Вклад заводчан Казанского авиационного завода в создание мечети Кул Шариф
«4 декабря территория цеха 85 напоминала выставочный павильон. Издалека во всей красе золотом и небесной синью поблёскивали четыре изумительных минарета, изготовленных для мечети Кул Шариф. Все, кто был причастен к их созданию, собрались здесь, чтобы полюбоваться результатами своего труда. Изготавливались минареты в разных цехах, а сейчас их собрали все воедино».
Фото из архива заводского музея
Эти строки были опубликованы 27 декабря 2000 года в статье газеты «Вперёд», издаваемой на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова — филиале АО «Туполев». И, возможно, это единственное СМИ, которое отобразило вклад заводчан в создание мечети. А он — немалый. Помимо минаретов, на КАЗ изготовили и сварили купол мечети, изготовили и установили полумесяцы, оформили входной портал в виде раскрывающихся цветков из ажурных металлических переплетений, а также два малых минарета.
Газета сообщает, что за столь ответственное и трудоёмкое дело в Татарстане взялись только авиастроители. Особую сложность представляли ажурные металлические переплетения в виде раскрывающегося лотоса, шары, полумесяцы и другие элементы. Их нужно было изготовить в строгом соответствии с традициями ислама. Коллективам цехов 17, 18, 22, 29, 33, 34, 37, 45, 62, 70, 72, 78, 79 пришлось работать сверхурочно в рабочие дни, а также без выходных и праздников. Кто-то кроил, кто-то клепал, кто-то выполнял жестяные работы. Над заказом трудились гальваники, термисты, слесари, фрезеровщики, сварщики, штамповщики, полировщики, маляры и представители иных рабочих профессий.
Но, прежде всего, по эскизам архитекторов на заводе изготовили конструкторскую документацию. Поручили это отделу механизации, поскольку его специалисты всегда занимались решением нестандартных задач. Сегодня это структурное подразделение называется отделом проектных технологий. Начальник бюро специализированной технологической оснастки Ильдар Шигапов уделил нам время в своём плотном рабочем графике и нашёл в архиве отдела конструкторскую документацию по Кул Шариф.
Мечеть Кул Шариф.
Фото Азата Ягудина
Ильдар Илхамович рассказал, что он тоже причастен к работам, связанным с мечетью. На завод он пришёл в 2003 году, после окончания школы. Начал свою деятельность учеником токаря в цехе 70. Ему довелось работать с деталями для минаретов, а также сотрудничать с конструкторами из отдела механизации. Они помогали разобраться с технической документацией.
Поскольку молодых рабочих на заводе мотивируют на продолжение образования, Ильдар окончил авиационный техникум и авиационный институт. Он начал работать в отделе механизации, где наставники познакомили его со всеми уникальными работами, которые поручались отделу. Поэтому он знает, что в архиве отдела хранятся документы по Кул Шариф, а также кто какую работу выполнял. Например, конструктор бюро грузоподъёмных приспособлений Анатолий Мамочкин разработал стол под самый большой в мире Коран, который привезли в Кул Шариф. Задача была нетривиальной — Коран весит 800 кг.
После того как отделом механизации были созданы чертежи, начальники бюро технологической подготовки каждого задействованного в работе цеха разработали технологические процессы. Просчитали необходимые материалы и трудоёмкость. Начальником БТП цеха 17 была Василя Бариевна Хуснуллина. Сейчас она на заслуженном отдыхе и хорошо помнит, как часто оставалась после работы, но с заданием справилась в срок. Трое её внуков знают, что их бабушка участвовала в создании красавицы-мечети Кул Шариф. А сама она гордится своей причастностью к этому событию — восстановлению исторической справедливости — обретению Казанским Кремлём утраченной мечети.
Чертёж элемента минарета Кул Шариф.
Начальник бюро специализированной технологической оснастки КАЗ им. С. П. Горбунова — филиала АО «Туполев» Ильдар Шигапов.
Фото Азата Ягудина
Архитектура и история
Если объединить эти дисциплины применительно к Казанскому Кремлю, то можно понять, каким образом историческая справедливость восторжествовала в 2005 году, когда открыли мечеть Кул Шариф и провели реставрацию Благовещенского собора.
Зайдём в Кремль с главного входа — через Спасскую башню. Слева мы обнаружим территорию, свободную от старинных построек. Тем не менее она может многое рассказать как о давних временах, так и о неумолимости движения колеса Фортуны. Но для этого необходимо знать историю этой территории. Причём с 1552 года, когда войска Ивана Грозного штурмом взяли Казанский Кремль, разрушили постройки, погосты, мечети. В том числе и соборную мечеть, славившуюся своим богатым убранством и собиравшую на пятничный намаз почти всё мужское население столицы.
Прибывшие вслед за войсками Ивана Грозного мастера начали строить в Кремле православные храмы. Центральный въезд украсила Спасская надвратная церковь, слева за вратами был возведён Спасо-Преображенский монастырь. Как написал представитель Сената, посетивший Казань в 1763 году: «Спасский монастырь имеет внутреннее и наружное великолепное украшение немалой величины». И на протяжении почти четырёх столетий самых знатных людей Казани хоронили за алтарём монастырского собора. В 20-е годы XX века эти захоронения уничтожили, а монастырский собор, церковь, колокольню взорвали. Повторилась ситуация 1552 года, но уже с православным храмом.
Год 2005-й не только восстановил в Кремле историческую справедливость, но и установил паритет двух главных конфессий Татарстана. Была возведена мечеть, названная в честь погибшего во время взятия Казани сеида — потомка пророка Мухаммеда — Кул Шарифа, и отреставрирован Благовещенский собор. Первый вариант собора был построен в первые дни после взятия Казани.
Помним историю — строим будущее
Этот слоган нередко можно прочитать на информационных стендах в цехах Казанского авиационного завода. И заводчане оценили, что при создании Музея Спасской башни Кремля в его экспозиции указали, что в 1963 году на башне вместо орла установили позолоченную звезду и что звезду изготовил Казанский авиационный завод. И перечислены имена заводчан, участвовавших в её создании.
Представители Совета молодёжи завода во главе с руководителем аппарата директора Еленой Родионовой посетили Музей Спасской башни.
«В прошлом году на заводе была закончена большая работа по созданию обновлённого музея предприятия. Делали мы это всем коллективом, включая и нашу молодёжь, с помощью профессионалов из Петербурга. А главное, руководствуясь словами гениального авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева: «Мы должны помнить историю и людей, с любовью её делавших». И нам приятно, что имена наших коллег сохраняются в истории Кремля», — говорит Елена Юрьевна.
Помимо музея, который был создан на заводе в 1968 году и постоянно пополнял свою коллекцию, историю завода хранят подшивки заводских газет «Вперёд» и «Алга». На русском и татарском языках они пишут заводскую летопись, начиная с 1932 года. Изначально газета называлась «Крылья Советов», позже была переименована в «Орджоникидзевец». После эвакуации в 1941 году в Казань Московского авиационного завода и объединения двух коллективов в один, газета стала называться «Вперёд» — по наименованию московской заводской многотиражки.
Представители Совета молодёжи КАЗ им. С. П. Горбунова — филиала АО «Туполев» в Музее Спасской башни Кремля.
Фото Азата Ягудина
В декабре 2000 года в газете «Вперёд» была опубликована статья под названием «С верою и надеждою в новый век». В это не самое лучшее время для заводского коллектива сотрудники редакции провели опрос работников завода. Спрашивали и о том, каким запомнится год уходящий, а также о надеждах на год грядущий. Слесарь-монтажник цеха 22 Радиф Ахметзянов ответил, что работы, к счастью, было много. Огорчало то, что заработную плату задерживали. «И всё же я пребываю в приподнятом настроении. Участвовал вместе с другими работниками цеха в выполнении ответственного заказа по изготовлению минаретов для мечети Кул Шариф. Мне, как мусульманину, делать было это вдвойне приятно. Когда-нибудь, прогуливаясь у кремлёвских стен со своими внуками, я скажу им: «Взгляните, дети, на эти ослепительно красивые минареты. Они прошли через мои руки. Я, ваш дед, внёс свою лепту в это чудесное творение во имя Аллаха».
Далее он говорит, что на завод стали приходить новые люди, и для него очень важно, чтобы ветераны, и он в том числе, успели обучить профессиональному мастерству новое поколение. Ожидания Радифа Ахметзянова полностью оправдались. Профессиональному мастерству сегодня обучаются на заводе сотни молодых сотрудников, призванных выполнить задачу по производству Ту-214 для отечественных авиаперевозчиков.
И новое поколение заводчан гуляет сегодня по Кремлю и также с верою и надеждою смотрит в день грядущий.
Знак ЮНЕСКО изготовлен на КАЗ им. С. П. Горбунова — филиале АО «Туполев».
Фото Рустэма Забирова
Руководитель аппарата директора КАЗ им. С. П. Горбунова — филиала АО «Туполев» Елена Родионова.
Фото Азата Ягудина
Фото из архива заводского музея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев