Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Вселенский храм Ильдара Ханова. Воспоминания о будущем

Журнал "Казань", № 5-6, 2013 Идель. Йеде Иль. В переводе с тюрки - семь стран или племенных территорий. Это - древнее название теперешней реки Волги, возможно, произошедшее от имени страны Булгар. Всё здесь дышит историей, воспоминаниями о древних народах и цивилизациях, множестве религий и верований, породивших современную культуру Татарстана. Когда-то...

Журнал "Казань", № 5-6, 2013

Идель. Йеде Иль. В переводе с тюрки - семь стран или племенных территорий. Это - древнее название теперешней реки Волги, возможно, произошедшее от имени страны Булгар. Всё здесь дышит историей, воспоминаниями о древних народах и цивилизациях, множестве религий и верований, породивших современную культуру Татарстана. Когда-то здесь появилось первое в Восточной Европе феодальное государство Булгар Иле, объединившее семь булгарских племен (Йеде Иль) и множество других, тюркских и финно-угорских. Именно цивилизация булгар сцементировала культуры народов великой тюркской империи - Золотой Орды, известной своей веротерпимостью и свободным развитием религий. Здесь прекрасно себя чувствовали и тенгрианцы, и шаманисты, и мусульмане, и католики, и православные, и буддисты, и иудаисты. Их защищала Яса Чингис-хана, основной закон Золотой Орды. Сегодня мы бы назвали её Конституцией. После распада империи преемниками золотоордынских традиций стали семь татарских государств, не знавшие религиозных войн и притеснений. Такова традиция этой земли.

Татарстан - одна из территорий России, где мало кто складывает отношение к человеку по его национальной принадлежности. У нас можно увидеть мечеть и церковь напротив друг друга, и никто не пытается осквернить храм другой конфессии. И только здесь, на земле Татарстана, могла в зримых формах возродиться золотоордынская идея мира и единения всех конфессий, воплотившись в формах Вселенского храма Ильдара Ханова.

Название «Вселенский храм», разумеется, метафора. Ещё никому и никогда не удавалось свести под одну крышу хотя бы три разные конфессии. А у него их здесь шестнадцать. Ни одна из религиозных структур не признала это здание. И не признает: каждая стремится сохранить и приумножить своё влияние. Создать храм всех религий нереально, да и не нужно, наверное. Но символически обозначить их как одну мирную семью в едином сооружении - почему нет? У каждой из них свои красота и величие, гордость и история… ведь мы же на одной земле живём.

Идея, конечно, кажется утопической. На первый взгляд. Здесь так живут веками, и многим кажется, что по-другому не бывает. Однако так не казалось Ильдару Ханову - Послу Мира, общавшемуся с Рерихами и Пабло Нерудой, Давидом Сикейросом и Юрием Гагариным, Далай-ламой и Папой Римским, дружившему с Владимиром Высоцким… многих можно перечислять. Для него не было невозможного и недостижимого, он это доказал уже тем, что на заработанные честным трудом деньги и без всякой поддержки со стороны построил то, что не под силу государству: Международный Культурный центр, объединивший под одной крышей культурные, медицинские, духовные и религиозные задачи. Он видел мир, постиг не только его внешнюю сторону, но и суть бытия, научился управлять своим организмом и судьбой, достигать невозможного. Мы ещё не оценили подлинное величие этого человека, хотя, казалось бы, чего проще? Имеющий глаза да увидит это чудо - Вселенский храм в пригороде Казани Аракчино, который построил один человек, абсолютно бескорыстно лечивший сотни людей в день, создавший целое направление в татарской монументальной живописи и скульптуре. Это не похоже на привычные нам татарские формы - ну и что? До сих пор считается, что татарское - это то, что цитирует прошлое. Но разве ряженый артист ансамбля песни и пляски больше татарин, чем Роальд Сагдеев или Фарид Мухаметшин? Разве имена Ринат, Марсель и Альфред - не татарские? Разве Театр оперы и балета, его Симфонический оркестр - не татарские? В искусстве Ханова не всякий способен увидеть традицию языческих балбалов и пазырыкских ковров, а разве это не искусство наших предков?

Вселенский храм - это программа будущего всего человечества, зримо воплощённая в причудливых формах хановского дома. И даже то, что внутри его каменных стен остался деревянный родительский дом, где он родился и вырос, родные стены, помнящие коллективизацию, голод, войну,- символично. За величественным фасадом не должен быть забыт простой человек, тепло родного очага. Как часто это случается, к сожалению.

Я намеренно нигде не употребил слово «архитектура», потому, что Вселенский храм Ханова - это не архитектура, а монументальная скульптурная композиция, оформленная в виде архитектурного со­оружения. Оно не спланировано изначально, это постоянно эволюционирующая скульптурная группа, прирастающая по мере рождения новых идей и возможностей. Так поступали наши предки: мемориальное сооружение возводили в форме Храма, вкладывая в его образ множество смыслов. Это кредо культурного развития Татарстана, его кыбла, прорыв в будущее через осознание величия прошлого. Его создатель есть плоть от плоти татарского народа, и его генетическая память подсказывает ему, как провести вектор культурного развития из прошлого в будущее, не растерять гуманистических традиций Булгарии и Золотой Орды, наших великих предков.

Международный Культурный центр Ильдара Ханова, по словам его создателя, пока построен едва ли на три процента. Но разве то, что уже сделано - не фантастика? И уж точно Ильдару Ханову удалось создать туристический объект, соперничающий с самыми знаменитыми памятниками Казани: Кремлём и Казанским университетом.

Нияз Халит - доктор архитектуры.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев