Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Волонтёры фестиваля Тома Сойера

Журнал «Казань», № 5, 2018 Городские сума­сшедшие, за свой счёт ремонтирующие чужие дома. Казанцы, которые «без шума и пыли» показывают, как любить город не на словах. И то, и другое утвер­ждение может показаться верным. Каждый выбирает для себя. Хотя без шума и пыли, конечно, не обходится, но это не пугает...

Алсу Халимова

Ночной аудитор ИТ‑парк Отеля, преподаватель цикла экономических дисциплин факультета среднего профессионального образования Университета управления «ТИСБИ».

Я осо­знанно трачу на лесах время и силы

На участие в фестивале меня вдохновил пример друга, за что ему благодарна. Ко­гда присоединилась к «ходящим по лесам», первый сезон уже близился к завершению. Но я успела поверить в идею фестиваля, проникнуться его неповторимой атмо­сферой и даже покрасить забор, как у Марка Твена. Во втором сезоне удалось прикоснуться ко всем четырём домам.

Моё окружение по‑разному реагирует на участие в «Том Сойер фесте»: кто‑то крутит пальцем у виска, кто‑то восхищается. Для меня главное - понимание семьи. На рабочей же площадке я все­гда окружена единомышленниками, им не нужно объяснять, зачем ты сюда приходишь.

В первый день прошлого сезона не­ожи­данно встретилась с одноклассником, которого не видела со школьной скамьи. Он пришёл снимать сюжет для телевидения, а я - работать на лесах. Попытка объяснить, что я тут делаю, высоко приподняла его удивлённые брови. Он несколько раз переспросил, правда ли, что мы тут не ради денег…

На фоне чуть ли не всеобщего попустительства утратам в старой части города любой человек, старающийся сберечь её остатки, возможно, выглядит живым упрёком. Грустно, что многое из старой Казани уже потеряно, но ведь это не значит, что надо отказываться от действий. Что могу сделать лично я? Вероятно, не так уж много. Но давайте начнём с того, что под силу. Для меня это не пустая, а осо­знанная трата времени и сил. Старые дома достойны быть не гниющей раной города, а его украшением.

У меня осторожный оптимизм по поводу нового сезона. Это рекордное количество домов за всю историю фестиваля! Многое зависит от объёма работ, количества волонтёров, самих жителей домов, от капризов погоды… Но глаза страшатся, а руки делают.

Новым волонтёрам с радостью готова помочь советами: как бережно обращаться со старым деревом, правильно шкурить и наносить краску. Знаю десятки способов выведения пятен от краски, а это может о‑очень даже пригодиться!

Формат фестиваля дружественный и открытый. И призывы сохранить историческую среду находят отклик в душах казанцев. У каждого есть прекрасная возможность прикоснуться к целительной старине, ощутить причастность к её сохранению. Вижу, как горожане вглядываются в дома с обновлёнными фасадами, самые разные люди останавливаются, незнакомцы улыбаются друг другу. Возникают новые экскурсионные маршруты.

Фестиваль подарил мне много новых друзей, которые умеют воплощать интересные идеи. Узнала много нового об истории домов и мест, судьбах жителей. Люблю пешие прогулки по городу, часто прохожу мимо домов фестиваля Тома Сойера. Радуюсь чему‑то или грущу, обязательно остановлюсь полюбоваться ими. Они не отворачиваются, радуются мне. Помогают не потерять веру в лучшее будущее.

Евгений Графеев

Ведущий спе­циа­лист Государственного бюджетного учреждения «Центр культурного наследия Татарстана».

Зачем нам вечерние рандеву в старых казанских дворах

Узнав, что в Самаре затеяли фестиваль восстановления исторической среды, а в Казани это поддержали, сразу же решил: буду волонтёром. Охраной культурного наследия я начал интересоваться ещё в университете, несколько лет участвовал в работе Татарстанского отделения Общества охраны памятников. Не сомневался: дома с историей не старьё, которое пора выбросить на свалку подобно отслужившим вещам гардероба, а драгоценность, многие из них - архитектурные жемчужины.

Говорят: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Это про людей. Но окружение мы можем всё‑таки выбирать, хотя бы круг друзей и знакомых. А вот улицу, город и век, как и родителей, трудно выбросить из памяти, даже если с ними вроде бы расстанешься. Они, как и семья, где ты произнёс первые слова, открыл глаза на мир, пребывают с тобой навсе­гда. И если дома на твоей улице унылые, серые, или тяжёлыми громадами отгораживают от тебя деревья, людей по соседству и даже закаты и рассветы, эти депрессивные пространства подавляют. А вот соразмерные людям дома и улицы, не застящие горизонт, позволяющие дышать полной грудью, помогают человеку оставаться человеком.

Унификация породила однообразный ландшафт, а комфортная среда однообразной быть не может. Архитектурное наследие, хранящее память о прошлых эпохах, наполняет ландшафт важными смыслами, сохраняет преемственность поколений и пробуждает в человеке творческое начало.

Поэтому очень жду встречи с сотоварищами на строи­тель­ных лесах.

Эльмира Марданшина

Руководитель Центра подбора персонала Фонда развития города Иннополис.

Мечты сбываются

Два года назад на сессии с коучем я попыталась сформулировать свои жизненные цели. Много с воодушевлением говорила о карьере и бизнесе… Ко­гда мой поток красноречия иссяк, коуч спросил:

- А чего ты хочешь на самом деле?

Я задумалась. И разрешила себе помечтать:

- Хочу отреставрировать какое‑нибудь красивое старинное здание в нашем городе.

- Что же тебя останавливает?

Это невозможно, объяснила я: нужны огромные деньги, знания и опыт реставрации. Всё то, чего у меня нет.

- А кто сказал, что ты должна делать это одна?

Я ушла с коуч‑сессии без ответа на вопрос, что же мне делать со своей мечтой.

Но кто‑то там, наверху, меня услы­шал: через два месяца узнаю, что в Казани будет проводиться фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер фест». Так я попала в команду волонтёров.

Я очень люб­лю старую Ка­зань и её архитектуру, в ней - красота, гармония, в ней есть душа. Больно видеть, как безвозвратно исчезает эта красота и частичка нашей истории. Поэтому обрадовалась возможности сделать что‑то реальное для их сохранения.

За два года я участвовала в обновлении семи домов на старых улочках в центре. Первый из них, дом Печникова на Ульянова‑Ленина, как первая любовь, не забудется. Высоко на горе в этом «дворянском гнезде», как назвали его журналисты, живёт уже пятое поколение одной семьи. Хозяева очень поддерживали нас, поили чаем, постоянно чем‑нибудь угощали, работали вместе с нами. Мы долго счищали старую краску, шкурили. Но всё - в удовольствие. Мне бы самой хотелось жить в таком доме с историей. При должном уходе в добротных старых домах можно создать комфортные условия для их обитателей.

Были и другие дома с прекрасными хозяевами. Встретили, правда, и непонимание некоторых жильцов: зачем нам это надо, что за выгода? Но я уверена, в будущем такого уже не случится. Сейчас жители старых домов сами подают заявки для участия в нашей программе и так же, как мы, ждут наступления рабочего сезона.

На фестиваль Тома Сойера приходят удивительные люди - активные, успешные, творческие. Неравнодушные. Те, кто вместе с тобой шкурят, грунтуют, красят, нежно говорят «наши домики» и счастливы видеть воссо­зданную ­красоту.

Поначалу мы общались только на строи­тель­ных лесах, а в прошлом году уже стали встречаться как давние знакомые: потянуло друг к другу. Ездили на экскурсии по интересным местам, собирались послушать живую музыку, вместе поесть борщ или отведать блюда китайской кухни, отмечали дни рождения.

Теперь фестиваль Тома Сойера для меня - это и радость встреч с друзьями, и ожидание новых знакомств, и удовольствие от физической работы после офисного трудового дня. Главное же - дело, наполненное смыслом.

А ещё - подтверждение того, что мечты сбываются. Присоединяйтесь к нам, и, возможно, какая‑то ваша мечта исполнится нынешним летом.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев