Открытие выставки Дмитрия Красильникова в «Хазинэ»
20 ноября в 16 ч. в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открывается 3-я выставка проекта «Московские казанцы» - «Дмитрий Красильников (1903-1951). Живопись, графика» Новая выставка Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан представляет творчество одного из ведущих мастеров графики Татарстана 1920-30-х годов Д. Н. Красильникова. На...
20 ноября в 16 ч. в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открывается 3-я выставка проекта «Московские казанцы» - «Дмитрий Красильников (1903-1951). Живопись, графика»
Новая выставка Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан представляет творчество одного из ведущих мастеров графики Татарстана 1920-30-х годов Д. Н. Красильникова. На выставке представлены более 70 произведений живописи и графики, книг, газет и журналов из собраний Государственного музея изобразительных искусств РТ, Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского, а также из архива семьи художника, бережно сохраненного его дочерью
Дмитрий Николаевич Красильников (1903-1951) - один из наиболее ярких представителей той плеяды молодых татарских художников, которая формировалась с середины 1920-х годов в стенах Казанского художественного института (с 1926 года - художественно-педагогического техникума). Молодые художники, в первую очередь, были призваны для работы в татарскую книжную и периодическую печать, которая в тот период активно развивалась как в Казани, так и в Москве. Они преобразили внешний облик книг и периодических изданий в соответствии с новым содержанием. В своем творчестве они преодолели вековые запреты на изображение животных и человека, строго соблюдавшиеся в татарской культуре, соединяя традиции арабской графики и татарского декоративного искусства с принципами академической художественной школы и достижениями европейского авангарда.
Д. Н. Красильников родился в 1903 году в дер. Средние Пинячи Казанской губернии в семье татар-кряшен. Изменения в жизни общества, порожденные революцией, позволили ему реализовать рано проявившиеся художественные способности. Он получил лучшее на тот период профессиональное образование, обучаясь сначала в Казани, затем в Москве во ВХУТЕИНе и в 1933 году окончил Полиграфический институт.
Творческая деятельность Д. Н. Красильникова началась еще в годы учебы в Казани. Он сотрудничал с журналами «Аул яшьляре», «Азат хатын», «Безнең юл», оформлял книги для Татиздата и Татнаркомзема, на страницах которых печатались его многочисленные рисунки в разнообразных жанрах, создавал яркие, привлекающие внимание обложки. Его рисунки отличались реалистической достоверностью и в то же время, изысканностью графической фактурой и особой лиричностью.
Во время учебы в Москве Д. Н. Красильников начал сотрудничать уже с московскими издательствами, выпускавшими национальную литературу, - «Молодой гвардией», Центральным издательством народов СССР и др. Он работал в татарских изданиях - в газете «Коммунист», в журналах «Ударниклар» и «Октябрь баласы», где подружился с Мусой Джалилем; в крупных русскоязычных журналах «Прожектор», «Смена», «Пионер» и др., где его иллюстрации и карикатуры печатались рядом с рисунками ведущих мастеров советской журнальной графики. В 1930-е годы Д. Н. Красильников начал заниматься плакатом, станковым рисунком и живописью, представляя свои работы на крупнейших выставках советского искусства, в том числе и за рубежом.
Великая Отечественная война стала переломным этапом в жизни и творчестве художника. Он храбро сражался на фронте, а после ранения был направлен для работы в редакцию партизанской белорусской газеты «Раздавим фашистскую гадину!», на страницах которой его рисунки, обличающие зверства фашистов, призывающие к стойкости и преданности, вносили свою лепту в борьбу с врагом. После окончания войны Д. Н. Красильников был оставлен в Минске для работы в новом сатирическом журнале «Вожык». Возглавляя художественную редакцию журнала, он внес огромный вклад в развитие белорусской сатирической графики. Так, юноша из отдаленной татарской деревни стал одним из ведущих художников-графиков не только Казани, но и Москвы, и Минска, внеся неоценимый вклад в развитие национального изобразительного искусства двух республик.
Выставка в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ - это первая персональная выставка Дмитрия Красильникова, которая представляет его и как графика, и как живописца, и позволяет по достоинству оценить все грани его незаурядного таланта.
Ольга Улемнова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев