«Всадник» нового времени
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан развернулась экспозиция Шестой Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник». Она посвящена Году родных языков и народного единства в Республике Татарстан и проходит под девизом «Это я! Бу — мин! That’s me! C’est moi! Das bin ich! Questo sono io! Soy yo! Se olen mina! Det är jag! Tas esmu es! Ку — эпӗ! Тиде — мый!..»
«Всадник»
нового времени
Ольга УЛЕМНОВА
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан развернулась экспозиция Шестой Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник». Она посвящена Году родных языков и народного единства в Республике Татарстан и проходит под девизом «Это я! Бу — мин! That’s me! C’est moi! Das bin ich! Questo sono io! Soy yo! Se olen mina! Det är jag! Tas esmu es! Ку — эпӗ! Тиде — мый!..»
Графический коллектив «Всадник» — одно из самых ярких явлений художественной жизни Казани первого десятилетия Советской власти. Художники «Всадника» вывели искусство графики нашего города на всероссийскую арену. Объединение программно заявило о развитии гравюры как самостоятельного и самоценного вида искусства. «Всадник» стал своеобразным и убедительным воплощением достижений мирового художественного авангарда. В нём отразились общие тенденции развития русской, советской и западноевропейской графики первых десятилетий ХХ века и проявились характерные особенности, связанные с интерпретацией национальных форм искусства. Весомый вклад внёс «Всадник» в развитие плаката, книжного и театрально-декорационного искусства Казани. За свою недолгую историю существования (1920–1924) объединение выпустило в свет более двадцати малотиражных изданий, оставило гравюрное наследие в несколько сотен листов. Сегодня они — вожделенные объекты музейного и частного собирательства.
30 лет, прошедшие после развала СССР и отказа от советской идеологии, в области искусства характеризуются снятием всяческих запретов и ограничений, необычайной свободой самовыражения творческих личностей, распространением в художественной среде новых форм самоорганизации, в том числе выставочной деятельности. Разнообразные арт‑фестивали и симпозиумы, биеннале и триеннале (то есть выставки, проводимые каждые два или три года соответственно), характерные для западного мира и поначалу непривычные для стран бывшего СССР, стали приметой новой постсоветской эпохи.
Не все подобные начинания в России прошли испытание временем. Тем ценнее опыт нашей республики, в которой с 2011 года проходит Казанская международная биеннале печатной графики «Всадник», названная в честь художественного объединения, деятельность которого в 1920-е годы превратила Казань в один из центров развития графического искусства России.
Её подготовкой и организацией занимаются неизменные кураторы Александр Артамонов и Ольга Улемнова, опираясь на коллектив музея под руководством Розалии Нургалеевой.
Печатная графика — необычный и заинтриговывающий вид искусства, требующий специальных знаний и умений не только от художников, но и от зрителей. Если в прошлом гравюра была изобретена для тиражирования уникальных произведений живописи и графики и тем самым сделала искусство более демократичным, доступным для самых широких слоёв населения, то сегодня печатная графика, благодаря широчайшему спектру выразительных средств, является полем для разнообразных художественных экспериментов и средством коммуникации художников из самых отдалённых географических точек планеты.
В нынешнем году в конкурсной программе Казанской биеннале участвуют более 180 художников из 25 стран мира — от Аргентины до ЮАР. По российским участникам биеннале можно изучать географию нашей большой страны — художники прислали свои произведения из Москвы и Санкт-Петербурга, из 49 больших и малых городов и посёлков — от Петрозаводска и Якутска на севере до Волгограда и Краснодара на юге, от Калининграда на западе до Владивостока и Хабаровска на востоке.
Все они по-разному подошли к теме биеннале и предложили свои варианты представления собственной личности. Как и ожидалось, на конкурсе много автопортретов, представляющих самые разные образные решения. Одни осмысливают себя через скрупулёзное воспроизведение собственных черт, осознают свою национальную принадлежность через традиционный костюм и орнамент, через древние и современные мифы, другие — выражают свою эмоциональную или духовную сущность в абстрактных формах, вскрывающих глубинные свойства индивидуума, которые сложно выразить фигуративно. Одни художники погружаются в родной язык, графически интерпретируя буквы и слова, ища в них разнообразные смыслы. Других художников волнуют современные проблемы: пандемийные ограничения, опасности техногенного развития общества, возрастные и гендерные противоречия, которые оказываются общими для стран и народов, несмотря на все различия в их истории и культуре. Многие художники остались в привычных для себя жанровых рамках пейзажа — ландшафтного, архитектурного, справедливо полагая, что в этом не менее точно и ярко выражается их личность, символизируя нерасторжимую связь человека с природой, с исторической памятью своего города, своей страны.
Произведения биеннале представляют самые разнообразные технические приёмы и художественные возможности печатной графики — от классических офорта и ксилографии, приверженцы которых есть в разных странах мира, до новейших модификаций печатных техник, сочетающих в себе достижения современных науки и технологии с изобретательностью самих художников. В них отразилось всё многообразие современного искусства, хранящего и переосмысливающего традиции прошлого, неустанно ищущего новые формы.
В рамках биеннале проводится спецпроект «Аз есмь… или Кто Я?» куратора и продюсера Натэллы Войскунской (Москва) с участием фотографа Дениса Гладкова и известных артистов балета, которые «примерили» на себя образы арт‑объектов, созданных художником-графиком Светланой Ланшаковой, на этот раз выступившей не только как офортист, но и как дизайнер.
Имена победителей и лауреатов биеннале на церемонии её открытия назвал председатель жюри конкурсной программы, заслуженный художник России, академик Российской академии художеств Александр Борисович Суворов. Среди них есть и наша землячка — молодая художница из Зеленодольска Регина Маврина, удостоенная премии имени Александра Туманова «За вклад в развитие искусства графики в Республике Татарстан», учреждённой Дмитрием Тумановым.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев