Вековые традиции казанского судостроения
Журнал «Казань», № 2, 2017 Каким будет музейный комплекс «Адмиралтейская верфь» Музейный комплекс «Адмиралтейская верфь» создаётся в условиях активного развития новых технологий и различных инноваций, когда музеи стремятся занять достойное место на рынке культурных продуктов и услуг, развивая всевозможные виды сервисов.
Сегодня миссия музея не сводится только к сохранению и показу историко‑культурного и природного наследия, но всё более направлена на устойчивое развитие и продвижение территории.
Столица Татарстана может гордиться тем, что история создания Российского флота связана с Казанским адмиралтейством, ставшим одним из крупных судостроительных предприятий XVIII века.
С самого начала своего Казань, расположенная на слиянии Волги и Казанки, занимала важное место в становлении и развитии Великого Волжского пути - трансъевропейской магистрали из Балтики в страны Востока.
Веками здесь формировались традиции судостроения. Уже в летописных источниках XVI века - «Царственной Книге» и «Казанском летописце» упоминается татарское селение Бишбалта, где строились суда в Казани. В начале XVIII века голландский художник и путешественник Корнелис де Бруин в путевых записках уже описал судостроительную верфь: «Мы проехали немного вперёд, напротив верфи, где строились корабли, в 6 или 7 верстах от города, в месте, где река очень широка. Там 40 барк и кораблей на спускном помосте (стапелях) и множество других судов, начатых стройкой и стоявших более впереди, подле города».
Казанское адмиралтейство было создано в 1718 году и просуществовало до 1830 года. За это время здесь построили более четырёхсот судов различного типа для Чёрного, Каспийского, Балтийского и Северного морей. Среди них - семь бомбардирских кораблей, двенадцать фрегатов, корвет, пять бригов, двенадцать палубных ботов, две бригантины, тендер, двенадцать галиотов, четыре люгера, большой транспорт, одиннадцать обыкновенных транспортов, десять гетботов, семь кугоров, четыре эмбенских бота, восемь военных иолов, две канонерские лодки, сорок шесть военных гардкотов и другие мелкие суда.
Музейный комплекс «Адмиралтейская верфь» возникнет на историческом местоположении Казанского адмиралтейства и станет одним из немногих российских музеев (таких всего пять), посвящённых истории судостроения и становления военно‑морского и речного флотов, и вторым после петербургского музея «Адмиралтейские верфи», где будет показана история верфи, создания и деятельности третьего по дате образования адмиралтейства в России.
В основе концепции «Адмиралтейской верфи» - значимость исторической территории как уникального комплекса памятников и культурных традиций.
Мы познакомились с отечественным и зарубежным опытом музеев и музейных комплексов сходной тематики. Такие существуют во многих городах мира, и прежде всего тех, которые на протяжении веков были крупнейшими портами и центрами кораблестроения - в Париже (Франция), Мадриде и Барселоне (Испания), Осло (Швеция), Амстердаме (Голландия). К сожалению, знакомство с этим опытом отчасти было виртуальным. Члены творческой группы провели огромную работу по выявлению документов в фондах Российского государственного архива Военно‑морского флота.
Территория, где строились суда в Казани до основания адмиралтейства, в источниках определялась как «устье реки Казанки». Верфь находилась на левом берегу реки возле села Бишбалта, но предположительно и на правом берегу выше по течению также была верфь. Изначально адмиралтейство занимало пашенные земли Зилантова Успенского монастыря на левом берегу Казанки.
С восточной стороны территория отделялась обводным каналом: это был глубокий ров, вырытый от Казанки, который, обогнув адмиралтейство, впадал в реку значительно ниже, и предполагается его воссоздание.
Не сохранились производственные и административные здания адмиралтейства. Поэтому в дальнейшем будут проводиться археологические исследования, чтобы выявить остатки строений верфи, а также предметы, связанные с производственными работами, которые могут показываться на месте раскопок или войти в экспозицию музея.
В отличие от уже действующих российских музеев, в Казани возникнет целый музейный комплекс, который будет включать Музей Казанского адмиралтейства и галеру «Тверь», береговой маяк со смотровой площадкой и пушкой для полуденного выстрела, а также ветряную и водяную мельницы, пильную мастерскую, кузницы.
Музейный комплекс будет создаваться в несколько этапов. Первыми должны начать действовать музей «Казанское адмиралтейство», музей «Галера «Тверь», маяк со смотровой площадкой и артиллерийской пушкой для полуденного выстрела.
Музей «Казанское адмиралтейство» представит историю развития крупного промышленного предприятия, во многом определившего значимость Казани как одного из центров российского военно‑морского флота в XVIII - XIX веках и в настоящее время. Главное здание будет воссоздано по образцу главного здания Петербургского адмиралтейства.
В залах музея разместятся модели и макеты судов разных исторических периодов. Здесь будут и подлинные экспонаты или научные реконструкции предметов. Среди них - навигационные и астрономические приборы, карты, глобус, атласы, морские справочники, живописные произведения.
Посетители познакомятся с «биографиями» известных кораблей, их участием в морских сражениях, коллекциями старинного оружия, абордажных приспособлений и корабельной артиллерии, военной формой различных времён, медалями и элементами обмундирования.
Многие разделы экспозиции будут интерактивными. С повседневной жизнью военного морского корабля познакомят сундуки моряков со всем содержимым, предметы быта и службы моряков и командиров. Здесь можно будет совершать виртуальное путешествие в мир морских сражений и кораблестроительства.
«Звездой» музейного комплекса станет «Галера «Тверь» - полномасштабная реконструкция исторического судна, связанного с путешествием императрицы Екатерины II по Волге в 1767 году для ознакомления с восточными областями государства.
У посетителей галеры появится возможность осмотреть верхнюю палубу и внутренние помещения судна, которые максимально полно воссоздадут обстановку середины XVIII века. Многие из них, предназначенные для гребцов и экипажа галеры, не имели окон и освещались только через вырезы палубных люков и масляными фонарями. Здесь сделают небольшие выгородки‑каюты и рундуки для хранения личного и корабельного имущества. В кормовой части судна в настройке будет воссоздано убранство парадных кают. Интерактивная карта «Путешествие Екатерины II по Волге» познакомит с маршрутом поездки, сведениями о городах, где императрица останавливалась, и целях её визита.
Наверняка привлечёт внимание посетителей береговой маяк со смотровой площадкой. Строительством первых маяков в России занялись в начале XVIII века именно в связи с развитием флота и судостроения. Они устанавливались на берегах морей и рек, либо на прибрежных островах, и служили важнейшим средством ориентации на воде.
Маяк обозначит местоположение «Адмиралтейской верфи» со стороны Волги и одновременно послужит прекрасной смотровой площадкой для кругового обзора. Башня маяка будет иметь характерную цветную отметку из нескольких полос, так называемую «дневную метку», а в ночное время - подсветку типа «секторных огней» на разные стороны.
Возле маяка расположится артиллерийская пушка для полуденного выстрела, который может стать новой традицией в культурной жизни Казани.
Создание нового музейного комплекса «Казанское адмиралтейство», связанного с великой рекой, позволит нашему городу стать ещё более привлекательным. Благодаря высокому природному и культурному потенциалу, традициям волжских путешествий и судостроения Казань может получить новый бренд - «столица Волги», а «Адмиралтейская верфь» - войти в список популярных туристических объектов Татарстана и России.
Измайлова Светлана Юрьевна - заместитель генерального директора по научно‑исследовательской работе Национального музея Республики Татарстан.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев