«Великий Шаляпин» Киновозвращение
Музейное сообщество утверждает: единственный путь к единению и укреплению России, её процветанию — это путь культуры, путь воспитания человека культуры.
Музейное сообщество утверждает: единственный путь к единению и укреплению России, её процветанию — это путь культуры, путь воспитания человека культуры. Но сегодня мало документальных фильмов, посвящённых творчеству выдающихся российских музыкантов, художников, артистов, и фильмов с размышлениями о высоком искусстве. И всё же в наши зачастую сложные для культуры времена есть режиссёры-документалисты, такие как Ю. Н. Альдохин, на которых держится вера в то, что общими усилиями мы преодолеем эти трудности.
Ю.Н.Альдохин 1984 год
Творчество Фёдора Ивановича Шаляпина — одна из блистательных страниц всемирной истории музыкального театра. Уникальный голос великого артиста звучит в Музее А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина, привлекая внимание казанцев и гостей города, подтверждая мысли о таланте «на все времена», как живопись Боттичелли или Рафаэля.
Многие годы музей собирает удивительных людей: «шаляпнутых» учёных, исследователей творчества артиста и общественных деятелей Москвы, Петербурга, Кисловодска, Кирова, Уфы, Нижнего Новгорода. На Шаляпинских чтениях были представлены замечательные фильмы кинодокументалистов Ю. Б. Беспалова (Нижний Новгород), А. Н. Сокурова (Санкт-Петербург), В. Ф. Федорченко, С. В. Колосова (Москва).
Настоящим подвижником в деле увековечения памяти о Шаляпине стал кинорежиссёр Юрий Николаевич Альдохин. Тридцать лет назад в музее показали его работу «Великий Шаляпин» — огромный вклад автора в создание шаляпинианы. Успех фильма был обеспечен тем, что он сумел привлечь уникальные документальные материалы, хранящиеся у наследников певца за рубежом, и талантом самого режиссёра-сценариста.
Альдохин открыл Шаляпина неожиданно, и это сразу перевернуло всю его жизнь. О себе он говорит: «Шаляпин виноват в том, что я стал заниматься не крекингом нефти и всякими её фракциями… Фёдор Иванович словно взял меня за руку и повёл в неведомое. Мне стало интересно жить, выдумывать, пробовать, увлекаться». В юности он разучивал арии из опер и романсы, пел народные песни в унисон с великим певцом, заводя пластинки на радиоле.
Судьбы великих актёров, художников, музыкантов, их интересная жизнь, наполненная разнообразными событиями, направила режиссёра в этот бесконечный мир художественного творчества. «Держать камеру» Альдохин учился у знаменитого оператора Бориса Израилевича Волчека. Кинематограф стал его страстью на всю жизнь. Муки творчества были очень сладки, а маленькие победы отправляли в полёт.
Ошеломляющий успех принёс режиссёру фильм «Власть музыки», где он работал вместе с талантливыми людьми: звукорежиссёром Виктором Бабушкиным, дирижёром Геннадием Рождественским, виолончелистом Мстиславом Ростроповичем и другими выдающимися современниками. Ирина Архипова познакомила режиссёра с Иваном Петровым и Александром Огнивцевым — известными басами, которые подражали своим искусством Шаляпину.
Фильм Альдохина об опере высоко оценила Галина Вишневская, а Центральное телевидение СССР заказало ему киноленту о балете Большого театра. Работая над фильмом «Сочинения танцев», Альдохин познакомился с легендами мирового балетного искусства: Касьяном Голейзовским, Юрием Григоровичем, Родионом Щедриным, Майей Плисецкой и другими мастерами балетной сцены.
Идея впервые рассказать фильмом о модных французских шансонье привела Альдохина в Париж. Знаменитые писатели Илья Эренбург и Морис Дрюон поддержали инициативу режиссёра, одобрили замысел картины и отнеслись к созданию фильма о французской песне с большим энтузиазмом. В Париже Альдохин снимал Ива Монтана, Жоржа Бранссенса, Жана Ферра, Мирей Матье…
Над фильмом о Шаляпине Альдохин работал в 1990-е годы тоже во Франции. В парижской газете появилось объявление: «Многоуважаемые господа! Режиссёр из Москвы снимает многосерийный документальный фильм о жизни и творчестве Ф. И. Шаляпина. Буду чрезвычайно признателен всем, кто имеет фотографические и иные документальные материалы, связанные с жизнью великого артиста и сможет предоставить их для пересъёмки».
Опубликовать объявление Альдохину помог один из замечательных поэтов русского зарубежья, последний из могикан парижской эмиграции Кирилл Дмитриевич Померанцев. Режиссёру посчастливилось познакомиться с сотрудниками известных редакций французской периодики, включая «Новый журнал», «Возрождение», «Мосты», обладавшими бесценными материалами о Шаляпине.
Многолетний секретарь старейшего эмигрантского еженедельника «Русская мысль» Нина Константиновна Прихненко, подруга детства младшей дочери артиста Даси Шуваловой, поделилась с режиссёром уникальными материалами из личного архива и воспоминаниями о семейной жизни Шаляпина в Париже и Сен-Жан-де-Люзе.
Гениальный балетмейстер Рудольф Хамитович Нуриев, узнав о том, что снимается фильм о Шаляпине, вызвался устраивать встречи режиссёра с необходимыми людьми. Бог танца являлся директором балетной труппы Гранд-опера и договорился с работниками, ведающими архивными материалами театра, чтобы безвозмездно выдавались все документы о выступлениях Шаляпина на его сцене. Нуриев помогал режиссёру и в США. В Нью-Йорке он предложил Альдохину связаться с состоятельными русскими эмигрантами, которые могли бы профинансировать фильм…
«Великий Шаляпин» — это полная драматизма история жизни великого оперного певца, первого народного артиста СССР, талантливо рассказанного посредством кинодокументалистики. Сюжет фильма неразрывно связан с искусством, а повествование в картине выходит далеко за рамки одной судьбы. XX век в России видел всё, от горьких трагических потерь до великих взлётов духа и мужества. И ничто так не объединяло людей во все времена, как искусство.
Год 2022-й объявлен Годом народного искусства нематериального культурного наследия народов России. Отражением всего самого народного в искусстве является творчество Шаляпина. Фёдор Иванович — выходец из самых глубин народной жизни, благодаря природному таланту и невероятной работоспособности достигший небывалых высот в оперном искусстве. В фильме Альдохина «Великий Шаляпин» о себе, о любви к России, о своих переживаниях высокого в искусстве рассказывает сам артист.
Фридрих Ницше удивительно коротко и точно высказался: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Действительно, именно благодаря этому многие из нас не впадают в уныние, осознавая, сколько несправедливости разлито в мире. Только талантливым людям дана способность вдохновенно творить, создавая образы, позволяющие соприкоснуться с вечностью. Так спасительно, наряду с верой, лишь подлинное искусство, такое как искусство Шаляпина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев