Время перемен
«Консерватория, аспирантура, мошенничество, афёра, суд, Сибирь» — эта сатирическая миниатюра Михаила Жванецкого в своё время вызвала немало разнообразных комментариев.
«Консерватория, аспирантура, мошенничество, афёра, суд, Сибирь» — эта сатирическая миниатюра Михаила Жванецкого в своё время вызвала немало разнообразных комментариев.
А пожелание «что-то подправить в консерватории» стало крылатой фразой, смысл которой современному слушателю уже непонятен. Впрочем, «подправить» всё же пришлось: после вступления России в Болонский процесс изменения в консерватории стали неизбежны.
В 2008 году в разгар реконструкции главного здания Казанской консерватории её ректор Рубин Кабирович Абдуллин и тогдашний проректор по научной работе Александр Львович Маклыгин решили, что самой эффективной «поправкой» станет открытие новой кафедры. Длинное и немного громоздкое название «кафедра музыкально-прикладных технологий» решили оставить, так как под ним можно было объединить самые разные образовательные направления. Безусловные плюсы такого объединения обернулись большими сложностями в реализации нового проекта.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Если кафедра носит название «кафедра специального фортепиано», всем понятно, чем занимаются её студенты. А кафедра музыкально-прикладных технологий? Чему учат здесь?
В Казанской консерватории эта кафедра объединила совершенно разные направления: музыкальная журналистика, музыкальный менеджмент, музыкальна педагогика, а затем и музыкальная звукорежиссура. Пожалуй, кроме определения «музыкальная», других точек соприкосновения между ними не было. Но для многих перечисленные направления оказались невероятно привлекательными. Даже у преподавателей со стажем возникло желание овладеть этими технологиями, чтобы найти для себя что-то новое в своей профессии. Однако одного желания всегда недостаточно. Главная проблема — кто всему этому будет учить музыкантов, которые полжизни занимались игрой на инструменте?
«Нужно учить не рассказом, а работой и показом»
Эта поговорка лучше всего отражала особенности работы созданной кафедры. Для того, чтобы новые специализации обрели необходимую основательность, нужны были специалисты, которых не готовят в консерваториях. Но их не готовят и в университетах! Музыковеды не понимают специфики работы журналиста, а журналисты, увы, не знают настолько хорошо классическую музыку. Менеджеры, подготовленные в немузыкальных вузах, классикой не интересуются, полагая, что она не принесёт больших доходов. А музыкантам, далёким от экономики и финансов, часто приходится самим заниматься не только на своём инструменте, но и договариваться о концертах, афишах, билетах, гостиницах. Необходимо было найти решение кадровой проблемы: нужны были новые люди, универсальные специалисты.
На вновь организованной кафедре новым было всё: специализации, учебные планы, предметы. Всё приходилось разрабатывать с нуля. В этой ситуации очень полезными оказались знания и навыки Ольги Вячеславовны Усовой, кандидата искусствоведения с высшим менеджерским образованием, Ольги Викторовны Скепнер, кандидата искусствоведения, имеющей филологическое образование и огромный опыт в организации крупных международных фестивалей, таких, как «Джаз в усадьбе Сандецкого». Каждый из членов новой кафедры имел определённую практику работы в прикладных направлениях, а некоторые молодые педагоги и сегодня успешно совмещают преподавательскую работу с деятельностью в журналистике, социальных медиа и связях с общественностью. Александра Нагорнова — пресс-секретарь консерватории (в прошлом сотрудник пиар-службы Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан), Наталья Арсёнова сотрудничает как редактор с Театром имени Кариева.
Вторая слева Ольга Проскурина, далее — Елена Дорощук, Елена Хадеева, Ольга Хомова
и студенты Майя Швецова, Сауле Булекова и Алина Раджабова
В первые годы работы кафедры очень помогало сотрудничество с кафедрой электронных средств массовой информации Казанского федерального университета, с кафедрой музыкальной звукорежиссуры Московского института современного искусства, Казанского института дополнительного профессионального образования работников социокультурной сферы. Благодаря творческим контактам с преподавателями этих учебных заведений удалось сформулировать стратегию подготовки новых специалистов.
Один плюс… один
Именно так в первый год выглядели цифры приёма абитуриентов на новую кафедру: два человека по направлению музыкальная журналистика и три — по направлению музыкальный менеджмент. Но какие это были студенты! Они и сегодня в профессии, и это — самая большая радость для преподавателей. Впрочем, цифры приёма и сегодня минимальны. Но уж лучше меньше, да лучше.
Новые специализации потребовали от студентов иного темпо-ритма работы. Они с первого курса окунулись в профессию: участвовали в проведении конкурсов, фестивалей, концертов, активно освещали культурные события города и республики, посещали редакции журналов и газет, выезжали с творческими коллективами консерватории на гастроли и вели репортажи с места событий, создавали сюжеты для телевидения. В числе студентов оказались ребята с разным «музыкальным прошлым». Были среди них музыковеды и вокалисты, струнники и духовики, пианисты и дирижёры. А на магистерскую программу пришли даже филологи и журналисты с университетским образованием.
«Шаблон — совершенно недопустимое зло во всяком творчестве»
Именно поэтому в нашем образовательном пространстве главное место занимают творческие проекты.
Одним из самых первых, содержательных и интересных стал проект, предложенный заведующей литературной частью Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Жанной Мельниковой. В рамках проводимых театром фестивалей, студенты-журналисты встречались с известнейшими музыкально-театральными критиками России, брали у них интервью, участвовали в беседах, узнавали о перспективах будущей профессии. После просмотра спектаклей у них была возможность участвовать во встречах с режиссёрами и артистами. Это — бесценный опыт практической работы журналиста.
Благодаря налаженным связям с Госоркестром Татарстана студенты-журналисты получили возможность участвовать в пресс-конференциях с выдающимися исполнителями современности и выпускать эксклюзивные беседы с артистами «топового» уровня. Студенты активно освещали концерты, фестивали и конкурсы Казанской консерватории, участвовали в подготовке и проведении пресс-подходов, прямых эфиров мероприятий в социальных медиа. Итогом разностороннего сотрудничества стали осуществлённые молодыми авторами и опубликованные в средствах массовой информации беседы с Элисо Вирсаладзе, Александром Князевым, Альбиной Шагимуратовой, Екатериной Мечетиной, Денисом Мацуевым и многими другими.
В разные годы в гостях у студентов и преподавателей консерватории с лекциями и мастер-классами побывали первый заместитель директора Свердловской государственной филармонии Рустем Хасанов, персональный менеджер и международный представитель пианиста Дениса Мацуева Алексей Пилюгин, заведующая кафедрой продюсерства исполнительских искусств Ростовской государственной консерватории Александра Крылова, главный редактор журнала «Музыкальная академия» и лектор Московской филармонии Ярослав Тимофеев, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт‑Петербурга Ольга Хомова и многие другие.
Студенты-менеджеры за время обучения принимали участие в самых разных мероприятиях в качестве волонтёров и осуществили немало интересных дипломных проектов. Площадками для их реализации стали Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева, залы Казанской консерватории, Малой академии искусств, творческой лаборатории «Угол». Некоторые программы были показаны в Ижевске, Набережных Челнах, а работа над магистерской диссертацией Жанны Мельниковой стала частью нового проекта Ольги Скепнер, фестиваля «Hôtel de ville» в Казанской Ратуше. Такое количество практики вполне соответствует прикладному характеру новых специализаций: ведь прикладной и значит практический.
Что в будущем?
Что сказать о перспективах новых специализаций? (Да и какие же они новые — им уже десять лет!) В большом городе, таком как Казань, культурные мероприятия должны играть не только развлекательную, но и консолидирующую роль. Они должны способствовать творческому сотрудничеству деятелей культуры, расширять художественное пространство города, которое дополнилось сегодня и виртуальными творческими проектами. Организовать рекламу для таких мероприятий, обеспечить контакты с профессионалами всех уровней, привлечь внимание прессы и потенциальных слушателей, а, в конечном итоге, способствовать созданию уникального художественного контекста и улучшения качества городской жизни. Именно эти задачи стоят перед выпускниками кафедры музыкально-прикладных технологий в их будущей свободно-творческой жизни.
Хадеева Елена Николаевна — заведующая кафедрой музыкально-прикладных технологий, кандидат искусствоведения.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев