлению документов в фондах Российского государственного архива Военно‑морского флота.

Территория, где строились суда в Казани до основания адмиралтейства, в источниках определялась как «устье реки Казанки». Верфь находилась на левом берегу реки возле села Бишбалта, но предположительно и на правом берегу выше по течению также была верфь. Изначально адмиралтейство занимало пашенные земли Зилантова Успенского монастыря на левом берегу Казанки.

С восточной стороны территория отделялась обводным каналом: это был глубокий ров, вырытый от Казанки, который, обогнув адмиралтейство, впадал в реку значительно ниже, и предполагается его воссо­здание.

Не сохранились производственные и административные здания адмиралтейства. Поэтому в дальнейшем будут проводиться архео­логические исследования, чтобы выявить остатки строений верфи, а также предметы, связанные с производственными работами, которые могут показываться на месте раскопок или войти в экспозицию музея.

В отличие от уже действующих российских музеев, в Казани возникнет целый музейный комплекс, который будет включать Музей Казанского адмиралтейства и галеру «Тверь», береговой маяк со смотровой площадкой и пушкой для полуденного выстрела, а также ветряную и водяную мельницы, пильную мастерскую, кузницы.

Музейный комплекс будет создаваться в несколько этапов. Первыми должны начать действовать музей «Казанское адмиралтейство», музей «Галера «Тверь», маяк со смотровой площадкой и артиллерийской пушкой для полуденного выстрела.

Музей «Казанское адмиралтейство» представит историю развития крупного промышленного предприятия, во многом определившего значимость Казани как одного из центров российского военно‑морского флота в XVIII - XIX веках и в настоящее время. Главное здание будет воссо­здано по образцу главного здания Петербургского адмиралтейства.

В залах музея разместятся модели и макеты судов разных исторических перио­дов. Здесь будут и подлинные экспонаты или научные реконструкции предметов. Среди них - навигационные и астрономические приборы, карты, глобус, атласы, морские справочники, живописные произведения.

Посетители познакомятся с «биографиями» известных кораблей, их участием в морских сражениях, коллекциями старинного оружия, абордажных приспособлений и корабельной артиллерии, военной формой различных времён, медалями и элементами обмундирования.

Многие разделы экспозиции будут интерактивными. С повседневной жизнью военного морского корабля познакомят сундуки моряков со всем содержимым, предметы быта и службы моряков и командиров. Здесь можно будет совершать виртуальное путешествие в мир морских сражений и кораблестрои­тель­ства.

«Звездой» музейного комплекса станет «Галера «Тверь» - полномасштабная реконструкция исторического судна, связанного с путешествием императрицы Екатерины II по Волге в 1767 году для ознакомления с восточными областями государства.

У посетителей галеры появится возможность осмотреть верхнюю палубу и внутренние помещения судна, которые максимально полно воссоздадут обстановку середины XVIII века. Многие из них, предназначенные для гребцов и экипажа галеры, не имели окон и освещались только через вырезы палубных люков и масляными фонарями. Здесь сделают небольшие выгородки‑каюты и рундуки для хранения личного и корабельного имущества. В кормовой части судна в настройке будет воссо­здано убранство парадных кают. Интерактивная карта «Путешествие Екатерины II по Волге» познакомит с маршрутом поездки, сведениями о городах, где императрица останавливалась, и целях её визита.

Наверняка привлечёт внимание посетителей береговой маяк со смотровой площадкой. Строительством первых маяков в России занялись в начале XVIII века именно в связи с развитием флота и судостроения. Они устанавливались на берегах морей и рек, либо на прибрежных островах, и служили важнейшим средством ориентации на воде.

Маяк обозначит местоположение «Адмиралтейской верфи» со стороны Волги и одновременно послужит прекрасной смотровой площадкой для кругового обзора. Башня маяка будет иметь характерную цветную отметку из нескольких полос, так называемую «дневную метку», а в ночное время - подсветку типа «секторных огней» на разные стороны.

Возле маяка расположится артиллерийская пушка для полуденного выстрела, который может стать новой традицией в культурной жизни Казани.

Создание нового музейного комплекса «Казанское адмиралтейство», связанного с великой рекой, позволит нашему городу стать ещё более привлекательным. Благодаря высокому природному и культурному потенциалу, традициям волжских путешествий и судостроения Ка­зань может получить новый бренд - «столица Волги», а «Адмиралтейская верфь» - войти в список популярных туристических объектов Татарстана и России.

Измайлова Светлана Юрьевна - заместитель генерального директора по научно‑исследовательской работе Национального музея Респуб­лики Татарстан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев